2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
Этническая общность (этнос) представляет собой исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией. Термин «этнос» близок к понятию «народ» в этнографическом смысле. Иногда им обозначают несколько народов (этнолингвистическую группу, например русские, украинцы, поляки и другие — славянская этнографическая общность), а также обособленные части внутри народа (этнографическую группу).
Академиком Ю.В. Бромлеем была разработана классификация этнических общностей, в которой он выделяет среди всей совокупности людских коллективов «основные этнические подразделения» (единицы), представляющие собой совокупности людей, отличающиеся наибольшей интенсивностью проявления этнических особенностей и выступающие в качестве самостоятельных единиц общественного развития.
Элементарные этнические единицы (микроэтнические единицы) — это наименьшие составные части основной этнической единицы, представляющие собой границу ее делимости. Таковыми являются этнические группы, семьи.
Субэтнические подразделения — это общности, в которых основные этнические свойства выражены с меньшей интенсивностью, чем в основных этнических единицах, и которые являются составными частями этих единиц. Такие общности считаются этнографическими группами.
Межэтническими общностями, или макроэтническими единицами, являются образования, охватывающие несколько основных этнических единиц, однако характеризующиеся меньшей интенсивностью этнических особенностей, чем каждая из подобных единиц. Эти этнические общности имеют сходные черты культуры. Таковыми являются языковые семьи или группы (славяне, романо-германцы). В связи с этим может возникать такое явление, когда один человек одновременно входит в несколько этнических общностей различного уровня. Например, украинцы (основной этнографический элемент, этнос), гуцулы (этнографическая группа, субэтнос), славяне (метаэтническая общность). Этнические группы могут быть классифицированы и по соответствующим типам (кланы, племя, народы, нации).
Кланы — это группы, выступающие в разных формах во многих обществах. В Европе наиболее известны шотландские кланы, представляющие собой родовые союзы, политически институционализированные и игравшие политическую роль вплоть до середины XVIII века. Привлечение внимания к кланам было заслугой Л. Моргана, который документально обосновал их существование также в других обществах, обстоятельно исследовал кланы индейских племен Северной Америки. С некоторым упрощением мы можем выделить кланы как родовые союзы, являющиеся зачатком политических институтов, и кланы тотемические, имеющие характер семейных союзов на религиозной почве. Тотемизм — это религия, основанная на культе животных или растений, считающихся предками клана, на вере в кровное родство между членами клана и каким-либо животным или растением. Члены клана признают себя кровными родственниками. С кланами также связаны явления экзо- и эндогамии, то есть запреты заключения браков внутри или вне клана. Кланы — это группы, характерные для первобытных обществ, но в некоторых формах они могут играть важную роль и в современных обществах, как, например, в Японии или Китае.
Племя — это более высокая форма социальной организованности, охватывающая большое число родов и кланов. Уже тотемический клан можно назвать общностью, выделенной на основе культурных особенностей, религиозных верований. Племена обосабливаются прежде всего в силу обладания собственным языком или диалектом, собственными обычаями, характерными именами, выражающими их чувство обособленности. Племя имеет уже определенный контур внутренней формальной организации, вождя или совет вождей, племенные советы, призванные решать важные для всего племени вопросы, организовывать некоторые совместные действия.
Народ. Термин «народ» многозначен. В обиходном языке народом называются обычно жители деревни (отсюда, например, название польской народной партии — "Stronnictwo Ludowe", объединяющей крестьян). Они уже устойчивым образом связаны с определенной территорией, имеют собственный язык и отчетливо сформировавшуюся и развившуюся культуру, политический строй и сложившуюся систему власти. Однако главным образом народы различаются на основе их культур. Для обозначения этих культур Уильям Томс создал в 1846 году термин «фольклор», охватывающий мифы, легенды, пословицы, песни, танцы, магические формулы, суеверия, обычаи и т.д. Как видим, термин «народ» относится к очень различным типам общностей и часто речь идет о различных более четко очерченных группах, находящихся в их рамках.
Нация как высшая форма этнической общности будет рассмотрена нами ниже.
Ю.В. Бромлей в статье «Этнос и эндогамия» одним из признаков этнической общности называет эндогамию, понимая под ней исключение браков вне определенной группы людей. Эндогамия этносов, находящихся в устойчивом состоянии, по мнению Ю.В. Бромлея, обеспечивает этническую однородность семьи, а именно семья в большинстве общественно-экономических формаций передает традиционную культуру. Тем самым эндогамия играет роль своеобразного стабилизатора этноса, так как традиционная культура в широком смысле этого слова, включающем и язык, является основным носителем этнической специфики. Точку зрения Ю.В. Бромлея на роль эндогамии для этнической общности разделяют многие исследователи. Эндогамию можно рассматривать как своего рода структурообразующий элемент этнической общности. Когда «прорыв эндогамии» увеличивается, в количественном отношении превышает какой-то максимум, возникает угроза существованию этноса, наступает раскол этнического барьера, что приводит к расшатыванию или распаду этноса.
Термин «этнолингвистическая группа» применяется для обозначения группы родственных по языку и культуре народов. Термином «этнографическая группа» обозначаются части одного народа. Что касается термина «этническая группа», то в зарубежной, преимущественно английской, литературе он вытесняет термин «племя». Это вызвано тем, что употребление английского слова "tribe" унижает человеческое достоинство. До сих пор полностью не решена и проблема типологии этнических общностей. В зарубежной литературе различают два типа этнической общности: племя — тип, характерный для доклассового общества, и нация — для развитого общества. В отечественной литературе приняты три основных типа этнической общности, соответствующих общественно-экономическим формациям: племя, народность и нация. Многоукладность экономики и различный уровень социально-экономического развития, существующие не только в пределах одного государства, но и нередко внутри определенного района, не могут не накладывать отпечаток на этнические общности.
С точки зрения психологии групп, каждый человек является одновременно членом многих этносов, но одни этносы оказываются менее прочными, в то время как другие — более устойчивыми. Ликвидация одного этноса может оставить человека равнодушным, другой же он будет яростно защищать. Прочность этноса тем выше, чем больше целей жизнедеятельности учтено при его формировании. Большую массу людей (тысячи, миллионы человек) можно «завести», поднять какими угодно лозунгами. Но пройдет какое-то время, и та же самая толпа может пойти под противоположными лозунгами. Во время такого массового подъема люди объединяются, могут сказать о себе «мы». Но можно ли назвать такую толпу этносом, если это «мы» существует только до тех пор, пока толпа бежит в какую-то одну сторону?
Этнос начинается с того, что иррациональные цели рационализируются и их достижение начинает приобретать специфическую для данного этноса окраску под действием категорий «изобилия», «добра», «красоты» и «истины». В каждом этносе, однако, существуют определенные категории «изобилия», «добра», «красоты» и «истины», в соответствии с которыми можно назвать что-то красивым или некрасивым, справедливым или несправедливым и т.д. Без них этнос не может существовать.
Эти категории, в свою очередь:
• объединяют этнос, ориентируют его представителей на выполнение одних целей;
• регламентируют поведение членов этноса, обеспечивают его нормальное существование;
• противопоставляют этнос окружающему миру, другим этносам, где приняты другие категории.
Каждый этнос устанавливает так называемые ценности этноса (его нормы). Здесь выделяют социальную и психологическую нормы этноса. Социальная норма этноса — это то, что признается, одобряется большинством членов этноса. Она проявляется как общественное мнение.
Психологическая норма этноса — это своего рода граница применимости социальной нормы. Находящегося в ее пределах человека могут осуждать, если он, например, делает что-то, противоречащее социальной норме. Если человек находится за пределами психической нормы, его признают ненормальным, общество отказывается принимать его.
Этнос представляет собой большую группу, реальную, значительную, сложно организованную общность людей, в которой вырабатываются общественные и культурные традиции, общественное мнение и массовые движения.
Своеобразие каждого этноса создается не каким-то отдельным компонентом, а присущим только ему сочетанием всех его объективных свойств. Но это вместе с тем не значит, что этнос — простая сумма признаков; он представляет собой определенное целостное образование, в котором основную системообразующую роль могут выполнять различные его компоненты. В одних случаях главная роль в этом отношении принадлежит языку, в других — хозяйственно-бытовым особенностям, в третьих — характерным чертам поведения.
Возникновение каждой этнической общности (этногенез) обусловлено непосредственными контактами входящих в нее людей. Это, как правило, возможно лишь в том случае, если люди живут по соседству, то есть на одной территории. Общность территории выступает, таким образом, прежде всего как условие формирования этноса. Вместе с тем она является также важнейшим условием самовоспроизводства этноса. Природные условия этой общей территории влияют на жизнь людей, отражаясь в некоторых общих особенностях их хозяйственной деятельности, культуры, быта и психики. Однако и территориально разобщенные группы этноса могут долгое время сохранять свои специфические черты в области психики и культуры, а также прежнее самосознание общности; даже находясь на значительном расстоянии друг от друга, они обычно обладают некоторыми общими этническими свойствами.
Вот как рассуждал, к примеру, В.О. Ключевский: «На физиологических основах кровной связи строилась первобытная семья. Семьи, пошедшие от одного корня, образовали род, другой кровный союз, в состав которого входили уже религиозные и юридические элементы, почитание родоначальника, авторитет старейшины, общее имущество, круговая самооборона (родовая месть). Род через нарождение разрастался в племя, генетическая связь которого выражалась в единстве языка, в общих обычаях и преданиях, а из племени посредством разделения, соединения и ассимиляции составлялся народ, когда к связям этнографическим присоединялась нравственная, сознание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов. Наконец, народ становится государством, когда чувство национального единства получает выражение в связях политических, в единстве верховной власти и закона. В государстве народ становится не только политической, но и исторической личностью с более или менее ясно выраженным национальным характером и сознанием своего мирового значения».*
* Ключевский В.О. Курс русской истории: В 9-ти т. — М., 1987. — Т.1. -4.1.-С. 42.
Таким образом, выступив как условие формирования этноса, целостность территории не является строго обязательным фактором всех его частей. Имея в виду это обстоятельство, принято выделять собственно этнические общности или этносы в узком значении данного термина. Такая общность представляет собой исторически сложившуюся на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры, психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований, фиксированном в этнониме. За таким значением термина «этнос» не так давно предложено закрепить наименование «этникос».
Широкое значение термина «этнос» отражает тесную связь собственно этнических явлений с социально-экономическими, которыми они в конечном счете и обусловлены.
Этникосы являются основными видами этнических общностей. Но ими этническая структура человечества не исчерпывается. Многие этносы, особенно крупные, нередко сами состоят из так называемых этнографических групп или субэтносов. Этими терминами принято обозначать территориальные части этноса, отличающиеся локальной спецификой разговорного языка, культуры и быта, имеющие иногда самоназвание и как бы самосознание. Этнографические группы часто ведут свое происхождение от вошедших в народность или нацию племенных компонентов. Иногда они возникают при социально-религиозной дифференциации этноса, а также в результате сильного расширения этнической территории, когда мигрирующие части этноса попадают в различную природную среду, взаимодействуют с различными этносами и т.д.
Наряду с внутренним членением этносов они нередко сами составляют более крупные комплексы. Одни из этих комплексов, образующиеся на основании языково-культурной близости народов, именуются этнолингвистическими группами, другие, складывающиеся внутри многонациональных государств, представляется целесообразным именовать межэтническими общностями. Таким образом, одна и та же группа людей может одновременно входить в состав нескольких этнических общностей различных уровней.
Задача всесторонней характеристики народов-этносов и этнических процессов может быть решена лишь на основе специального исследования всех компонентов, в которых проявляется этническая специфика. Отсюда следует особое значение для этнографии комплексного подхода к предмету исследования и использования данных, полученных другими науками, как гуманитарными, так и естественными. При этом этническая специфика выступает в качестве основного ориентира для определения ее взаимоотношения со смежными дисциплинами, со многими из которых она тесно связана. Являясь одной из психологических дисциплин, этнопсихология имеет, как мы уже указывали, немало точек соприкосновения с археологией, лингвистикой и историей, что наиболее полно позволяет раскрыть содержание процессов этнического развития.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление