logo
Баронин_Этническая психология_2000

Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей

Существование различий в психологической типологии представителей этнических общностей, и в частности в пси­хологическом восприятии времени, подтверждается и иссле­дованиями американского специалиста в области нейролингвистического программирования Тэда Джеймса, описанными в его работе «Основы личности», в которой он предпринял по­пытку охарактеризовать два основных типа линий времени.

Под линией времени Т. Джеймс понимает субъективное его переживание, которое представляется в воображении субъекта. Безусловно, должен существовать какой-либо способ определе­ния времени, иначе мы бы никогда не узнали, сделали ли мы что-то или только собираемся сделать, принадлежит ли это со­бытие нашему прошлому или нашему будущему. Это явление от­ражается иногда в многочисленных высказываниях, которые индивид может делать по поводу времени: «Я не вижу никакого будущего», «Смотреть вперед в будущее», «Оглядываться на со­бытия». Время, таким образом, представляется некоторым ви­зуальным образом, который воспроизводится нашим вообра­жением при обращении к нескольким эпизодам прошлого или моделируемого будущего. Соответственно, эйдетический ряд об­разов прошлого и/или будущего формирует линию времени. Линия времени оказывается важной составляющей человека, так как она постоянно используется (вызывается) в воображении для корректировки поведения, принятия решения на основе опыта, воспоминания, моделирования будущего на основе про­шлого и т.д., в связи с чем она с трудом поддается изменению. Критерием установления двух типов линии времени стало ее направление по отношению к субъекту восприятия.

Первый тип линии времени Т. Джеймс назвал «рядом со временем», или англо-европейским типом времени, когда ли­ния времени идет слева направо. Прошлое с одной стороны, а будущее — с другой, и оба находятся в поле зрения челове­ка прямо перед ним. Второй тип он назвал «сквозь время», или арабский тип времени, когда линия времени вытягивается, «пронзая» человека спереди насквозь таким образом, что одна ее часть (обычно прошлое) оказывается позади него и неви­дима, из-за чего ему приходится поворачиваться назад, что­бы ее увидеть.

Люди типа «рядом со временем» имеют последовательное, линейное представление о времени. Они будут сами приходить в точно назначенное время и требовать такой же точности от других. Это линия времени, которая превалирует в мире биз­неса («Время — деньги»). Люди этого типа чаще всего сохра­няют свое прошлое в виде диссоциированных образов (стати­ческих визуальных образов либо образов, не включенных в пе­реживание, рассматриваемых и слышимых со стороны).

Люди типа «сквозь время» не могут извлекать выгоду из прошлого или будущего, расположенного перед ними. Они всегда находятся в настоящем моменте, так что крайние сро­ки, условленные встречи и хронометраж имеют для них мень­шее значение, чем для людей типа «рядом со временем». Они находятся внутри своей временной линии, и их воспоминания чаще всего оказываются ассоциированными.* Такая модель восприятия времени, по мнению Т. Джеймса, является распро­страненной в восточных, в особенности арабских странах, где люди бизнеса более гибко относятся к тому, что называется крайний срок, чем на Западе. Эта особенность этнопсихологического восприятия линии времени может сильно раздражать западного предпринимателя и стать причиной межличностного этнического непонимания и конфликта.

* Ассоциированные воспоминания — воспоминания, при воспроизведении которых человек видит события своими собственными гла­зами, воспринимая их всеми органами чувств, в большинстве случаев имеют форму динамических образов.

В арабских странах будущее выглядит очень похожим на це­лый ряд «сейчас», в связи с чем пропадает необходимость действовать безотлагательно, так как существует гораздо больше кадров «сейчас», из которых исходит эта срочность.

Таблица 6