4.1. Национальные чувства
Национальное чувство — производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей нации, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным духовным ценностям. Национальное чувство формируется внутри этнической общности людей, занимающих общую территорию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Национальное чувство, будучи объективной категорией национальной психологии, может «мирить» в какой-то степени враждующие между собой социальные классы. Результатом может быть возникновение национализма, шовинизма, безоглядная приверженность к «добродетели» своей нации.
Представитель этнической общности с обостренным национальным чувством очень восприимчив ко всем влияниям со стороны. Ему нередко кажется, что любые действия иностранца, будь они самыми «безобидными», таят в себе опасность.
Очевидно, что содержание и механизмы формирования и функционирования массовых националистических проявлений социально-психологического характера представляют значительный интерес с точки зрения этнопсихологии. Под национализмом мы понимаем:
1) определенный комплекс этнопсихологических установок;
2) систему политических идей;
3) общественное движение.
Национализм может выступать в различных формах, от беззаветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя собственной нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом. Часто национализм соединяется с расизмом, результатом чего становится уверенность в том, что избранная нация в силу расового превосходства предназначена для особой миссии. Примером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Но национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии. Эндре Ада (крупнейший венгерский поэт XX века) отмечает, что «национализм — это взбесившийся патриотизм». «Отдельные человеческие общества развивались по-разному, и национализм соответственно менял свое лицо. Турка он дурачит именем Аллаха, француза опьяняет пресловутой gloire, в норвежце возбуждает ненависть к шведу, немца рад бы пичкать пангерманскими бреднями».*
* Избранные произведения передовых венгерских мыслителей. Вторая половина XIX – начало XX века. – М., 1984. – С. 161.
Как социальное явление национализм реализуется в виде определенного образа мышления и поведения людей, объединенных в какие-либо общности и действующих совместно для достижения общих целей. Это обстоятельство позволяет рассматривать национализм как явление не только идеологическое и политическое, но и социально-психологическое. Основание для такого суждения дает анализ его происхождения и функционирования. Возникновение национализма всегда связано с искаженным отражением фактов объективной действительности в сознании людей, взаимодействующих в пределах конкретной этнической общности. Существование и функционирование национализма характеризуется аномальным состоянием сознания тех, кто выступает в качестве его носителей, — индивидов, социальных групп или значительных масс людей, попавших в силу действия тех или иных социально-экономических причин под его отрицательное влияние. Эта аномалия четко прослеживается в ходе распространения национализма — стихийного или преднамеренного, безразлично, но всегда происходящего на основе иррациональных психических процессов, для которых характерно некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о своей собственной и других социально-этнических общностях. Эта аномалия сознания оказывается свойственной и тем, кто является объектом националистической политики, национальной дискриминации, национальных или этнических предрассудков.
Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под влиянием политических интересов становятся предметом абсолютизации и превращаются в совокупность искаженных и упрощенных представлений о людях своей и других наций и народностей, в закрепленное некритически воспринятым опытом негативное отношение к представителям других социально-этнических общностей, в готовность к предвзятому реагированию при восприятии информации, касающейся «своей» и «чужой» этнической общности. Существование национальных элементов в обыденном сознании людей, образующих конкретную социально-этническую общность, — явление объективное и нормальное.
Действие социальных факторов, условия географической среды оставляют свой отпечаток на способах восприятия внешнего мира, на характере реакций по поводу явлений объективной действительности, на эмоциональных особенностях людей. Эти достаточно устойчивые психологические черты объективизируются в национальной культуре, прослеживаются в идеологической деятельности. Эти же черты служат основой для формирования национального самосознания, которое включает в себя, как уже отмечалось, наряду с осознанием принадлежности индивида к определенной этнической общности, обширную совокупность таких чувств, как национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объектов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы национального развития и субъективно представляются как интересы своего народа. Все эти черты, собирательно обозначаемые указанными терминами, оказываются характерными для подавляющей массы каждой нации. Они служат отражением в психике ее представителей своеобразных условий жизни нации, совокупности особенностей духовного облика народа, которые проявляются в национальных особенностях культуры, в различных областях жизни и быта народа. Они устойчиво проявляются в характерных особенностях бытового уклада, в образах фольклора, отражающих специфику духовного облика народа через облик своих героев — кузнеца Илмаринена в карело-финской «Калевале» или Давида Сасунского в армянском эпосе. Эти черты проявляются также в привычных формах выражения мыслей и эмоций, в обычаях и традициях, в специфике форм совместной деятельности и поведения. С искусственного, преднамеренного гипертрофирования и субъективного противопоставления «своего» национально-особенного своеобразию других наций, собственно, и начинается национализм. Область психического склада оказывается наиболее удобной и легко проницаемой для этой цели. Признание «своих» особенностей духовного облика или физических качеств «наилучшими», свидетельствующими о «бесспорном превосходстве», нередко становилось функцией изощренных манипуляторов общественным сознанием для достижения вполне определенных политических целей. При помощи подобной манипуляции оказывалось возможным натравливать один народ на другой.
Национальное и националистическое в психологии людей, составляющих конкретную этническую общность, напоминают отношения, которые возникают между здоровой тканью и злокачественной опухолью. Национальное в психике людей обнаруживает тенденции к перерождению, к утрате своей общечеловеческой сущности. В сознании людей, составляющих конкретную этническую общность, неизбежно возникают представления и чувства, во-первых, относительно себя, во-вторых, относительно людей, образующих другие социально-этнические общности. Эти представления, чувства и связанные с ними устойчивые привычки, традиции, моральные запреты, понятия о добре и зле, культурные стандарты образуют сложную совокупность элементов массового сознания. Они не составляют строго оформленного, теоретически обоснованного мировоззрения, но их влияние на мышление и поведение людей оказывается тем не менее глубоким и устойчивым.
В переходных и кризисных социально-экономических условиях эти представления и чувства обостряются и изменяются в сторону преувеличения положительных качеств своей общности и отрицательных свойств других. Такого рода процессы протекали при столкновении интересов родов и племен в одних и тех же охотничьих угодьях. Они повторялись при выработке решений относительно источников получения рабов и феодальной дани.
Национализм в виде идеологии, политики и социальной практики не может существовать без наличия в сознании людей, образующих определенную социально-этническую общность, таких психологических явлений, как представление о собственной этнической и национальной исключительности, недоверие, подозрительность и враждебность по отношению к представителям других наций и этнических групп, конформизм по отношению к национальным традициям. Эти образования в свой совокупности и составляют психологическую почву, на которой процветают элементы идеологии национализма. Националистические тенденции на психологическом уровне обладают определенными свойствами и признаками. В наиболее общем виде они выражаются в готовности индивидов, отдельных социальных групп или общества в целом предвзято реагировать на информацию, касающуюся других наций и своей собственной, в готовности искажать оценки действительности, в которой живут другие нации, в готовности к фактическому отрицанию состояния общенациональных ценностей и норм. Возникновение состояния сознания, которое характеризуется такими свойствами и признаками, обычно предшествует появлению националистической идеологии.
Националистическая психология, в противоположность психологии национальной, — это измененная форма групповой солидарности. Такая солидарность выливается в одностороннюю ориентацию относительно ценностей своей социально-этнической общности и в отрицание однопорядковых ценностей другой этнической группы. Свое реальное выражение психология национализма находит в безоговорочном и бесспорном предпочтении своего этнического или национального при возникновении альтернативы «свое» или «инородное», в функционировании ложных этнических или национальных стереотипов — предвзятых, некритически усвоенных и эмоционально окрашенных, стандартизованных суждений о представлениях других народностей и наций, в существовании этнических предрассудков, — обобщенных установок враждебного отношения к определенным этническим группам, наконец, в националистически окрашенном общественном мнении.
Внешние признаки националистической психологии проявляются открыто в поведении — в предвзятых высказываниях или поступках ее носителей, обнаруживающих, прямо или косвенно, описанные выше свойства. Эти взгляды и действия означают непризнание прав других наций или народностей, служат установлению и поддержанию неравноправия, выливаются в преследования и дискриминацию представителей других народов. Но эти же признаки могут проявляться и скрыто — прежде всего в готовности потреблять националистически ориентированную информацию. Так, исследование американских социологов Б. Берельсона и П. Солтера показало, что уже в 40-х годах наиболее популярными и читаемыми среди американцев были рассказы, в которых герой и героиня — персонажи с ярко выраженными англосаксонскими чертами во внешности и характере, а отрицательные персонажи почти всегда — представители не коренных этнических общностей. По последним фильмам производства США можно проследить, что в жанре «боевик» в роли членов мафиозных структур, отрицательных персонажей, убийц чаще всего фигурируют представители Китая, Латинской Америки, бывшего СССР. Признаки националистической психологии — в удовлетворении от восприятия из радиопередач, с газетных полос и телевидения презрительных кличек представителей других народов: «иван», «чинк», «мачо», «гочо» и т.д. Эти же признаки проявляются в том, что успехом у значительной части американских кинозрителей пользуются те фильмы, в которых отрицательные персонажи имеют зловещую внешность и говорят с ярко выраженным акцентом
4.1.1. Особенности националистической психологии
Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью. Однажды воспринятая психикой, она с большим трудом поддается изменению, так как «собственные» установки негативного отношения к какой-нибудь этнической общности кажутся индивиду «истинными», позволяют поддерживать отношения «единомыслия» с носителями аналогичных установок Подтверждаемые опытом, одобрением окружающих, подкрепляемые воздействием средств массовой информации, такие установки вместе с ложными национальными стереотипами, которые многократно повторяются в продукции газет, радио и телевидения, становятся прочной основой для сохранения в массовом сознании этнических и национальных предрассудков, появления националистических настроений, консервации этноцентризма.
Далее, установки и стереотипы такого рода сохраняются в психике людей ввиду того, что поведение, построенное при их помощи, облегчает групповую солидарность. Для того, чтобы узнать «своего», не надо изощренной татуировки лица, узора на щите или вышивки на одежде, его узнают по поведению — высказываниям и поступкам, каким-либо образом затрагивающим собственную или другие социально-этнические общности. Эти высказывания и поступки служат своего рода индикатором наличия психических образований, считающихся «обязательными» для признания индивида членом определенной националистически ориентированной группы.
Одно из важнейших свойств националистической психологии — ее заразительность. Вообще заразительность (или контагиозность) в психической деятельности индивидов и групп базируется, во-первых, на механизме некритического подражания в ходе формирования любой социальной общности, которая субъективно представляется индивиду как «мы» и обязательно проходит стадию взаимного уподобления людей в группах, во-вторых, на механизме внушения. Заразительность в области националистической психологии объясняется тем, что этнические общности, представители которых выступают в качестве носителей извращенного национального сознания, достаточно просты по структуре своего единства, а источники психического заражения (которыми являются носители этого сознания) могут оказаться в положении людей, которым некритически подражают или от которых некритически воспринимают определенную информацию. Некритическое подражание чаще всего проявляется при формировании детских и юношеских коллективов, и в процессе их функционирования; степень его эффективности постепенно падает с возрастом и с повышением уровня развития личности. В общественной жизни некритическое подражание встречается в явлении моды, в распространении массовых увлечений и, к сожалению, в психических процессах, сопровождающих националистическое по своему характеру поведение.
Предметом некритического подражания часто становится поведение, в котором решающую роль играют негативные установки по отношению к определенной этнической группе. Так, молодежь, принадлежащая к этническому большинству в стране, иногда усваивает пренебрежительное отношение к представителям этнического меньшинства. При этом молодые люди не могут объяснить причину подобного отношения, так как они подражают «высшему» авторитету (родителям, лидерам общественных движений и т.д.), что влечет абсолютное восприятие информации в качестве истины. С помощью механизма внушения легко передаются националистические настроения. Нередко это происходит в условиях конфликтной или кризисной ситуации, когда люди растеряны, испытывают чувство страха или неуверенности, когда источник информации в глазах аудитории обладает большим престижем, а сама аудитория не обладает языком критического мышления. С удивительной регулярностью происходят, например, вспышки националистических настроений в среде университетской молодежи ряда арабских и латиноамериканских стран. По времени они обычно совпадают с обострением каких-либо трудностей, переживаемых страной. Однако политическая направленность их может быть самой различной: от явно демократической до самой реакционной
Полезным для понимания объективных основ возникновения националистической психологии может быть анализ социально-психологической проблемы «мы» и «они», отражающей наиболее универсальную форму самосознания людей в любой, в том числе в этнической общности. В социально-психологическом отношении национальные, так же как и другие общности конституируются через осознанное противопоставление «нас» «им». Складывание украинской национальности субъективно шло путем осознания «нас, украинцев» в противопоставлении всем прочим «басурманам», «татарам», «немцам», «туркам», «ляхам» и т.д. Однако точно так же—в психологическом плане — происходило складывание и немецкой, и турецкой, и татарской, и польской национальных общностей, то есть через осознанное отделение себя, своей народности от других, закрепленное в их названиях и в подмеченных специфических особенностях внешнего облика и речи их представителей, в наиболее бросающихся в глаза традициях, привычках и обычаях, при этом отличных от своих. Истоки этого процесса психической дифференциации людей и объединения их в определенные общности теряются в глубокой древности. Ко времени формирования наций и появления более или менее устойчивого психического склада в этих социально-этнических общностях антитеза «мы» и «они» оказывала еще сильное влияние Сохраняясь в виде пережитка, эта антитеза иногда стихийно, иногда преднамеренно — в классовых интересах — обострялась и выливалась в то, что составляет основу современной националистической психологии — этноцентризм.
4.1.2. Явление этноцентризма
Суть этноцентризма сводится к совокупности массовых иррациональных представлений о собственной этнической общности как о центре, вокруг которого группируются все остальные. Эти представления являются психологическими образованиями массового сознания в виде конкретизированных упрощенных образов своего народа, щедро наделенных положительными чертами в количествах, которые намного превосходят аналогичные черты в представлениях о других народах. Этноцентризм выливается в четко выраженную склонность рассматривать ценности любого другого народа сквозь призму ценностей своего собственного и отрицать их в оценках, при выработке решений, в деятельности и поведении, если они (реально или в воображении) не совпадают. В простейшем виде этноцентризм проявляется в удовлетворении, которое люди испытывают при восприятии и воспроизведении анекдотов, где в сюжете есть состязательное участие представителей различных национальностей, попавших в необычную ситуацию; при любых поворотах сюжета самый остроумный выход из нее находит представитель «своей» национальности. В более сложных формах этноцентризм проявляется в принятии важных политических решений без должного учета интересов других народов.
Психологический этноцентризм — это форма групповой идентификации в виде эмоционального и абсолютного разделения ценностей своей этнической или национальной группы. Такая идентификация сводится к процессу мысленного самопричисления индивида к определенной социально-этнической общности и субъективного соотнесения себя со всем, что представляется ему положительным в его нации или народности. Подобного рода отождествление с ценностями «своей» этнической общности не обязательно проявляется лишь в форме этноцентризма. Оно лежит в основе и таких явлений, как национальное чувство и национальное самосознание. Одно из следствий такой идентификации с национальной группой — образование сложного комплекса чувств, образов и представлений, предшествующих и сопровождающих то состояние сознания людей и соответствующее ему поведение, которое обозначается понятием «патриотизм». Но в явлении этноцентризма групповая идентификация с ценностями своей этнической группы не сопровождается осознанием гражданских обязанностей и стремлением служить интересам своей нации, как это происходит в явлении патриотизма. В этноцентризме, в отличие от патриотизма, нет гражданского чувства любви к отечеству, нет осознанной преданности ему; он не выражается в рациональном стремлении людей к экономическому, социальному и культурному развитию общности. Его сопровождают иррациональные представления о социальной неполноценности других этнических групп и гипертрофированное до болезненности национальное чувство.
Явление этноцентризма вместе с сопровождающей его гипертрофией национального чувства легко прослеживается в психологии любой угнетенной или дискриминируемой в социальном отношении народности. Идентификация с ценностями своей национальной или этнической общности в таком случае становится защитной функцией индивидов. В этноцентризме и стихийной гипертрофии своего национального чувства представители угнетенной или дискриминируемой группы видят компенсацию навязываемого им извне комплекса социальной неполноценности. На это, в частности, обращает внимание ряд исследователей проблем этнических отношений. Они также отмечают аналогичную функцию у фольклора нации или народности, подвергаемой дискриминации, и нередко приводят в качестве примера этой функции популярную среди американских негров пословицу: «The blacker the berry, the sweeter thejuice» («Чем ягода чернее, тем слаще ее сок»). В общественных отношениях явление этноцентризма и побочные его продукты в виде этнических и националистических предрассудков становятся психологической основой национализма в политике и социальной практике. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обострению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о его национальной или этнической группе. На уровне социальной группы это явление дает осложнения в виде национальной нетерпимости.
Вместе с тем в определенных социально-экономических условиях гипертрофированное национальное чувство на основе этноцентрических образований в обыденном сознании людей, составляющих дискриминируемую нацию или народность, может совпасть по своей направленности с чувствами патриотическими. В истории украинцев, сербов, хорватов, греков, румын, болгар всеми исследователями отмечается деятельность идеологов-просветителей, чье творчество активно мешало ассимиляции этих народов турками и разрушению традиционной национальной культуры. Аналогичным образом обостряли национальные чувства идеологи движения, возглавляемого Джузеппе Гарибальди в Италии против австрийцев, и деятели «Шин Фейна» в Ирландии против англичан. С другой стороны, этноцентризм как совокупность иррациональных представлений о собственной этнической общности становится психологической базой для проявления национального высокомерия в национализме дискриминирующей нации. Такой этноцентризм по отношению к «инородцам» всячески насаждался и поощрялся в дореволюционной России и в Австро-Венгрии. Он и сегодня культивируется в США, Великобритании и Германии для решения идеологических задач по обоснованию «права» на мировое господство или «руководство миром», «ответственности за судьбы других народов».
Внешние условия, благоприятствующие использованию этноцентризма в политических целях, — это конфликтная или кризисная ситуация в любой сфере общественных отношений, экономические трудности, нарушение законности, пограничный спор, преднамеренно разжигаемая рознь в связи с конфликтами в прошлом и т.д. В таких условиях при помощи преднамеренного нагнетания национальных чувств культивируется этноцентризм национальности, составляющей большинство народа. В связи со стремлениями национального меньшинства к национальной и культурной автономии, особенно если это стремление сталкивается с искусственно воздвигаемыми препятствиями, стихийно расцветает этноцентризм национального меньшинства. Таким образом, явление этноцентризма выступает при возникновении определенных социально-экономических условий в качестве основы появления националистической психологии.
В основе механизмов, превращающих национальные проявления в националистические на социально-психологическом уровне, лежат два элементарных психологических образования — установка и стереотип, а также процесс «перемещения», при помощи которого становится возможным направить эмоциональную реакцию на объект, причинно не связанный с возникновением этой реакции. Эти механизмы чаще всего преднамеренно используются с целью культивации этноцентризма, закрепления этнических предрассудков и побуждения людей к националистическим настроениям.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление