Испанцы
По характеру испанцы серьезны, открыты, галантны, человечны. В своем поведении в обществе и в частной жизни испанцы обнаруживают некоторую торжественность. Для них характерно чувство собственного достоинства независимо от социального положения. В связи с этим в Испании распространена поговорка: «Король может сделать дворянином, один Бог делает кавалером». Естественная изящность в манерах и в поведении — следствие процветавшего некогда в Испании рыцарства.
Испанцы стремятся обращать внимание на внешнюю сторону жизни. Они старательно придерживаются моды в одежде и любят быть одетыми безупречно. Это связано с тем, что сознательное ощущение старается гармонировать с бессознательным чувством, выражающимся в желании достижения комфорта.
Испанцы в большинстве своем гостеприимны, легко идут на знакомство. После одного короткого разговора в кофейной испанец может пригласить к себе домой. Однако не принято приглашать домой деловых партнеров. Находясь в обществе иностранца, испанец никогда не позволит заплатить за себя; более того, испанец незаметно сделает так, что оплатит счет и за иностранца. Испанцы придают большое значение рекомендательным письмам уважаемых ими людей. Испанцы легко формируют знакомства, однако разорвать отношения им мешает их чувство такта, что приводит к постоянному расширению их связей.
Испанцы отличаются учтивостью и терпеливостью, умением переносить трудности и приспосабливаться к ним. Одновременно с этим они легко принимают участие в массовых движениях различного характера. Однако, в отличие от немцев, их участие характеризуется желанием получить дополнительные ощущения, которые в дальнейшем отложат отпечаток на чувства. Так, испанский характер наиболее ярко проявился в ходе восстания против Наполеона в 1808 году, когда вся нация встала на борьбу без генералов и правительства.
В психической установке испанцев преобладает ощущение, которое обусловлено объектом. Функция чувственного восприятия (sensu stritiori) абсолютна. В качестве чувственной перцепции, по мнению К.Г. Юнга, ощущение зависит от объекта, однако также существует зависимость и от субъекта. В связи с этим существуют субъективное и объективное ощущения испанцев. Ярким примером проявления сенсорной функции у испанцев является коррида. Это самое любимое развлечение народа, уходящее своими корнями во времена Древнего Рима с боями гладиаторов. Несмотря на то, что на испанцев большое влияние оказало мавританское владычество, оставившее след в культуре, языке, обычаях и привычках, они сохранили некоторые черты древних римлян. Сопоставляя психологические черты испанцев и итальянцев, приходим к выводу о достаточной общности их характера. В связи с этим можно утверждать, что и римляне также принадлежали к ощущающим экстравертам. Любовь к корриде объясняется и тем, что функция ощущения заставляет их посещать массовые собрания, активно отдыхать и получать новые ощущения. В то же время внутренние психологические проявления кажутся им нездоровыми и они стремятся уйти от них, устраивая фиесты, отправляясь на корриду и т.д.
Иногда испанцы становятся грубыми искателями удовольствия. Это справедливо в первую очередь для южноамериканских выходцев из Испании. При этом психологические проекции дают начало подозрениям, ревностным фантазиям и состояниям беспокойства.
Испанцы очень вежливы. Однако их вежливость лишена театральности, а привлекает своей изящностью и непринужденностью.
Проявление компенсаторной функции — интровертной интуиции — у испанцев выражается в наивном присоединении к религиозным движениям, в детском интересе к оккультным вещам. Так, Испания была самой католической страной в мире. Однако сознательное подавление данной функции во времена инквизиции привело к тому, что испанцы стали равнодушны к религии. Религиозность осталась у них в качестве привычки, а само слово «религия» потеряло свое значение, но только в Испании и Италии получила развитие настоящая католическая живопись с античными элементами.
Испания — страна предрассудков, которые осложняют жизнь и мешают экономическому росту. Предрассудки испанцев можно рассматривать как остаточное действие религиозного чувства. Именно оно превращается в нелепое суеверие, а примитивная интуиция вырождается в личную причуду, уходит вглубь человеческой мелочности, вместо того, чтобы идти вширь. Предположения всякого рода только усиливают ощущения. При этом совсем не обязательно, чтобы ощущения усиливались только в приятном смысле.
В «Письмах об Испании» В. Боткин писал: «В Испании богатство лежит у ног человека — стоит только наклониться за ним; но испанцы еще не любят наклоняться».* Подобная черта характера может быть объяснена климатическими особенностями территории проживания. В жаркий период жизнь в Испании начинается только к вечеру. Пожалуй, этим объясняется и тот факт, что в Испании поздно принимают пищу: завтракают в 14 часов, а обедают в 22 часа. При этом за столом не принято говорить о политике, корриде и личной жизни, так как, организовав прием пищи, они пытаются окружить себя приятными собеседниками, чтобы получить новую порцию ощущений. Климатические особенности влияют также и на работоспособность испанцев. Однако если в других странах праздность считается пороком, то в Испании она к числу пороков не относится. Испанцы говорят, что человек сотворен для того, чтобы ничего не делать.
* Боткин В. Письма об Испании. — Л., 1976. — С. 99.
У испанцев, как и у африканцев, существует понятие, напоминающее «африканское время». Они обязательно опаздывают, считая это признаком вежливости и хорошего тона. Данная черта характера не подходит под определение ощущающего экстраверта К.Г. Юнгом, однако, учитывая подобное явление у африканцев, возможно, что оно осталось как наследие мавританского владычества.
В течение своей жизни испанцы накапливают реальные наблюдения над конкретным объектом и, чем ярче он выражен, тем меньше они пользуются своим опытом. То, что они ощущают, ведет их к новым ощущениям. Они подвержены ощущению иррациональной случайности так же, как и ощущению рационального свершения. Их постоянный мотив состоит в том, чтобы ощущать объект, иметь чувственные впечатления.
В испанском обществе отношения складываются на балансе сил. Любые усиления тех или иных людей или группировок приводят к немедленным реакциям восстановления нарушенного равновесия. Атмосфера такого коллектива пронизана дипломатической игрой, переговорами, обещаниями и всяческими временными компромиссами. Периодически в нем разгораются кратковременные недоразумения, которые регулируются путем позиционного торга. Люди относятся друг к другу с недоверием. Хотя с окружающим миром у испанцев разнообразные связи и полное понимание.
Тактика проведения деловой встречи с испанцами
Рассматривая особенности делового этикета, следует отметить тот факт, что испанцы уделяют особое внимание тому, чтобы переговоры велись с равными по положению лицами. Фактор авторитета, как видим, здесь не играет никакой роли. Регламент встречи часто не соблюдается, так как обсуждение проблемы партнерами с испанской стороны начинается с погоды, спорта, достопримечательностей города.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление