3.5. Этническое самосознание
Мы уже несколько раз использовали понятие «этнос», но при этом рассматривали лишь общий механизм его формирования и существования. Признак принадлежности к этносу сам по себе может вызвать споры и привести к конфликтам. Проблема, таким образом, заключается в том, какое внутреннее содержание придается тому или иному внешнему признаку. Можно проследить процесс формирования этнического самосознания на модели, непосредственно связанной с этнопсихологией.
Представим себе существование некой группы людей, выделяющейся по национальному признаку (обозначим ее группа «А»), проживающей на определенной территории, среди другой, более многочисленной группы (группа «Б»). При этом данная группа «Б» не делает различия между собой и группой «А». Этнос «А» по сути не существует, поскольку не делает различий в общении и контактах между представителями своей группы и группы «Б». Обозначим такое сосуществование знаком «+». Однако вскоре ситуация изменяется. В связи с социальными либо экономическими событиями группа «Б» приходит к выводу о том, что присутствие представителей другой национальной группы ограничивает социальные и экономические возможности представителей группы «Б». С этого момента группа «А» начинает подвергаться гонениям и нападкам. Это положение осложняется и тем, что некоторые индивиды как группы «Б», так и самой группы «А», которые обычно имеют небольшие шансы на успех в «+» среде, видят в этой ситуации личные перспективы. Противостояние продолжается, и представители группы «А» видят два выхода из сложившейся ситуации: либо покинуть территорию группы «Б» поодиночке и таким образом стать презираемыми, либо объединиться и в этом случае продолжать борьбу до тех пор, пока они не погибнут или не заставят уважать себя. При этом чем сильнее будет агрессия со стороны группы «Б», тем прочнее будет сплочение представителей группы «А». Подобное происходит не только в обществе, но, например, и в тюрьмах. Так, в тюрьмах США государственного подчинения, где срок наказания составляет 10—25 лет, заключенные разбиваются на белые, черные и цветные общины, враждующие между собой.
Таким образом, этническое самосознание возникает тогда, когда существует противопоставление этнической группы окружающему ее миру. Индивид может чувствовать саму этническую общность либо общность этнопсихологических признаков. Этническое самосознание может также проявляться в моменты приобщения к культуре своих предков. В данном случае проявляется фактор коллективного бессознательного, которое детально рассмотрено Карлом Густавом Юнгом. Здесь проявляются особенности личностной психологии. Генетически заложенный опыт предков проявляется в бессознательном влечении к их этнической культуре. Поэтому у людей, проявление бессознательного которых достаточно активизировано, принадлежность к определенной этнической культуре определяет поведение. Каждый из нас является носителем коллективного бессознательного опыта филогенетического развития человечества в силу принадлежности к человеческому роду и культуре, и именно этот пласт бессознательного есть нечто глубинное, сокровенное, определяющее особенности мышления и чувствования. В связи с этим коллективное бессознательное в некоторой степени становится частью личного бессознательного, в частности в процессе воспитания и пребывания в среде своего этноса.
Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания себя субъектом этнической общности. В данном случае наблюдается эффект, напоминающий приобщение человека к религиозным организациям. Осознавая себя членом какой-либо этнической группы, человек в какой-то мере подавляет в себе страх перед обществом в целом. Члены данной этнической группы представляются ему близкими людьми, в силу чего на них возлагаются личностные надежды индивида. Он уже не осознает себя одиноким и беспомощным, а в массе людей, составляющих этническую группу, он чувствует себя уверенно и ощущает «мнимую» поддержку. Такое проявление этнического самосознания наблюдается у людей, покинувших территорию проживания своей этнической группы и находящихся среди представителей другого этноса. Для них чувство одиночества и неуверенности в окружении другого этноса компенсируется осознанием того, что они не одиноки в этом мире и принадлежат к определенной этнической группе. На этом принципе основаны все диаспоры. Если проследить причины их возникновения, окажется, что переселенцы образовывали этносы с целью «выживания» на территории чужой страны. Однако в некоторых случаях возможно наблюдать и такие феномены проявления этнического самосознания, как, например, в США В Нью-Йорке существуют целые кварталы с концентрированным проживанием китайцев, итальянцев и т.д. Но из-за утраты связей со своей родиной эти этнические группы трансформировались в отдельные этносы по национальному признаку, не отождествляя себя при этом со своими предками на этнической родине.
Говоря об этнической самоидентификации, мы сталкиваемся с проблемой отождествления себя с той или иной этнической группой. Когда это отождествление затруднено в силу определенных причин (затруднения в определении национальности, незнание своего происхождения и т.д.), человек сам пытается найти в себе признаки этнической группы, после чего заявляет о своей принадлежности к этой группе. То же справедливо сказать и об этнической самоидентификации в масштабах народа. Встречается множество случаев, когда целый народ пытается найти своего предка и таким образом самоидентифицировать свою этническую принадлежность.
Некоторые ученые полагают возможным отождествление древних этносов с современными этническими группами по историческим документам. Результаты таких исследований поражают воображение, однако противоречат действительности, поскольку игнорируется историческая эволюция древних этносов. В течение нескольких веков этническая группа может преобразоваться до неузнаваемости либо даже исчезнуть, ассимилировавшись с другими этносами. После изменений уже невозможно говорить о наследовании национального характера, культуры, языка. В связи с этим определение этнической принадлежности невозможно основывать на результатах исторического анализа. Справедливость такого замечания несложно проверить, сопоставляя, например, антропологические характеристики современного представителя определенной этнической группы и его «предка». Говорить о неизменности этнических общностей можно лишь в случае особого географического положения (островного) либо ограниченного миграционного процесса. Невозможно, например, утверждать, что древние германские племена являлись представителями той же этнической группы и прямыми предками современных жителей Германии. Безусловно, часть из них осталась на территории современной Германии, однако большая часть в результате миграции покинула эти земли, образовав новые этнические группы (франки, остготы, бургунды). Или возьмем, к примеру, французов, обратившись к «Истории в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера». «Первоначально французы назывались франками; и надо заметить, что почти все европейские нации раньше укорачивали названия, которые мы теперь удлиняем. Галлы назывались вельшами, как и до сих пор именуют французов почти по всей Германии; несомненно английские вельши, которых мы называем валлийцами, были колонией галлов. Когда франки осели в стране первых вельшей, называемой римлянами Галлией, нация оказалась составленной из покоренных Цезарем прежних кельтов и галлов, поселившихся там римских семей, переселившихся туда ранее германцев и, наконец, франков, ставших господами страны при их вожде Хлодвиге. Пока существовала монархия, объединившая Галлию и Германию, все народы от истоков Везера до галльских морей назывались франками. Но когда в 843 году по Верденскому договору при Карле Лысом Германия и Галлия были разделены, название франков осталось у народов Западной Франции, которая и удержала имя Франции. Название «француз» известно лишь с середины Х века».* Очевидно, что национальный характер французов все же изменился, хотя на их территории не происходили какие-либо значительные миграционные процессы. Следует также обратить внимание на то, что вельши и французы не являются одним и тем же народом.
* История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. — Л., 1978. — С. 181.
В связи с этим представляются довольно спорными попытки отождествлять какую-либо древнюю этническую группу с современной и сопоставлять этнические процессы с историческими. Исторический процесс не учитывает изменения, например, национального характера, тогда как со временем практически каждая нация претерпевает изменения своей психики под влиянием внешних либо внутренних факторов.
Формирование этнического самосознания — процесс длительный и противоречивый, оказывающий непосредственное влияние на существование данной этнической общности. Известно, какую значительную роль играет национальное самосознание (как высшая форма этнического самосознания) в процессе самоопределения народов и в их борьбе за независимость. Вместе с тем эксплуатация определенными политическими силами идей национальной исключительности и самобытности, противопоставление интересов «своего» народа в ущерб интересам других народов может привести к националистическому психозу. Возрастающая роль этнического самосознания на современном этапе исторического развития выдвинула его в качестве основного этнического определителя при составлении переписей населения, что нашло теоретическое обоснование в работах В.И. Козлова,* П.И. Кушнера.**
* См.: Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития // Вопросы истории. – 1968. – №9.
** См.: Кушнер П.И. О методах определения этнического состава населения в полосе этнических границ // Краткие сообщения Института этнографии. — М., 1950. — Вып. 11.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление