logo
Баронин_Этническая психология_2000

4.1. Национальные чувства

Национальное чувство — производное от национального самосознания чувство устойчивой привязанности к своей на­ции, к традициям, обычаям, культуре, быту, национальным духовным ценностям. Национальное чувство формируется внут­ри этнической общности людей, занимающих общую терри­торию, ведущих сходный образ жизни, говорящих на одном языке. Национальное чувство, будучи объективной категори­ей национальной психологии, может «мирить» в какой-то степени враждующие между собой социальные классы. Результа­том может быть возникновение национализма, шовинизма, бе­зоглядная приверженность к «добродетели» своей нации.

Представитель этнической общности с обостренным наци­ональным чувством очень восприимчив ко всем влияниям со стороны. Ему нередко кажется, что любые действия иностран­ца, будь они самыми «безобидными», таят в себе опасность.

Очевидно, что содержание и механизмы формирования и функционирования массовых националистических проявле­ний социально-психологического характера представляют значительный интерес с точки зрения этнопсихологии. Под национализмом мы понимаем:

1) определенный комплекс этнопсихологических установок;

2) систему политических идей;

3) общественное движение.

Национализм может выступать в различных формах, от без­заветного патриотизма, или готовности на жертвы во имя соб­ственной нации в целом, до крайней экстремальной формы, тесно связанной с милитаризмом, шовинизмом и фашизмом. Часто национализм соединяется с расизмом, результатом чего становится уверенность в том, что избранная нация в силу ра­сового превосходства предназначена для особой миссии. При­мером национализма, обоснованного расистской доктриной, был гитлеризм. Но национализм может быть обоснован также с помощью религии, когда какая-либо нация утверждает, что она избрана богом для выполнения особой миссии. Эндре Ада (крупнейший венгерский поэт XX века) отмечает, что «нацио­нализм — это взбесившийся патриотизм». «Отдельные челове­ческие общества развивались по-разному, и национализм соответственно менял свое лицо. Турка он дурачит именем Аллаха, фран­цуза опьяняет пресловутой gloire, в норвежце возбуждает нена­висть к шведу, немца рад бы пичкать пангерманскими бреднями».*

* Избранные произведения передовых венгерских мыслителей. Вто­рая половина XIX – начало XX века. – М., 1984. – С. 161.

Как социальное явление национализм реализуется в виде определенного образа мышления и поведения людей, объеди­ненных в какие-либо общности и действующих совместно для достижения общих целей. Это обстоятельство позволяет рас­сматривать национализм как явление не только идеологическое и политическое, но и социально-психологическое. Основание для такого суждения дает анализ его происхождения и функцио­нирования. Возникновение национализма всегда связано с ис­каженным отражением фактов объективной действительно­сти в сознании людей, взаимодействующих в пределах конкрет­ной этнической общности. Существование и функционирова­ние национализма характеризуется аномальным состоянием сознания тех, кто выступает в качестве его носителей, — инди­видов, социальных групп или значительных масс людей, по­павших в силу действия тех или иных социально-экономиче­ских причин под его отрицательное влияние. Эта аномалия чет­ко прослеживается в ходе распространения национализма — стихийного или преднамеренного, безразлично, но всегда про­исходящего на основе иррациональных психических процессов, для которых характерно некритическое восприятие и усвоение извращенных представлений о своей собственной и других со­циально-этнических общностях. Эта аномалия сознания оказы­вается свойственной и тем, кто является объектом национа­листической политики, национальной дискриминации, наци­ональных или этнических предрассудков.

Националистическая психология не возникает сама по себе и независимо от психологии национальной Она базируется на национально-психологических образованиях, которые под вли­янием политических интересов становятся предметом абсолю­тизации и превращаются в совокупность искаженных и упро­щенных представлений о людях своей и других наций и народ­ностей, в закрепленное некритически воспринятым опытом негативное отношение к представителям других социально-этнических общностей, в готовность к предвзятому реагирова­нию при восприятии информации, касающейся «своей» и «чу­жой» этнической общности. Существование национальных эле­ментов в обыденном сознании людей, образующих конкрет­ную социально-этническую общность, — явление объективное и нормальное.

Действие социальных факторов, условия географической среды оставляют свой отпечаток на способах восприятия внешнего мира, на характере реакций по поводу явлений объектив­ной действительности, на эмоциональных особенностях людей. Эти достаточно устойчивые психологические черты объекти­визируются в национальной культуре, прослеживаются в иде­ологической деятельности. Эти же черты служат основой для формирования национального самосознания, которое включает в себя, как уже отмечалось, наряду с осознанием принадлеж­ности индивида к определенной этнической общности, обшир­ную совокупность таких чувств, как национальная гордость и любовь к родине, радость, переживаемая при восприятии объек­тов национальной культуры, эмоционально поддерживаемая убежденность в справедливости идеологических положений и политических шагов, которые выражают интересы националь­ного развития и субъективно представляются как интересы своего народа. Все эти черты, собирательно обозначаемые указанны­ми терминами, оказываются характерными для подавляющей массы каждой нации. Они служат отражением в психике ее представителей своеобразных условий жизни нации, совокуп­ности особенностей духовного облика народа, которые прояв­ляются в национальных особенностях культуры, в различных областях жизни и быта народа. Они устойчиво проявляются в характерных особенностях бытового уклада, в образах фольк­лора, отражающих специфику духовного облика народа через облик своих героев — кузнеца Илмаринена в карело-финской «Калевале» или Давида Сасунского в армянском эпосе. Эти черты проявляются также в привычных формах выражения мыслей и эмоций, в обычаях и традициях, в специфике форм совместной деятельности и поведения. С искусственного, пред­намеренного гипертрофирования и субъективного противопо­ставления «своего» национально-особенного своеобразию дру­гих наций, собственно, и начинается национализм. Область психического склада оказывается наиболее удобной и легко проницаемой для этой цели. Признание «своих» особенностей духовного облика или физических качеств «наилучшими», сви­детельствующими о «бесспорном превосходстве», нередко ста­новилось функцией изощренных манипуляторов общественным сознанием для достижения вполне определенных политических целей. При помощи подобной манипуляции оказывалось воз­можным натравливать один народ на другой.

Национальное и националистическое в психологии людей, составляющих конкретную этническую общность, напомина­ют отношения, которые возникают между здоровой тканью и злокачественной опухолью. Национальное в психике людей обнаруживает тенденции к перерождению, к утрате своей об­щечеловеческой сущности. В сознании людей, составляющих конкретную этническую общность, неизбежно возникают пред­ставления и чувства, во-первых, относительно себя, во-вторых, относительно людей, образующих другие социально-этничес­кие общности. Эти представления, чувства и связанные с ними устойчивые привычки, традиции, моральные запреты, поня­тия о добре и зле, культурные стандарты образуют сложную со­вокупность элементов массового сознания. Они не составляют строго оформленного, теоретически обоснованного мировоз­зрения, но их влияние на мышление и поведение людей ока­зывается тем не менее глубоким и устойчивым.

В переходных и кризисных социально-экономических усло­виях эти представления и чувства обостряются и изменяются в сторону преувеличения положительных качеств своей общ­ности и отрицательных свойств других. Такого рода процессы протекали при столкновении интересов родов и племен в од­них и тех же охотничьих угодьях. Они повторялись при выра­ботке решений относительно источников получения рабов и феодальной дани.

Национализм в виде идеологии, политики и социальной практики не может существовать без наличия в сознании лю­дей, образующих определенную социально-этническую общ­ность, таких психологических явлений, как представление о собственной этнической и национальной исключительности, недоверие, подозрительность и враждебность по отношению к представителям других наций и этнических групп, конформизм по отношению к национальным традициям. Эти образования в свой совокупности и составляют психологическую почву, на которой процветают элементы идеологии национализма. Наци­оналистические тенденции на психологическом уровне обла­дают определенными свойствами и признаками. В наиболее общем виде они выражаются в готовности индивидов, отдель­ных социальных групп или общества в целом предвзято реагиро­вать на информацию, касающуюся других наций и своей соб­ственной, в готовности искажать оценки действительности, в которой живут другие нации, в готовности к фактическому отрицанию состояния общенациональных ценностей и норм. Возникновение состояния сознания, которое характеризуется такими свойствами и признаками, обычно предшествует по­явлению националистической идеологии.

Националистическая психология, в противоположность психологии национальной, — это измененная форма группо­вой солидарности. Такая солидарность выливается в односто­роннюю ориентацию относительно ценностей своей социаль­но-этнической общности и в отрицание однопорядковых цен­ностей другой этнической группы. Свое реальное выражение психология национализма находит в безоговорочном и бесспор­ном предпочтении своего этнического или национального при возникновении альтернативы «свое» или «инородное», в функ­ционировании ложных этнических или национальных стерео­типов — предвзятых, некритически усвоенных и эмоциональ­но окрашенных, стандартизованных суждений о представлени­ях других народностей и наций, в существовании этнических предрассудков, — обобщенных установок враждебного отно­шения к определенным этническим группам, наконец, в на­ционалистически окрашенном общественном мнении.

Внешние признаки националистической психологии про­являются открыто в поведении — в предвзятых высказывани­ях или поступках ее носителей, обнаруживающих, прямо или косвенно, описанные выше свойства. Эти взгляды и действия означают непризнание прав других наций или народностей, служат установлению и поддержанию неравноправия, выли­ваются в преследования и дискриминацию представителей других народов. Но эти же признаки могут проявляться и скры­то — прежде всего в готовности потреблять националистиче­ски ориентированную информацию. Так, исследование амери­канских социологов Б. Берельсона и П. Солтера показало, что уже в 40-х годах наиболее популярными и читаемыми среди аме­риканцев были рассказы, в которых герой и героиня — персо­нажи с ярко выраженными англосаксонскими чертами во вне­шности и характере, а отрицательные персонажи почти всегда — представители не коренных этнических общностей. По последним фильмам производства США можно проследить, что в жанре «боевик» в роли членов мафиозных структур, от­рицательных персонажей, убийц чаще всего фигурируют пред­ставители Китая, Латинской Америки, бывшего СССР. При­знаки националистической психологии — в удовлетворении от восприятия из радиопередач, с газетных полос и телевидения презрительных кличек представителей других народов: «иван», «чинк», «мачо», «гочо» и т.д. Эти же признаки проявляются в том, что успехом у значительной части американских кинозри­телей пользуются те фильмы, в которых отрицательные пер­сонажи имеют зловещую внешность и говорят с ярко выражен­ным акцентом

4.1.1. Особенности националистической психологии

Националистическая психология обладает устойчивостью и заразительностью. Однажды воспринятая психикой, она с боль­шим трудом поддается изменению, так как «собственные» уста­новки негативного отношения к какой-нибудь этнической об­щности кажутся индивиду «истинными», позволяют поддержи­вать отношения «единомыслия» с носителями аналогичных установок Подтверждаемые опытом, одобрением окружающих, подкрепляемые воздействием средств массовой информации, такие установки вместе с ложными национальными стереоти­пами, которые многократно повторяются в продукции газет, радио и телевидения, становятся прочной основой для сохра­нения в массовом сознании этнических и национальных пред­рассудков, появления националистических настроений, кон­сервации этноцентризма.

Далее, установки и стереотипы такого рода сохраняются в психике людей ввиду того, что поведение, построенное при их помощи, облегчает групповую солидарность. Для того, чтобы уз­нать «своего», не надо изощренной татуировки лица, узора на щите или вышивки на одежде, его узнают по поведению — высказываниям и поступкам, каким-либо образом затрагива­ющим собственную или другие социально-этнические общно­сти. Эти высказывания и поступки служат своего рода индика­тором наличия психических образований, считающихся «обяза­тельными» для признания индивида членом определенной на­ционалистически ориентированной группы.

Одно из важнейших свойств националистической психоло­гии — ее заразительность. Вообще заразительность (или контагиозность) в психической деятельности индивидов и групп ба­зируется, во-первых, на механизме некритического подража­ния в ходе формирования любой социальной общности, ко­торая субъективно представляется индивиду как «мы» и обяза­тельно проходит стадию взаимного уподобления людей в груп­пах, во-вторых, на механизме внушения. Заразительность в об­ласти националистической психологии объясняется тем, что эт­нические общности, представители которых выступают в ка­честве носителей извращенного национального сознания, до­статочно просты по структуре своего единства, а источники психического заражения (которыми являются носители этого сознания) могут оказаться в положении людей, которым не­критически подражают или от которых некритически воспри­нимают определенную информацию. Некритическое подража­ние чаще всего проявляется при формировании детских и юно­шеских коллективов, и в процессе их функционирования; сте­пень его эффективности постепенно падает с возрастом и с повышением уровня развития личности. В общественной жиз­ни некритическое подражание встречается в явлении моды, в распространении массовых увлечений и, к сожалению, в пси­хических процессах, сопровождающих националистическое по своему характеру поведение.

Предметом некритического подражания часто становится поведение, в котором решающую роль играют негативные ус­тановки по отношению к определенной этнической группе. Так, молодежь, принадлежащая к этническому большинству в стра­не, иногда усваивает пренебрежительное отношение к пред­ставителям этнического меньшинства. При этом молодые люди не могут объяснить причину подобного отношения, так как они подражают «высшему» авторитету (родителям, лидерам обще­ственных движений и т.д.), что влечет абсолютное восприятие информации в качестве истины. С помощью механизма внуше­ния легко передаются националистические настроения. Нередко это происходит в условиях конфликтной или кризисной ситуации, когда люди растеряны, испытывают чувство страха или неуверенности, когда источник информации в глазах аудито­рии обладает большим престижем, а сама аудитория не обла­дает языком критического мышления. С удивительной регуляр­ностью происходят, например, вспышки националистических настроений в среде университетской молодежи ряда арабских и латиноамериканских стран. По времени они обычно совпа­дают с обострением каких-либо трудностей, переживаемых страной. Однако политическая направленность их может быть самой различной: от явно демократической до самой реакци­онной

Полезным для понимания объективных основ возникнове­ния националистической психологии может быть анализ соци­ально-психологической проблемы «мы» и «они», отражающей наиболее универсальную форму самосознания людей в любой, в том числе в этнической общности. В социально-психологи­ческом отношении национальные, так же как и другие общ­ности конституируются через осознанное противопоставление «нас» «им». Складывание украинской национальности субъек­тивно шло путем осознания «нас, украинцев» в противопостав­лении всем прочим «басурманам», «татарам», «немцам», «тур­кам», «ляхам» и т.д. Однако точно так же—в психологичес­ком плане — происходило складывание и немецкой, и турец­кой, и татарской, и польской национальных общностей, то есть через осознанное отделение себя, своей народности от других, закрепленное в их названиях и в подмеченных специфических особенностях внешнего облика и речи их представителей, в наиболее бросающихся в глаза традициях, привычках и обы­чаях, при этом отличных от своих. Истоки этого процесса пси­хической дифференциации людей и объединения их в опреде­ленные общности теряются в глубокой древности. Ко времени формирования наций и появления более или менее устойчи­вого психического склада в этих социально-этнических общностях антитеза «мы» и «они» оказывала еще сильное влияние Сохраняясь в виде пережитка, эта антитеза иногда стихийно, иногда преднамеренно — в классовых интересах — обострялась и выливалась в то, что составляет основу современной нацио­налистической психологии — этноцентризм.

4.1.2. Явление этноцентризма

Суть этноцентризма сводится к совокупности массовых ир­рациональных представлений о собственной этнической общ­ности как о центре, вокруг которого группируются все осталь­ные. Эти представления являются психологическими образо­ваниями массового сознания в виде конкретизированных уп­рощенных образов своего народа, щедро наделенных положи­тельными чертами в количествах, которые намного превос­ходят аналогичные черты в представлениях о других народах. Этноцентризм выливается в четко выраженную склонность рассматривать ценности любого другого народа сквозь призму ценностей своего собственного и отрицать их в оценках, при выработке решений, в деятельности и поведении, если они (реально или в воображении) не совпадают. В простейшем виде этноцентризм проявляется в удовлетворении, которое люди испытывают при восприятии и воспроизведении анекдотов, где в сюжете есть состязательное участие представителей раз­личных национальностей, попавших в необычную ситуацию; при любых поворотах сюжета самый остроумный выход из нее находит представитель «своей» национальности. В более слож­ных формах этноцентризм проявляется в принятии важных по­литических решений без должного учета интересов других на­родов.

Психологический этноцентризм — это форма групповой идентификации в виде эмоционального и абсолютного разде­ления ценностей своей этнической или национальной группы. Такая идентификация сводится к процессу мысленного само­причисления индивида к определенной социально-этнической общности и субъективного соотнесения себя со всем, что пред­ставляется ему положительным в его нации или народности. Подобного рода отождествление с ценностями «своей» этни­ческой общности не обязательно проявляется лишь в форме этноцентризма. Оно лежит в основе и таких явлений, как на­циональное чувство и национальное самосознание. Одно из следствий такой идентификации с национальной группой — образование сложного комплекса чувств, образов и представ­лений, предшествующих и сопровождающих то состояние сознания людей и соответствующее ему поведение, которое обо­значается понятием «патриотизм». Но в явлении этноцентризма групповая идентификация с ценностями своей этнической группы не сопровождается осознанием гражданских обязанно­стей и стремлением служить интересам своей нации, как это происходит в явлении патриотизма. В этноцентризме, в отли­чие от патриотизма, нет гражданского чувства любви к отече­ству, нет осознанной преданности ему; он не выражается в рациональном стремлении людей к экономическому, социаль­ному и культурному развитию общности. Его сопровождают иррациональные представления о социальной неполноценно­сти других этнических групп и гипертрофированное до болез­ненности национальное чувство.

Явление этноцентризма вместе с сопровождающей его ги­пертрофией национального чувства легко прослеживается в психологии любой угнетенной или дискриминируемой в соци­альном отношении народности. Идентификация с ценностями своей национальной или этнической общности в таком случае становится защитной функцией индивидов. В этноцентризме и стихийной гипертрофии своего национального чувства пред­ставители угнетенной или дискриминируемой группы видят компенсацию навязываемого им извне комплекса социальной неполноценности. На это, в частности, обращает внимание ряд исследователей проблем этнических отношений. Они также отмечают аналогичную функцию у фольклора нации или на­родности, подвергаемой дискриминации, и нередко приводят в качестве примера этой функции популярную среди амери­канских негров пословицу: «The blacker the berry, the sweeter thejuice» («Чем ягода чернее, тем слаще ее сок»). В обществен­ных отношениях явление этноцентризма и побочные его про­дукты в виде этнических и националистических предрассудков становятся психологической основой национализма в политике и социальной практике. На уровне индивида этноцентризм приводит к национальной и этнической замкнутости, к обо­стрению чувствительности и повышению ранимости психики, когда речь идет о его национальной или этнической группе. На уровне социальной группы это явление дает осложнения в виде национальной нетерпимости.

Вместе с тем в определенных социально-экономических ус­ловиях гипертрофированное национальное чувство на основе этноцентрических образований в обыденном сознании людей, составляющих дискриминируемую нацию или народность, может совпасть по своей направленности с чувствами патрио­тическими. В истории украинцев, сербов, хорватов, греков, румын, болгар всеми исследователями отмечается деятельность идеологов-просветителей, чье творчество активно мешало ас­симиляции этих народов турками и разрушению традиционной национальной культуры. Аналогичным образом обостряли на­циональные чувства идеологи движения, возглавляемого Джузеппе Гарибальди в Италии против австрийцев, и деятели «Шин Фейна» в Ирландии против англичан. С другой стороны, этно­центризм как совокупность иррациональных представлений о собственной этнической общности становится психологичес­кой базой для проявления национального высокомерия в на­ционализме дискриминирующей нации. Такой этноцентризм по отношению к «инородцам» всячески насаждался и поощрялся в дореволюционной России и в Австро-Венгрии. Он и сегодня культивируется в США, Великобритании и Германии для ре­шения идеологических задач по обоснованию «права» на ми­ровое господство или «руководство миром», «ответственности за судьбы других народов».

Внешние условия, благоприятствующие использованию эт­ноцентризма в политических целях, — это конфликтная или кризисная ситуация в любой сфере общественных отношений, экономические трудности, нарушение законности, погранич­ный спор, преднамеренно разжигаемая рознь в связи с кон­фликтами в прошлом и т.д. В таких условиях при помощи пред­намеренного нагнетания национальных чувств культивируется этноцентризм национальности, составляющей большинство народа. В связи со стремлениями национального меньшинства к национальной и культурной автономии, особенно если это стремление сталкивается с искусственно воздвигаемыми пре­пятствиями, стихийно расцветает этноцентризм национального меньшинства. Таким образом, явление этноцентризма высту­пает при возникновении определенных социально-экономи­ческих условий в качестве основы появления националисти­ческой психологии.

В основе механизмов, превращающих национальные про­явления в националистические на социально-психологиче­ском уровне, лежат два элементарных психологических обра­зования — установка и стереотип, а также процесс «переме­щения», при помощи которого становится возможным напра­вить эмоциональную реакцию на объект, причинно не свя­занный с возникновением этой реакции. Эти механизмы чаще всего преднамеренно используются с целью культивации этноцентризма, закрепления этнических предрассудков и по­буждения людей к националистическим настроениям.