logo
Баронин_Этническая психология_2000

1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии

Сложность изучения этнических процессов состоит не толь­ко в полном отсутствии в ряде случаев статистических матери­алов, но и в том, что до сих пор не выработана устойчивая эт­ническая терминология, отсутствует общепринятая типология этнических процессов, не разработаны четкие критерии, опре­деляющие степень завершенности этих процессов.

Чтобы в последующем лучше понять сущность этнопсихо­логии, необходимо рассмотреть такие термины, употребляемые в данной отрасли психологии, как психический склад нации, национальный характер, этнические стереотипы, этнические кон­фликты и эгоцентризм.

Исходя из теоретических положений психологии, основны­ми структурными компонентами национальной психологии можно считать: национальный характер, национальное чув­ство, особенности склада ума, национальный темперамент, обычаи, традиции, нравы, что можно объединить в понятие национального самосознания.

Психический склад нации как сочетание национального са­мосознания, чувства и характера имеет историческую приро­ду и эволюционирует с изменением условий жизни. Националь­но-психологические особенности проявляются по-разному у различных классов, социальных слоев, групп. Однако при рас­смотрении конкретных черт и особенностей психического скла­да нации достаточно сложно придерживаться этой трехзвенье­вой структуры, тем более что в повседневной жизни эти особен­ности проявляются в устоявшихся поведенческих стереотипах, в привычном образе действий в той или иной обстановке, что в большей степени относится к национальному характеру.

Понятие национального характера по своему происхожде­нию не теоретико-аналитическое, а описательное. Впервые его стали употреблять путешественники, а за ними — географы и этнографы для обозначения специфических особенностей по­ведения и образа жизни народов. При этом одни подразумева­ли под национальным характером свойства темперамента и эмоциональных реакций народа, другие описывали различия социальных установок, ценностных ориентации, морали, от­ношения к труду и т.д. Однако социальная и психологическая природа этих явлений различна. Национальный характер под­разумевает систему свойств не отдельного индивида, а много­численной группы — нации или народности.

Этническими стереотипами являются относительно устой­чивые представления о моральных, умственных, физических качествах, характерных для представителей различных этни­ческих общностей. В содержании данного термина, как пра­вило, зафиксированы оценочные суждения об указанных ка­чествах.

Упоминая об этнических конфликтах, мы говорим прежде всего о форме межгруппового конфликта, в котором группы с противоречивыми интересами поляризуются по этническому признаку. Нарастание конфликта сопровождается ростом эго­центризма, свойственного в той или иной степени этничес­кому самосознанию любого уровня развития, усилением ин­тенсивности циркуляции в обществе негативных этнических стереотипов. Подробнее этнические конфликты мы рассмот­рим в Главе 4.

Под эгоцентризмом как формой проявления этнического конфликта понимается неспособность индивида, сосредоточен­ного на собственных интересах, изменить исходную познава­тельную позицию по отношению к некоторому объекту, мне­нию или представлению даже перед лицом противоречащей его опыту информации. Корни эгоцентризма следует искать в не­понимании субъектом того, что возможно существование дру­гих, противоположных точек зрения, в наличии у него имп­лицитной уверенности в том, что психологическая организа­ция других людей тождественна его собственной.