logo
Баронин_Этническая психология_2000

1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии

Развитие человеческого общества сопровождалось расши­рением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности на­ряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, воен­ная, политическая и экономическая необходимость, предпри­нимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных.

О наличии психологических особенностей склада наций упоминалось в трактатах Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона. Еще Гиппократ пытался связать особенности народных характеров с различиями в климате и географичес­ких условиях территории проживания. Подобные размышления встречаются и у Монтескье, варьировавшего понятие «народ­ный дух» в зависимости от среды и климата, в которых прожи­вает народ. Однако схожие в географическом отношении страны — Канада и Россия, например — населены представите­лями совершенно разных наций, а «речные» цивилизации Ни­ла и Янцзы столь же резко отличаются одна от другой, как и цивилизации «островные» — минойская, японская, эллинская. Несмотря на то, что научный подход к пониманию пробле­мы сформировался только в работах таких классиков филосо­фии, как Локк, Руссо, Гегель, Гердер, одним из первых иссле­дователей в области этнопсихологии остается Гай Юлий Це­зарь, написавший несколько книг об особенностях поведения различных народов. Так, до нашего времени дошли «Нравы галлов» и «Нравы германцев», в которых Цезарь не только описывает быт этих народов, но и пытается сделать выводы о специфике их характера.

Создание специальной дисциплины — психологии наро­дов — было провозглашено в 1860 году М. Лацарусом и X. Штейнталем, трактовавшими «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, а также их самосознание. Его содержание должно было раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.

Со второй половины XIX века этнопсихология стала изу­чать проблемы народного творчества в самых различных его проявлениях. С этого момента начинают развиваться такие направления этнопсихологии, как:

• проблемы народного творчества;

• проблемы брака и семьи у различных народов (Л. Мор­ган, В. Зомбарт, Ф. Энгельс);

• специфика норм права, общественного строя различных стран и народов (В. Липинский, Н. Ковалевский).

В XIX веке широкое распространение имели идеалистичес­кие теории «народного духа», согласно которым каждый на­род изначально обладает определенными духовными качества­ми, которые раз и навсегда определяют его возможности. Эти теории идеологически оправдывали исторически сложившее­ся разделение наций на господствующие и подчиненные. Ког­да выявилась несостоятельность этих теорий, на смену им при­шла биологическая интерпретация национального характера, рассматривающая его как нечто обусловленное генетически и передающееся по наследству. При этом допускалось неправо­мерное смешение национальных особенностей с расовыми. В отличие от общественно-исторической общности, какой явля­ется нация, раса — это естественноисторическое образование, и принадлежащие к ней индивиды действительно отличаются относительной общностью генов. Эти генетические различия проявляются не только в определенных внешних признаках (цвет кожи, форма волос и т.п.), но и в особенностях проте­кания некоторых физиологических процессов, разумеется, в пределах общечеловеческой нормы. На этом основании неко­торые ученые утверждали, что разные расы обладают и гене­тически обусловленными (а следовательно, принципиально не­устранимыми путем воспитания) психологическими особенностями. Однако тщательное исследование показало, что со­держание психических процессов, специфическая направлен­ность способностей, структура потребностей и интересов и т.п. зависят не столько от биогенетических, сколько от социаль­но-культурных факторов. Особенно острые споры вызвал во­прос об умственных способностях представителей различных этнических групп, который сыграл немаловажную роль в фор­мировании расистских взглядов некоторых зарубежных авторов конца XIX века.

В развитии этнопсихологии немалую роль сыграли украин­ские этнографы и писатели, среди которых необходимо в пер­вую очередь отметить М. Драгоманова, В. Гнатюка и М. Гру­шевского. Достаточно прогрессивные концепции о развитии украинского общества, народа, государства и психологии украинцев принадлежат Н. Костомарову и В. Антоновичу. Так, Н. Костомаров придерживался той точки зрения, что геогра­фическое положение и исторические условия обусловливают психологическое своеобразие наций и народностей, что пол­ностью подтвердилось последующими исследованиями отече­ственных и зарубежных ученых.

В Украине и в России в 20-х годах проблемой этнопсихо­логии занимались представители культурно-исторической школы во главе с Л.С. Выготским. Предметом этнопсихоло­гии Л.С. Выготский считал межкультурные, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» цивилизованных обществ, а основным ме­тодом этнопсихологии — инструментальный.

В истории развития этнопсихологии особое место занимает и работа Д. Овсянико-Куликовского «Психология националь­ности».* В данной работе показано, что язык — основа народ­ной психики, что национальная специфика лежит в особен­ностях мышления, которое формируется исторически.

* См.: Овсянико-Куликовский Д. Психология национальности. Петроград, 1922.