logo
Баронин_Этническая психология_2000

3.5. Этническое самосознание

Мы уже несколько раз использовали понятие «этнос», но при этом рассматривали лишь общий механизм его формиро­вания и существования. Признак принадлежности к этносу сам по себе может вызвать споры и привести к конфликтам. Про­блема, таким образом, заключается в том, какое внутреннее содержание придается тому или иному внешнему признаку. Можно проследить процесс формирования этнического само­сознания на модели, непосредственно связанной с этнопси­хологией.

Представим себе существование некой группы людей, вы­деляющейся по национальному признаку (обозначим ее груп­па «А»), проживающей на определенной территории, среди другой, более многочисленной группы (группа «Б»). При этом данная группа «Б» не делает различия между собой и группой «А». Этнос «А» по сути не существует, поскольку не делает различий в общении и контактах между представителями сво­ей группы и группы «Б». Обозначим такое сосуществование зна­ком «+». Однако вскоре ситуация изменяется. В связи с соци­альными либо экономическими событиями группа «Б» прихо­дит к выводу о том, что присутствие представителей другой национальной группы ограничивает социальные и экономичес­кие возможности представителей группы «Б». С этого момента группа «А» начинает подвергаться гонениям и нападкам. Это положение осложняется и тем, что некоторые индивиды как группы «Б», так и самой группы «А», которые обычно имеют небольшие шансы на успех в «+» среде, видят в этой ситуа­ции личные перспективы. Противостояние продолжается, и представители группы «А» видят два выхода из сложившейся ситуации: либо покинуть территорию группы «Б» поодиночке и таким образом стать презираемыми, либо объединиться и в этом случае продолжать борьбу до тех пор, пока они не погиб­нут или не заставят уважать себя. При этом чем сильнее будет агрессия со стороны группы «Б», тем прочнее будет сплоче­ние представителей группы «А». Подобное происходит не толь­ко в обществе, но, например, и в тюрьмах. Так, в тюрьмах США государственного подчинения, где срок наказания составляет 10—25 лет, заключенные разбиваются на белые, черные и цвет­ные общины, враждующие между собой.

Таким образом, этническое самосознание возникает тогда, когда существует противопоставление этнической группы окру­жающему ее миру. Индивид может чувствовать саму этническую общность либо общность этнопсихологических признаков. Эт­ническое самосознание может также проявляться в момен­ты приобщения к культуре своих предков. В данном случае про­является фактор коллективного бессознательного, которое де­тально рассмотрено Карлом Густавом Юнгом. Здесь проявляются особенности личностной психологии. Генетически заложенный опыт предков проявляется в бессознательном влечении к их этнической культуре. Поэтому у людей, проявление бессозна­тельного которых достаточно активизировано, принадлежность к определенной этнической культуре определяет поведение. Каждый из нас является носителем коллективного бессозна­тельного опыта филогенетического развития человечества в си­лу принадлежности к человеческому роду и культуре, и имен­но этот пласт бессознательного есть нечто глубинное, сокровен­ное, определяющее особенности мышления и чувствования. В связи с этим коллективное бессознательное в некоторой степе­ни становится частью личного бессознательного, в частности в процессе воспитания и пребывания в среде своего этноса.

Этническое самосознание может также проявляться в виде осознания себя субъектом этнической общности. В данном слу­чае наблюдается эффект, напоминающий приобщение чело­века к религиозным организациям. Осознавая себя членом ка­кой-либо этнической группы, человек в какой-то мере подав­ляет в себе страх перед обществом в целом. Члены данной эт­нической группы представляются ему близкими людьми, в силу чего на них возлагаются личностные надежды индивида. Он уже не осознает себя одиноким и беспомощным, а в массе людей, составляющих этническую группу, он чувствует себя уверен­но и ощущает «мнимую» поддержку. Такое проявление этни­ческого самосознания наблюдается у людей, покинувших тер­риторию проживания своей этнической группы и находящих­ся среди представителей другого этноса. Для них чувство оди­ночества и неуверенности в окружении другого этноса компен­сируется осознанием того, что они не одиноки в этом мире и принадлежат к определенной этнической группе. На этом прин­ципе основаны все диаспоры. Если проследить причины их воз­никновения, окажется, что переселенцы образовывали этно­сы с целью «выживания» на территории чужой страны. Одна­ко в некоторых случаях возможно наблюдать и такие феноме­ны проявления этнического самосознания, как, например, в США В Нью-Йорке существуют целые кварталы с концентри­рованным проживанием китайцев, итальянцев и т.д. Но из-за утраты связей со своей родиной эти этнические группы транс­формировались в отдельные этносы по национальному призна­ку, не отождествляя себя при этом со своими предками на эт­нической родине.

Говоря об этнической самоидентификации, мы сталкиваем­ся с проблемой отождествления себя с той или иной этниче­ской группой. Когда это отождествление затруднено в силу опре­деленных причин (затруднения в определении национально­сти, незнание своего происхождения и т.д.), человек сам пы­тается найти в себе признаки этнической группы, после чего заявляет о своей принадлежности к этой группе. То же спра­ведливо сказать и об этнической самоидентификации в мас­штабах народа. Встречается множество случаев, когда целый на­род пытается найти своего предка и таким образом самоиден­тифицировать свою этническую принадлежность.

Некоторые ученые полагают возможным отождествление древних этносов с современными этническими группами по ис­торическим документам. Результаты таких исследований поражают воображение, однако противоречат действительности, поскольку игнорируется историческая эволюция древних эт­носов. В течение нескольких веков этническая группа может пре­образоваться до неузнаваемости либо даже исчезнуть, ассими­лировавшись с другими этносами. После изменений уже не­возможно говорить о наследовании национального характера, культуры, языка. В связи с этим определение этнической при­надлежности невозможно основывать на результатах историче­ского анализа. Справедливость такого замечания несложно про­верить, сопоставляя, например, антропологические характе­ристики современного представителя определенной этнической группы и его «предка». Говорить о неизменности этнических общностей можно лишь в случае особого географического по­ложения (островного) либо ограниченного миграционного процесса. Невозможно, например, утверждать, что древние гер­манские племена являлись представителями той же этнической группы и прямыми предками современных жителей Германии. Безусловно, часть из них осталась на территории современной Германии, однако большая часть в результате миграции поки­нула эти земли, образовав новые этнические группы (франки, остготы, бургунды). Или возьмем, к примеру, французов, обра­тившись к «Истории в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера». «Первоначально французы назывались франками; и надо заме­тить, что почти все европейские нации раньше укорачивали на­звания, которые мы теперь удлиняем. Галлы назывались вельшами, как и до сих пор именуют французов почти по всей Герма­нии; несомненно английские вельши, которых мы называем вал­лийцами, были колонией галлов. Когда франки осели в стране первых вельшей, называемой римлянами Галлией, нация оказалась составленной из покоренных Цезарем прежних кельтов и галлов, поселившихся там римских семей, переселившихся туда ранее германцев и, наконец, франков, ставших господами страны при их вожде Хлодвиге. Пока существовала монархия, объединившая Галлию и Германию, все народы от истоков Везера до галльских морей назывались франками. Но когда в 843 году по Верденскому договору при Карле Лысом Германия и Галлия были разделены, название франков осталось у народов Западной Франции, кото­рая и удержала имя Франции. Название «француз» известно лишь с середины Х века».* Очевидно, что национальный характер французов все же изменился, хотя на их территории не про­исходили какие-либо значительные миграционные процессы. Следует также обратить внимание на то, что вельши и фран­цузы не являются одним и тем же народом.

* История в энциклопедии Дидро и Д'Аламбера. — Л., 1978. — С. 181.

В связи с этим представляются довольно спорными попыт­ки отождествлять какую-либо древнюю этническую группу с современной и сопоставлять этнические процессы с истори­ческими. Исторический процесс не учитывает изменения, на­пример, национального характера, тогда как со временем прак­тически каждая нация претерпевает изменения своей психики под влиянием внешних либо внутренних факторов.

Формирование этнического самосознания — процесс дли­тельный и противоречивый, оказывающий непосредственное влияние на существование данной этнической общности. Из­вестно, какую значительную роль играет национальное само­сознание (как высшая форма этнического самосознания) в процессе самоопределения народов и в их борьбе за независи­мость. Вместе с тем эксплуатация определенными политичес­кими силами идей национальной исключительности и само­бытности, противопоставление интересов «своего» народа в ущерб интересам других народов может привести к национа­листическому психозу. Возрастающая роль этнического само­сознания на современном этапе исторического развития выдвинула его в качестве основного этнического определителя при составлении переписей населения, что нашло теоретическое обоснование в работах В.И. Козлова,* П.И. Кушнера.**

* См.: Козлов В.И. Типы этнических процессов и особенности их исторического развития // Вопросы истории. – 1968. – №9.

** См.: Кушнер П.И. О методах определения этнического состава на­селения в полосе этнических границ // Краткие сообщения Ин­ститута этнографии. — М., 1950. — Вып. 11.