logo
Баронин_Этническая психология_2000

Заключение

В пособии изложены основные проблемы этнопсихологии, являющейся на сегодняшний день одной из актуальных отрас­лей психологии. Деятельность практического психолога невоз­можна без учета этнокультурных и социальных процессов, от­ражающихся в национальных и психологических особенностях людей. Изучение межэтнических отношений приобретает осо­бую актуальность в условиях многонациональной страны, ка­кой, в частности, является Украина. Этнопсихология позволяет получить наиболее полное представление об этнической кар­тине мира представителя каждой этнической общности, что является необходимым как для практического социального пси­холога, так и для психоаналитика. Изучение данной отрасли психологии позволит также понять взгляд на Вселенную, ко­торый является характерным для каждого представителя дан­ного народа.

На каждом историческом витке развития какой-либо нации народ должен ставить вопросы об исходной базе, на которую можно опираться и которая так или иначе способна стимули­ровать решимость народа радикально изменить содержание своей жизнедеятельности и ее ориентиры. Сегодня для Украи­ны не так важно войти в «цивилизацию», как создать собствен­ную цивилизацию, не потеряв самобытность и характерные национальные особенности. Без этого приобщение к цивили­зации окажется водоворотом, в котором окончательно будут утрачены национальная идея и нация как таковая. Вход в «ци­вилизацию» может и должен быть осуществлен после форми­рования целостного этноса, обладающего национальной иде­ей, приемлемой для всех слоев населения, как по социально­му, так и по национальному признаку. Психология этносов различна, так как в этнопсихологическом плане отличаются даже малые этносы в разных регионах Украины. Поэтому важ­но применять весь опыт исследований в области этнопсихоло­гии, рассматривая его через призму потребностей нашего го­сударства.

Учет теории этнопсихологии необходим в повседневной жизни любого общества, в практической деятельности каждого политика, хозяйственника и предпринимателя.