1.7. Функции этнической психологии
Этнопсихология, как и любая наука, выполняет в обществе свои функции. Выделяют следующие функции этнопсихологии:
• гносеологическую;
• описательную;
• прогностическую;
• культурологическую;
• коммуникативную;
• этнополитическую;
• воспитательную.
Под гносеологической функцией следует понимать задачу познания закономерностей, возникающих в психике субъектов этнопсихологии. Гносеологическая функция предусматривает также изучение возможности познания и отношение знания к объективной реальности, в ходе чего исследуются ступени и формы процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
Под описательной функцией следует понимать задачу распознания и определения характерных черт и признаков каждой этнической общности. Это функция психологического исследования, состоящая в фиксировании результатов изучения этнических групп и общностей при помощи определенных систем обозначения, принятых в науке.
Как одну из функций этнопсихологии, имеющую большое значение для государств на современном этапе, выделяют прогностическую функцию. Суть ее заключается в теории и практике прогнозирования, осуществляемого на базе этнопсихологии. При помощи прогностической функции этнопсихологии можно получить, например, сведения о возможности возникновения этнических конфликтов на территории определенного государства либо спрогнозировать межличностные отношения членов нескольких этнических общностей.
Под культурологической функцией понимается изучение этнопсихологией культурных процессов, происходящих в конкретном этносе, а также особенности обычаев, обрядов, фольклора, присущих определенной этнической общности.
Коммуникативная функция предполагает изучение процессов межличностного общения членов различных этнических групп. Другой стороной коммуникативной функции является изучение особенностей поведения членов различных этнических групп в межличностном общении.
Этнополитическая функция этнопсихологии предполагает тщательное изучение политических процессов, происходящих в этнических группах, с соответствующей выработкой рекомендаций по бесконфликтной политике государства по отношению к населяющим его этническим группам, учитывая интересы национального большинства и меньшинства страны.
Под воспитательной функцией понимается изучение психологии представителей различных этнических групп с целью формирования наиболее эффективной программы образования и воспитания с учетом специфики их психических особенностей. С другой стороны, воспитательная функция позволяет избегать формирования этнических предрассудков и способствует интернациональному воспитанию общественности, целью которого является бесконфликтное общение в пределах многонационального государства. Основными задачами воспитательной функции этнопсихологии в Украине являются:
• разработка теоретических и методологических положений по проблемам национального воспитания, адекватных требованиям национальной школы и соответствующих институтов украинского государства на современном этапе;
• переосмысление целей воспитания, форм его организации в соответствии с запросами времени и задачами суверенной Украины;
• создание целостной системы национального воспитания, которая представляет собой логическую взаимосвязь национальной культуры, языка, науки, образования, традиций и веры;
• обоснование необходимости введения в содержание воспитания национального компонента, связанного с общечеловеческими ценностями, то есть усвоение ценностей своего народа с учетом культурных особенностей других народов;
• раскрытие механизмов передачи этнокультурных традиций в процессе воспитания молодежи.
Национальное воспитание при этом выступает не только фактором повышения воспитательного влияния на личность, но и средством успешного развития нации. Г. Сковорода писал: «Каждый должен познать свои народ и в народе познать самого себя... Если ты украинец, будь им... Если ты поляк, то будь поляком... Все хорошо на своем месте и в своей мере».*
* Цит. по: Педагогические идеи Г. Сковороды / Под ред. А. Дзеверина. - К., 1972. - С. 33.
В связи с воспитательной функцией важной категорией этнопсихологии выступает «национальное самоуважение» — морально-этическая оценка нацией своих собственных поступков, моральных особенностей, мотивов, совести нации. Способность к национальному самоуважению формируется в длительном процессе социализации нации, становления национальной культуры. В связи с этим возможно выделение двух уровней национального самоуважения:
• психологическое отношение к ценностям собственной нации, выражающееся в национальной гордости;
• моральное самосознание как форма проявления права нации на самоопределение.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление