logo
Баронин_Этническая психология_2000

2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них

Этническая общность (этнос) представляет собой историчес­ки возникший вид устойчивой социальной группировки лю­дей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвисти­ческую группу, например русские, украинцы, поляки и дру­гие — славянская этнографическая общность), а также обособ­ленные части внутри народа (этнографическую группу).

Академиком Ю.В. Бромлеем была разработана классифи­кация этнических общностей, в которой он выделяет среди всей совокупности людских коллективов «основные этниче­ские подразделения» (единицы), представляющие собой сово­купности людей, отличающиеся наибольшей интенсивностью проявления этнических особенностей и выступающие в каче­стве самостоятельных единиц общественного развития.

Элементарные этнические единицы (микроэтнические еди­ницы) — это наименьшие составные части основной этни­ческой единицы, представляющие собой границу ее делимо­сти. Таковыми являются этнические группы, семьи.

Субэтнические подразделения — это общности, в которых основные этнические свойства выражены с меньшей интен­сивностью, чем в основных этнических единицах, и которые являются составными частями этих единиц. Такие общности считаются этнографическими группами.

Межэтническими общностями, или макроэтническими еди­ницами, являются образования, охватывающие несколько основных этнических единиц, однако характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических особенностей, чем каж­дая из подобных единиц. Эти этнические общности имеют сход­ные черты культуры. Таковыми являются языковые семьи или группы (славяне, романо-германцы). В связи с этим может воз­никать такое явление, когда один человек одновременно вхо­дит в несколько этнических общностей различного уровня. На­пример, украинцы (основной этнографический элемент, эт­нос), гуцулы (этнографическая группа, субэтнос), славяне (метаэтническая общность). Этнические группы могут быть клас­сифицированы и по соответствующим типам (кланы, племя, народы, нации).

Кланы — это группы, выступающие в разных формах во многих обществах. В Европе наиболее известны шотландские кланы, представляющие собой родовые союзы, политичес­ки институционализированные и игравшие политическую роль вплоть до середины XVIII века. Привлечение внимания к кланам было заслугой Л. Моргана, который документаль­но обосновал их существование также в других обществах, обстоятельно исследовал кланы индейских племен Северной Америки. С некоторым упрощением мы можем выделить кла­ны как родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов, и кланы тотемические, имеющие характер се­мейных союзов на религиозной почве. Тотемизм — это рели­гия, основанная на культе животных или растений, считающихся предками клана, на вере в кровное родство между чле­нами клана и каким-либо животным или растением. Члены кла­на признают себя кровными родственниками. С кланами так­же связаны явления экзо- и эндогамии, то есть запреты за­ключения браков внутри или вне клана. Кланы — это группы, характерные для первобытных обществ, но в некоторых фор­мах они могут играть важную роль и в современных обществах, как, например, в Японии или Китае.

Племя — это более высокая форма социальной организо­ванности, охватывающая большое число родов и кланов. Уже тотемический клан можно назвать общностью, выделенной на основе культурных особенностей, религиозных верований. Пле­мена обосабливаются прежде всего в силу обладания собствен­ным языком или диалектом, собственными обычаями, харак­терными именами, выражающими их чувство обособленности. Племя имеет уже определенный контур внутренней формаль­ной организации, вождя или совет вождей, племенные сове­ты, призванные решать важные для всего племени вопросы, организовывать некоторые совместные действия.

Народ. Термин «народ» многозначен. В обиходном языке народом называются обычно жители деревни (отсюда, напри­мер, название польской народной партии — "Stronnictwo Ludowe", объединяющей крестьян). Они уже устойчивым об­разом связаны с определенной территорией, имеют собствен­ный язык и отчетливо сформировавшуюся и развившуюся куль­туру, политический строй и сложившуюся систему власти. Однако главным образом народы различаются на основе их культур. Для обозначения этих культур Уильям Томс создал в 1846 году термин «фольклор», охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, магические формулы, суеверия, обычаи и т.д. Как видим, термин «народ» относится к очень различным типам общностей и часто речь идет о различных более четко очерченных группах, находящихся в их рамках.

Нация как высшая форма этнической общности будет рас­смотрена нами ниже.

Ю.В. Бромлей в статье «Этнос и эндогамия» одним из при­знаков этнической общности называет эндогамию, понимая под ней исключение браков вне определенной группы людей. Эндогамия этносов, находящихся в устойчивом состоянии, по мнению Ю.В. Бромлея, обеспечивает этническую однородность семьи, а именно семья в большинстве общественно-экономи­ческих формаций передает традиционную культуру. Тем самым эндогамия играет роль своеобразного стабилизатора этноса, так как традиционная культура в широком смысле этого слова, включающем и язык, является основным носителем этничес­кой специфики. Точку зрения Ю.В. Бромлея на роль эндога­мии для этнической общности разделяют многие исследователи. Эндогамию можно рассматривать как своего рода структуро­образующий элемент этнической общности. Когда «прорыв эн­догамии» увеличивается, в количественном отношении превы­шает какой-то максимум, возникает угроза существованию этноса, наступает раскол этнического барьера, что приводит к расшатыванию или распаду этноса.

Термин «этнолингвистическая группа» применяется для обозначения группы родственных по языку и культуре наро­дов. Термином «этнографическая группа» обозначаются части одного народа. Что касается термина «этническая группа», то в зарубежной, преимущественно английской, литературе он вытесняет термин «племя». Это вызвано тем, что употребление английского слова "tribe" унижает человеческое достоинство. До сих пор полностью не решена и проблема типологии этничес­ких общностей. В зарубежной литературе различают два типа этнической общности: племя — тип, характерный для доклас­сового общества, и нация — для развитого общества. В отече­ственной литературе приняты три основных типа этнической общности, соответствующих общественно-экономическим формациям: племя, народность и нация. Многоукладность эко­номики и различный уровень социально-экономического раз­вития, существующие не только в пределах одного государства, но и нередко внутри определенного района, не могут не на­кладывать отпечаток на этнические общности.

С точки зрения психологии групп, каждый человек являет­ся одновременно членом многих этносов, но одни этносы ока­зываются менее прочными, в то время как другие — более устойчивыми. Ликвидация одного этноса может оставить чело­века равнодушным, другой же он будет яростно защищать. Прочность этноса тем выше, чем больше целей жизнедеятельности учтено при его формировании. Большую массу людей (тысячи, миллионы человек) можно «завести», поднять какими угодно лозунгами. Но пройдет какое-то время, и та же самая толпа может пойти под противоположными лозунгами. Во время такого массового подъема люди объединяются, могут сказать о себе «мы». Но можно ли назвать такую толпу этносом, если это «мы» существует только до тех пор, пока толпа бежит в какую-то одну сторону?

Этнос начинается с того, что иррациональные цели раци­онализируются и их достижение начинает приобретать специ­фическую для данного этноса окраску под действием катего­рий «изобилия», «добра», «красоты» и «истины». В каждом этно­се, однако, существуют определенные категории «изобилия», «добра», «красоты» и «истины», в соответствии с которыми можно назвать что-то красивым или некрасивым, справедли­вым или несправедливым и т.д. Без них этнос не может суще­ствовать.

Эти категории, в свою очередь:

• объединяют этнос, ориентируют его представителей на вы­полнение одних целей;

• регламентируют поведение членов этноса, обеспечивают его нормальное существование;

• противопоставляют этнос окружающему миру, другим эт­носам, где приняты другие категории.

Каждый этнос устанавливает так называемые ценности эт­носа (его нормы). Здесь выделяют социальную и психологическую нормы этноса. Социальная норма этноса — это то, что призна­ется, одобряется большинством членов этноса. Она проявля­ется как общественное мнение.

Психологическая норма этноса — это своего рода граница применимости социальной нормы. Находящегося в ее преде­лах человека могут осуждать, если он, например, делает что-то, противоречащее социальной норме. Если человек находит­ся за пределами психической нормы, его признают ненор­мальным, общество отказывается принимать его.

Этнос представляет собой большую группу, реальную, зна­чительную, сложно организованную общность людей, в ко­торой вырабатываются общественные и культурные традиции, общественное мнение и массовые движения.

Своеобразие каждого этноса создается не каким-то отдель­ным компонентом, а присущим только ему сочетанием всех его объективных свойств. Но это вместе с тем не значит, что этнос — простая сумма признаков; он представляет собой определенное целостное образование, в котором основную системообразующую роль могут выполнять различные его ком­поненты. В одних случаях главная роль в этом отношении при­надлежит языку, в других — хозяйственно-бытовым особен­ностям, в третьих — характерным чертам поведения.

Возникновение каждой этнической общности (этногенез) обусловлено непосредственными контактами входящих в нее людей. Это, как правило, возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, то есть на одной территории. Общ­ность территории выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса. Вместе с тем она является также важнейшим условием самовоспроизводства этноса. Природные условия этой общей территории влияют на жизнь людей, от­ражаясь в некоторых общих особенностях их хозяйственной деятельности, культуры, быта и психики. Однако и террито­риально разобщенные группы этноса могут долгое время со­хранять свои специфические черты в области психики и куль­туры, а также прежнее самосознание общности; даже нахо­дясь на значительном расстоянии друг от друга, они обычно обладают некоторыми общими этническими свойствами.

Вот как рассуждал, к примеру, В.О. Ключевский: «На фи­зиологических основах кровной связи строилась первобытная семья. Семьи, пошедшие от одного корня, образовали род, другой кровный союз, в состав которого входили уже религиозные и юридические элементы, почитание родоначальника, авторитет старейшины, общее имущество, круговая самооборона (родовая месть). Род через нарождение разрастался в племя, генетичес­кая связь которого выражалась в единстве языка, в общих обы­чаях и преданиях, а из племени посредством разделения, соедине­ния и ассимиляции составлялся народ, когда к связям этногра­фическим присоединялась нравственная, сознание духовного един­ства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верхов­ной власти и закона. В государстве народ становится не толь­ко политической, но и исторической личностью с более или ме­нее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения».*

* Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9-ти т. — М., 1987. — Т.1. -4.1.-С. 42.

Таким образом, выступив как условие формирования этно­са, целостность территории не является строго обязательным фактором всех его частей. Имея в виду это обстоятельство, принято выделять собственно этнические общности или этносы в узком значении данного термина. Такая общность представ­ляет собой исторически сложившуюся на определенной тер­ритории устойчивую совокупность людей, обладающих общи­ми, относительно стабильными особенностями языка, куль­туры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированном в этнониме. За таким значением термина «этнос» не так давно предложе­но закрепить наименование «этникос».

Широкое значение термина «этнос» отражает тесную связь собственно этнических явлений с социально-экономически­ми, которыми они в конечном счете и обусловлены.

Этникосы являются основными видами этнических общностей. Но ими этническая структура человечества не исчер­пывается. Многие этносы, особенно крупные, нередко сами состоят из так называемых этнографических групп или субэт­носов. Этими терминами принято обозначать территориаль­ные части этноса, отличающиеся локальной спецификой раз­говорного языка, культуры и быта, имеющие иногда самоназ­вание и как бы самосознание. Этнографические группы час­то ведут свое происхождение от вошедших в народность или нацию племенных компонентов. Иногда они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, а также в результате сильного расширения этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в различную при­родную среду, взаимодействуют с различными этносами и т.д.

Наряду с внутренним членением этносов они нередко са­ми составляют более крупные комплексы. Одни из этих комплексов, образующиеся на основании языково-культурной близости народов, именуются этнолингвистическими груп­пами, другие, складывающиеся внутри многонациональных государств, представляется целесообразным именовать межэт­ническими общностями. Таким образом, одна и та же группа людей может одновременно входить в состав нескольких эт­нических общностей различных уровней.

Задача всесторонней характеристики народов-этносов и этнических процессов может быть решена лишь на основе спе­циального исследования всех компонентов, в которых прояв­ляется этническая специфика. Отсюда следует особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследова­ния и использования данных, полученных другими науками, как гуманитарными, так и естественными. При этом этничес­кая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношения со смежными дисциплина­ми, со многими из которых она тесно связана. Являясь одной из психологических дисциплин, этнопсихология имеет, как мы уже указывали, немало точек соприкосновения с археологи­ей, лингвистикой и историей, что наиболее полно позволяет раскрыть содержание процессов этнического развития.