Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
За последние годы контакты между украинскими и американскими предпринимателями во всех областях резко расширились и продолжают расширяться. Именно поэтому в мире особое внимание уделяется тому, как ведут переговоры представители нашей страны.
По мнению многих специалистов, украинский стиль значительно отличается, например, от американского, характерные черты которого в нашем понимании — напористость, агрессивность, грубость. И это вызывает у наших участников переговоров недоумение, а иногда и нежелание вести дальнейшие переговоры. Однако дело в том, что американские предприниматели получают образование, ориентированное на напористость, и этот момент надо учитывать.
Другая отличительная сторона украинского стиля состоит в том, что мы обращаем внимание скорее на общие цели и относительно мало уделяем внимание тому, как их можно достичь. В то же время вопрос, как достичь той или иной цели, является ключевым, например, для американских участников переговоров. Такое расхождение в отношении деталей может затягивать выработку совместных договоренностей, а в некоторых случаях вообще тормозить процесс.
Подходя к решению проблем на переговорах, украинские предприниматели предпочитают действовать осторожно, не рисковать. В случае, если существует выбор между более или менее рискованными вариантами решения, наверняка будет выбран второй вариант. Боязнь риска ведет за собой и ограничение инициативы. Поэтому по крайней мере до недавнего времени украинские участники переговоров скорее реагировали на то, что предлагал партнер, чем выдвигали собственные варианты решения.
По мнению американских исследователей, украинские предприниматели понимают компромисс в основном как сближение позиций на основе взаимных уступок, и это вынужденное и временное явление. Отсюда ориентация не на то, чтобы выйти за рамки первоначально заданных позиций, а попытки искать решения именно внутри этих позиций.
Как утверждают западные исследователи, украинская тактика ведения переговоров отличается еще и тем, что наша сторона часто в начале переговоров старается занять прочную позицию, характеризующуюся значительным завышением требований. Затем после длительных дискуссий происходит сближение позиций сторон. При этом уступки нашими предпринимателями рассматриваются как проявление слабости, поэтому делаются весьма неохотно. Часто используются приемы, направленные на получение преимуществ в ходе переговоров.
Особенностью поведения украинских участников переговоров, отмеченной американскими исследователями, является также быстрая смена настроений и установок в отношении партнера: то крайне дружеское расположение, то проявление официальности, исключающее любые личные симпатии.
В последние годы десятки тысяч украинских и американских предпринимателей садились за стол переговоров, но результатом большинства таких встреч было отсутствие реального бизнеса. Данный факт обусловливает необходимость исследования различий в тактике ведения деловых переговоров и бизнеса между украинскими предпринимателями и представителями деловых кругов других стран
Раздел 3 КЛАССИФИКАЦИЯ ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ, ПРОГНОЗИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕНИЯ В ЭТНИЧЕСКИХ ОБЩНОСТЯХ
Глава 1 ЗНАЧЕНИЕ РЕЛИГИИ В ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ОБЩНОСТИ
Религия, так же как язык и обычаи, является созданием человеческого общества. Как язык хранит в себе религиозные предания, из которых каждый приобретает собственную религиозность, так из нравов возникает особенно ценимый и почитаемый круг религиозных обычаев и культов. Именно поэтому психология религии может быть определена как часть этнической психологии. Религия способна мобилизовать людей, обращаясь к их преданности ценностям.
Верить означает знать, что то, во что верят, исполнится на самом деле. Каждый человек верит по-своему, несмотря на свои сомнения и свои познания в современной науке. Точные науки не дают нам ясных ответов на наши вопросы о границах Вселенной, о том, почему мы живем и что происходит с нами после физической смерти. Вокруг нас господствуют хаос, суматоха, войны, нищета. В этой ситуации религия вносит порядок в хаос тем, что она вводит Бога как управителя и мыслителя в неразгаданном нами «мировом плане». Он руководит и думает за людей, берет за руку и указывает правильный путь, дает здоровье, утешает и лечит. Однако в мире существует множество религиозных течений, которые, в свою очередь, влияют на психологические особенности этнических общностей. Очевидны различия в психологии таких религиозных течений, как, например, ислам и христианство, что определяет отношения между исповедующими их этническими группами.
Религия воздействует как на сознание, так и на бессознательное масс, изменяя соответствующим образом коллективное бессознательное. Однако не религия формирует этнические общности, наоборот, отдельные этносы создают свою систему верований. Не существует таких религий, которые были бы ложными. Все они отвечают данным условиям человеческого существования. Одновременно с самим созданием религиозного течения этнос применяет религиозный символизм, черпая его из недр своего коллективного бессознательного. Например, австралийцы делали эмблемами своих племен самые простые существа, обитающие вокруг них.
Религия оправдывает себя потому, что она в глазах масс оправдывает и превозносит общество. Таким образом, религия укрепляет этнос, являясь дополнительным связующим звеном группы. Именно посредством нее этническая группа передает составляющим ее индивидам часть своей индивидуальности. Однако С. Московичи, например, справедливо утверждает, что «ни одна религия не может быть любовью, не являясь ненавистью».* Действительно, как утверждает Раймон Арон, «сущностью религии будет внушение людям фанатичной преданности отдельным группам и закрепление преданности каждого на сообществе, а тем самым, враждебности к другим».** Для того чтобы поверить в реальность группы и ее целей, необходимо предварительно поверить в силу ее иллюзии, эмблемы или символа, которые ее представляют. Этническая группа, не соблюдающая этих правил, уклоняющаяся от них, ослабляется, распыляется, теряет влияние на своих членов. Примером этому могут служить страны исламского мира, которые сохранили свою индивидуальность на протяжении многих веков именно благодаря сильной религиозности их членов. Ислам для них — основа централизации, законности и стабильности. Феномен этнической устойчивости исламских стран состоит в том, что, определяя главной фигурой пророка Мухаммеда, они стабилизируют административную систему. Кто бы ни стал имамом или главой государства, народ его поддержит, ибо так соизволил Аллах. Одновременно с этим религия устанавливает моральные нормы, облегчающие управление в пределах этноса.
* Московичи С. Машина, творящая богов. — М., 1998. — С. 74.
** Цит. по: Московичи С. Машина, творящая богов. — С. 74.
Однако с точки зрения этнической психологии религия является отражением знаний о той или иной группе. Этнос, создающий религиозное течение, отражает в нем свою психологию. Так, по мнению К.Г. Юнга, Бог совпадает с комплексом представлений, объединившим в себе наибольшую сумму психической энергии. Следовательно, содержание религиозного течения в этносе отражает его психический склад.
По положению религии в обществе можно судить о происходящих в нем процессах. Так, Э. Дюркгейм пишет: «Поскольку боги являются всего лишь коллективными персонифицированными идеалами, то всякое ослабление веры свидетельствует о том, что сам идеал ослабляется; а он не может ослабляться иначе, как если оказывается пораженной сама социальная жизнеспособность. Одним словом, народы неизбежно умирают, когда умирают боги, если боги являются ничем иным, как народами, мыслимыми символически».*
* Durkheim E. Textes — Paris, 1899. — Т.2. — Р. 30.
Таким образом, для превращения религии индивида в функцию этноса у него необходимо отнять все прочие зависимости и обусловленности. Религия дает этносу необходимый запас прочности против многообразного воздействия извне. Вероисповедание становится исповеданием определенных коллективных убеждений. Церковь, по утверждению К.Г. Юнга, «ничуть не меньше подчеркивает идеал общности, а там, где церковь слаба, как в протестантизме, там болезненно ощущаемая утрата связей между людьми компенсируется надеждой и верой в «чувство общности».*
* Юнг К..Г. Аналитическая психология. — М., 1995. — С. 126.
Как отмечает Г. Лебон в своей книге «Психология толп», «благодаря верованиям, люди каждой эпохи окружены сетью традиций, мнений, привычек, от ига которых они не в состоянии избавиться и которые обусловливают их взаимное сходство Эти верования управляют людьми так же, как и вытекающие из них обычаи, руководящие всеми малейшими актами нашего существования настолько, что даже самый независимый ум не может совершенно освободиться от их власти».* В подтверждение этому Г. Лебон, сравнивая влияние на массы Тиберия, Чингисхана, Наполеона и Моисея, Будды, Магомета, приходит к выводу о том, что «заговор может свергнуть тирана, но что он может сделать против какого-нибудь прочно установившегося верования».**
* Ле Бон Г. Психология толп. — М., 1998. — С. 212.
** Там же.
Общеизвестно, что все основные религии — буддизм, христианство, ислам — вызывали массовые обращения среди целых рас, которые формально сразу их принимали. Однако при более внимательном рассмотрении видно, что принятие новой религии заключалось лишь в изменении названия старой. Изменения верований при переходе от одного народа к другому могут быть и столь значительными, что вновь принятая религия не имеет ничего общего с религией, название которой она сохраняет. Так, например, китайский буддизм настолько сильно отличается от буддизма Индии, что вначале долгое время рассматривался учеными как самостоятельная религия. Другим примером может послужить ислам, который, несмотря на простоту монотеизма, имеет резкие отличия в Саудовской Аравии, Индии и ОАЭ. Однако наиболее ярким примером может явиться Алжир Он заключает в себе два абсолютно различных народа: арабов и берберов. Оба данных народа исповедуют ислам, но от ислама первых до исламизма последних очень далеко. Полигамия Корана у берберов превратилась в моногамию, а сама религия представляет собой соединение ислама с язычеством, берущим свои истоки со времен Карфагена.
Таким образом, определенная этническая группа перенимает религию только в том объеме, который совпадает с ее психологией. Со временем религия принимает все новые и новые очертания, видоизменяясь вместе с характером этноса. Именно это обусловливает различия течений в пределах одной религии.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление