Глава 2 ближний восток Арабы
Арабские страны являются одной из самых устойчивых цивилизаций в мире. На протяжении всей своей истории их психологический склад оставался практически неизменным. Их культура послужила основой развития многих стран Азии и Европы, а научные достижения являлись двигателем прогресса многих цивилизаций. Алгебра, геометрия, астрономия имеют именно арабские корни.
Современные арабы в значительной степени отличаются от своих предков, которым были присущи воинственность, а также в значительной своей массе религиозный фанатизм. На смену этим чертам характера в некоторых арабских государствах (ОАЭ, Сирия) пришли прагматизм, деловитость и предприимчивость, особенно в торговле, хотя это и ранее было характерно для многих арабов.
Современный арабский мир — это совокупность нескольких десятков самостоятельных государств, возникших на руинах некогда существовавших крупных государственных образований. Однако такая раздробленность не оказала существенного влияния на национальный характер арабов. В определенной степени можно говорить о единой арабской нации, имеющиеся некоторые различия объясняются скорее особенностями племенных групп, сложившимися изначально. Эталоном арабской нации считаются представители Сирии, сохранившие в чистоте арабский язык и культуру. Однако опыт общения показывает, что наиболее развитыми во всех отношениях являются палестинцы, рассеянные по другим арабским государствам, а также проживающие в странах Западной Европы и северной Америки (за исключением палестинцев, проживающих на территории Израиля).
Современный стереотип арабов сформировался на основе информации о проводимых религиозными фанатиками террористических актах. При этом подчеркиваются их лживость, коварность и вероломность. Однако более образованная часть арабов, особенно получившая образование в Европе или США, умеренны в своих религиозных чувствах, кроме того, многие из них исповедуют христианство.
В беседах с арабами не следует скрывать своих убеждений, даже если Вы атеист. Единственное, чего следует избегать, — это критиковать ислам, нравы, обычаи и традиции арабов. Они весьма чувствительны к оскорблению их чувств и никогда не прощают этого. Арабы-мусульмане умеренного направления отличаются веротерпимостью и с уважением относятся к тем, кто верит хоть в какого-нибудь бога. Говоря о мусульманине как носителе ислама, следует иметь в виду, что это понятие у них весьма широкое и относительное. Часто даже неверующие арабы все равно причисляют себя к мусульманам, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к традиционной культуре, свою историческую принадлежность к наследию своего народа. Каждый неверующий араб знает хотя бы несколько фраз из Корана, которые составляют молитву.
Для арабов характерны честность и преданность в отношении тех, кто нанял их на работу, или вообще тех, от кого они находятся в определенной зависимости. Важно лишь, чтобы эта зависимость не унижала араба. Преданность араба особенно усиливается, если он испытывает чувство благодарности к человеку за сделанное ему добро.
Для арабов также характерны деловитость и предприимчивость, но одновременно честность и порядочность в отношении людей, которым они симпатизируют. Арабы нетерпимы к любой форме принуждения, хотя стремятся скрыть внешние проявления этого чувства. Однако они охотнее поддаются какому-либо принуждению, если оно не носит прямого характера, а достигается косвенным воздействием на них.
У арабов необычайно развито чувство уважения к старшим по возрасту и положению. Одновременно они уважают и молодого человека, если видят, что уважаемый ими старший по возрасту и положению благоволит к нему.
Арабы избегают каких-либо разговоров о женщинах. Однако разговор о детях является одной из излюбленных тем беседы. Рождение детей составляет смысл жизни и брака, а семья является священной. Связи внутри семьи формируются не только кровным родством и общими экономическими интересами, но и «кодексом чести» — «Асабия», в котором сформулированы обязанности большой семьи. Чувство привязанности к родственникам является основой семьи. Подобная конструкция общества предполагает силу большой семьи и слабость лишенного семейной поддержки индивида.
У арабов высоко развито чувство неприятия несправедливости и нетерпимости к тем, кто нарушает справедливость. Арабы не позволяют политическим и научным конфликтам испортить личные отношения.
Для арабов характерно чувство самоуважения, стремление к независимости вообще и материальной независимости в особенности. Часто это достигается оказанием взаимной помощи и поддержкой друг друга. Особенно это характерно для арабов, проживающих в других, неарабских странах. За границей они создают землячества, организуя собственные детские сады и школы, нанимая учителей из числа арабов, имеющих подготовку и образование. Каждое землячество создает специальный фонд для оказания материальной помощи арабам, испытывающим временные трудности.
Для арабов характерно создание дружелюбной обстановки на переговорах. Они ценят юмор, в общении используют личные имена.
Арабы относятся к интровертному мыслительному типу по классификации К.Г. Юнга. Они находятся под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из субъективно данного, а из субъективной основы. Они следуют своим идеям не вовне, а вовнутрь. Этим объясняется религиозность представителей исламских стран, которая культивировалась долгое время в пределах определенной этнической общности, а ее идея все глубже проникала в коллективное бессознательное масс. Таким образом, арабы стремятся к психологическому углублению, а не расширению. Их суждение является холодным, непреклонным, произвольным, так как менее относится к объекту, чем к субъекту. Вежливость, любезность и ласковость могут быть очевидны, однако нередко с едва заметной боязливостью, выдающей скрытое за ними намерение, а именно намерение обезоружить противника. Субъект не является противником в прямом смысле, однако при известной его чувствительности ему дают почувствовать отстранение либо не придают никакой цены. В результате субъект подвергается некоторому пренебрежению и в отдельных случаях окружается ненужными мерами предосторожности, что можно наблюдать в выработанных стереотипах и установках арабов по отношению, например, к американцам или европейцам. При построении идейного мира они не страшатся даже самых смелых проектов и не воздерживаются от какой бы то ни было мысли ввиду ее опасности, еретичности, революционности, однако их охватывает робость, как только их дерзанию приходится стать внешней действительностью. Именно в этой особенности психики арабов кроется причина их консервативности.
Другой особенностью психологического склада арабов является недостаток практической способности и отвращение к любому виду рекламы. Они в большинстве случаев не предпринимают попыток склонить кого-либо на свою сторону, особенно имеющего некоторое влияние. Однако если это и происходит, то результаты оказываются прямо противоположными ожидаемым. В преследовании своих целей они упорны, упрямы и не поддаются воздействию. Признание видимой неопасности какого-либо объекта ведет к доступу менее ценных элементов, что повышает внушаемость со стороны личных влияний. Эти элементы овладевают ими со стороны бессознательного, позволяя грубо обращаться с ним в случае, если это не мешает им преследовать свои идеи. Их стиль обычно содержит некоторые добавления, ограничения, предосторожности, сомнения, причиной которых является их умственная осторожность.
Европейцам и американцам, являющимся экстравертированными нациями, арабы кажутся щетинистыми, неприступными и надменными. Их считают бесцеремонными и самовластными.
Религиозное убеждение имеет двойное влияние на психологию арабов. Во-первых, сама по себе религиозность влияет на изменение внутреннего и поведенческого характера Во-вторых, именно для арабов религиозность является особым убеждением, изменяющим характер их мышления и поведения. Достаточно сравнить психологические особенности арабов V—X веков и их современных потомков. Их этническая наследственность не вызывает сомнения. Однако различия очевидны. Их причиной является усиление чувства религиозности. Для арабов как мыслительных интровертов усиление убеждения отражается на их косности и негибкости. При этом чужие влияния исключаются: они становятся несимпатичнее для тех, кто стоит дальше, с одной стороны, а с другой — зависимее от близких. Одновременно с этим повышаются их чувствительность и эмотивность. Недостаточное внимание к объекту ведет к субъективизации сознания, в связи с чем им кажется наиболее важным то, что касается их личности.
Мышление арабов направлено на развитие идей, которые приближаются к значимости исконных образов. Однако при ослабевании связи с объективным опытом они становятся мифологическими и неистинными для данного времени. При мифологизации мышление становится безразличным и вращающимся в них самих. Подобного рода мышлению противостоят сравнительно бессознательные функции чувствования, интуиции или ощущения, которые у них неполноценны и имеют примитивно экстравертный характер. Это, в свою очередь, объясняет страх перед женским полом, который преобразуется в сознательное снижение их социальной роли и их своеобразную дискриминацию.
Арабский этнос относится к интегральным типам, в которых участники опасаются выявления незнания, некомпетентности или неподготовленности в каком-то вопросе. Они избегают ситуаций, где необходимо генерировать идеи, проявлять выдумку и фантазию. Внутри своего этноса полагаются на распоряжения вышестоящих органов, опираясь на свою благонадежность в целом. По отношению к другим этносам представители арабских стран ведут себя недоверчиво, выступают против нарушения принятых традиций, контролируют их поведение. Благодаря этим особенностям арабов их характеризуют как отгороженных и закостенелых.
Тактика проведения деловой встречи с арабами
Важнейшим элементом на переговорах для арабов является установление доверия между партнерами. Если, например, американец старается предугадать развитие событий при решении любой проблемы, то арабы привыкли ориентироваться на прошлое, постоянно обращаясь к своим корням и традициям. Как и японцы, арабы предпочитают предварительную проработку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. В связи с этим психологическая дистанция при общении сводится к минимуму, что внешне проявляется в сокращении расстояния между собеседниками, свидетельствующем о взаимном доверии, так, что они почти касаются друг друга.
Как и японцы, арабы при первом знакомстве выражают радушие и любезность. Данное поведение обусловлено требованием Корана к поведению достойного мусульманина. В процессе беседы арабы избегают определенных ответов, категорически отклоняя употребление слов «да» и «нет», заменяя их на уклончивые формулировка типа «Если Аллаху будет угодно». Такое поведение обусловлено концепцией «лица», описанной в подразделе Японцы. Арабы также имеют психологическую установку к «сохранению лица», как своего, так и собеседника. Необходимо оставить возможность для последующих контактов. Отказ в прямой форме не выражается, а представляется в завуалированном виде с отговорками и похвалами в пользу предложения.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление