logo search
Баронин_Этническая психология_2000

Англичане

Существуют народы, в характере которых доминирует экс­прессивность, то есть склонность целиком подчиняться своим эмоциям и открыто выражать их. Любить и ненавидеть, радо­ваться и негодовать в их представлении означает полностью отдаваться этим чувствам внутренне и внешне. Подавление эмоций они считают чем-то противоестественным, отождеств­ляя это с лицемерием.

К другой категории можно отнести народы, в характере которых преобладает репрессивность, то есть самоконтроль, и которые рассматривают свободное, необузданное проявление своих чувств как нечто неподобающее, вульгарное, антиобще­ственное. Англичане, считающие самообладание главным достоинством человеческого характера, относятся ко второй ка­тегории.

Национальный характер повсюду живуч, но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англича­нам. Их наиболее очевидная черта — стабильность и постоян­ство характера. Это обусловлено прежде всего географическим расположением страны. Являясь островным государством, Beликобритания в течение многих столетий сумела избежать вне­шних воздействий с континента, что препятствовало смешению культур, переопределению ценностей, изменению психологического состава нации.

Ценностями, имеющими относительно широкое распрос­транение в английском обществе, являются материальное по­ложение, деньги, положение в обществе, социальное проис­хождение. Однако по сравнению с США, где открыто господ­ствует культ денег, в Великобритании общество пропаганди­рует историческое прошлое своей страны, откуда и исходит сознательное культивирование старинных обрядов, ритуалов, а также личную свободу, соблюдение национальных норм по­ведения.

Трудолюбие англичан проявляется в добротности произво­димой ими продукции, в дисциплинированности, аккуратно­сти, некотором консерватизме, стремлении довести начатое до конца. При обсуждении производственных вопросов они про­являют расчетливость и дальновидность. Однако их отношение к труду не демонстративно. Процесс работы англичан можно охарактеризовать как сочетание раскованности с отлаженностью, что отражает ритм жизни.

Примечателен консерватизм англичан. Слово «консерватор» (conservative) наряду с негативным несет в себе и позитивный смысл. Это не только противник перемен, но и тот, кто обе­регает наследие прошлого, консервирует его. Это явление, в частности, реализуется в одной из наиболее характерных осо­бенностей англичан — соблюдении распорядка дня.

Стереотип «холодные англичане» сложился в результате двух составляющих. С одной стороны, это культивирование в течение большого исторического промежутка времени таких качеств, как максимальная сдержанность, рассудительность, выдержка и самообладание, а с другой — проявление преиму­щественно флегматичного и сангвинического темпераментов.

Англичане не столько избегают иностранцев, сколько не проявляют к ним особого интереса, относясь к ним снисхо­дительно. Обитатели Британских островов исторически тяготели к двум стереотипным образам иностранцев. В них они при­выкли видеть либо соперников, то есть противников, которых необходимо победить, либо дикарей, которых надлежало ус­мирить и приобщить к цивилизации, подчинив их британской короне. В обоих случаях англичане проявляли нежелание зна­комиться с языком и образом жизни иностранцев, с которы­ми они вступали в контакт. Здесь срабатывает установка, сфор­мированная в период развития колониализма. Все иностранцы, таким образом, рассматриваются в качестве либо конкурентов, либо стоящих ниже на ступени развития цивилизации. Однако это не выражается ни в виде агрессивного национализма, ни в виде ярко выраженного патриотизма.

Для англичан характерен хорошо выработанный механизм торможения эмоций. Недемонстративные в проявлении поло­жительных эмоций, англичане демонстративны в беде, точ­нее в умении ее игнорировать. Именно тогда проявляется их окрашенный юмором оптимизм. При встрече с препятствием их умение владеть собой трансформируется в упрямую одер­жимость. Они высоко ценят способность сохранять спокойствие и даже недооценивать степень опасности в экстремальных си­туациях. Их врожденное отсутствие демонстративности подкреп­ляется боязнью вторжения в личную жизнь. Близкие друзья человека, которых он знает по школе или университету, по спортивному клубу или по военной службе, могут быть совер­шенно незнакомы его жене. В этом понимании понятие «друг» имеет своеобразную трактовку, более близкую к тому, что мы понимаем под словом «знакомый». Людей сближает определенный круг общих интересов. Личная же жизнь чаще всего оста­ется за пределами этого круга.

Англичанин приветлив, человечен, выдержан, честен. Он обладает чувством долга, общественного порядка и готов идти на практические жертвы ради того и другого. Однако если найти к нему должный подход, апеллируй к его доброй воле, а не к его эмоциям, то возможно уменьшение психологической ди­станции. Необходимо преподносить факты таким образом, что­бы он смог проанализировать их внимательно и не спеша. Не­малым достоинством англичан является их рассудительность.

Критические замечания, высказанные в адрес британской действительности, особенно представителем другой нации и особенно в виде «лобовой атаки», англичанами отвергаются, а такие коммуникаторы вызывают у них чувство досады или раз­дражения. Наличие здравого смысла у англичан, с одной сто­роны, обусловливает критическое восприятие информации, а с другой — позволяет убедить их весомыми аргументами. При этом целесообразно излагать сильные и слабые стороны обсуж­даемого вопроса. Англичане болезненно чувствительны к оби­де, однако данная черта скрывается от окружающих. Главны­ми человеческими достоинствами являются понимание, так­тичность, предупредительность. Психологическое давление на них не встречает открытого сопротивления, а толкает их на со­вершение действия, прямо противоположного ожидаемому. При этом данное инстинктивное сопротивление возрастает про­порционально оказываемому давлению.

Однако для подхода к «неразговорчивому» англичанину не­обходимо применить метод «демонстрации его превосходства». Для этого достаточно обратиться к нему за помощью либо про­демонстрировать ее необходимость. Опыт показывает, что по­добный психологический прием срабатывает. Это обусловлено в первую очередь тем, что декларация своей беспомощности стимулирует англичанина к оказанию помощи, так как чело­век, заявляющий о своей беспомощности, создает ситуацию, в которой совершенно очевидно отсутствие конкуренции и бесспорен авторитет англичанина.

Самоконтроль, самоуважение, честность, верность, поря­дочность, чувство правоты — характеристики, являющиеся от­личительными признаками англичан. К этому можно причис­лить уравновешенный, уживчивый характер. В повседневном быту они умело избегают болезненных столкновений, приспо­сабливаются друг к другу, проявляя при этом взаимную пре­дупредительность, сдержанность и терпимость. Склонность со­хранять самообладание в споре, оставаться объективными к себе и к другим ведет к признанию того, что любая истина имеет много сторон и о ней может быть множество различных суждений. Соответственно, возможно ожидать от них приня­тия точки зрения другого человека, не противоречащей их ус­тановке.

Однако невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность не были свойственны «старой» Англии, напри­мер, XVIII века, когда народ отличался буйным и вспыльчи­вым нравом, обычным зрелищем были публичные казни и не существовало моральных ограничений. Столкнувшись с подоб­ным явлением, можно предположить, что агрессивность про­сто изменила направление и влияет на другие формы самовы­ражения. Подавление чувств и эмоций, являющихся преиму­щественно проявлением индивидуального бессознательного, со временем ведет к его неконтролируемым проявлениям, ино­гда блокирующим контроль сознания. Иллюстрацией этого яв­ления может послужить реакция английских футбольных фа­натиков, проявляющаяся в виде массовых беспорядков. Про­явление эмоций связано с активизацией бессознательного, а факт их групповой организации переводит индивидуальное бес­сознательное в эквивалент коллективного, находящегося под властью архетипов. Достаточно понаблюдать за английской тол­пой на народном празднике, на спортивном стадионе, чтобы почувствовать, как национальный темперамент рвется из-под самоконтроля. Проявление эмоций англичан было характерно для территории британских колоний, где не существовало за­поведей, а кодекс джентльмена предназначался исключительно для домашнего применения.

На сегодняшний день проявление эмоций реализуется при помощи телевидения. По данным статистики, население Вели­кобритании проявляет поразительное пристрастие к преступ­ному миру на телеэкранах и страницах книг. По выражению пи­сателя Джорджа Оруэлла, Англия — страна, где правонарушение и зло — понятия тождественные, — оказалась родиной Конан Дойла и Агаты Кристи, крупнейшим производителем и потребителем детективной литературы. Таким образом, англи­чанину приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущегося на­ружу. По мнению английского социолога Джеффри Горера, это объясняет то, что англичане тяжелы на подъем, склонны об­ходить острые углы, что им присуще желание укрыться от по­сторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.*

* См.: Geoffery Gorer. Exploring English Character. — London, 1955. — P. 53.

Г. Лебон в своем труде «Психология толп», рассматривая англичан, отмечает, что иностранец, посетивший Англию, «за­метит потребность независимой жизни в хижине самого скром­ного работника. Он найдет энергию расы, как в напряженном труде работника, так и в труде учащегося, который, будучи пре­доставлен самому себе с малых лет, обучается один руководить собою, зная уже, что в жизни никто не станет заниматься его судьбой, кроме него самого; у профессоров, очень умеренно налегаю­щих на учение, но зато обращающих усиленное внимание на выра­ботку характера, который они считают одним из величайших дви­гателей в мире.. Уже с XV века Фортескью противопоставлял римский закон, наследие латинских народов, английскому закону один является делом автократизма и весь проникнут тем, что­бы пожертвовать личностью; другой — дело общей воли и всегда готов защищать личность».*

* Ле Бон Г. Психология толп. — М.: Институт психологии РАН, 1998. –С. 54 -55.

Английская мораль предписывает человеку отгораживать свою частную жизнь от внешнего мира. Порог его дома служит при этом пограничной чертой. Какие бы отношения ни сложи­лись у соседей, каждый из них держится своей стороны изго­роди. С соседями принято вести себя приветливо, предупре­дительно, но без какой-либо фамильярности, способной пока­заться непрошеным вторжением в частную жизнь. Культ част­ной собственности сформировал отношение к дому как кре­пости. В связи с этим, характеризуя англичан, необходимо от­метить, что они чрезвычайно любят домашний очаг. Дом для них — центр существования и занимает в жизни ведущее мес­то. Здесь осуществляется психологический перенос образа «стра­на» на образ «дом». Таким образом, попытка сохранить насле­дие страны, культуру, национальную самобытность отражает­ся на отношении к дому, то есть к объекту, на который анг­личанин имеет непосредственное индивидуальное влияние.

Чем больше англичанин старается обеспечить за собой все­возможные свободы, независимость, отсутствие обязательств и всяческое преобладание, тем более он впадает в рабскую зависимость от объективно данного Свобода духа, таким об­разом, заковывается в цепи финансовой зависимости, незави­симый образ действий уступает, сломленный общественным мнением, моральное превосходство попадает в болото мало­ценных отношений. Вследствие расширения размера объекта «эго» англичан начинает сильнее работать над отрывом от него и стремится к властвованию над ним, что выражается в свое­образной войне «с собой».

Моральная проблема встает перед англичанином тогда, ког­да он не довольствуется одним лишь созерцанием, своей эсте­тической оценкой, а доходит до вопроса: какое это имеет зна­чение для меня Этот психологический процесс обусловливает переход от частной жизни к оказанию помощи другим. Так как главная деятельность направлена вовнутрь, то вовне не видно ничего, кроме сдержанности, скрытности, безучастия. Конеч­но, проявления такого рода обусловливают предубеждение окружающей среды против них. Все совершающееся до такой степени пленяет их, что они совершенно не замечают, что то, что они из этого передают окружающей среде, содержит обык­новенно лишь очень мало из того, что они внутренне пережи­вают. Их неспособность к коммуникации объясняет одно из заб­луждений культуры — суеверное отношение к слову и изобра­жению, безмерную переоценку вербального обучения.

Англичанам присущ практический подход к морально-эти­ческим проблемам, то есть им свойственно вкладывать сугубо практический смысл в вопросы, рассматриваемые другими нациями только в духовном плане. Образование, религия, пра­восудие направлены на формирование поведения и правил поведения человека, а не на его побуждения. Так, например, в практике судов Великобритании терпели неудачу те судебные защитники, которые пытались строить защиту на объяснении мотивов или обстоятельств, которые толкнули человека на со­вершение преступления, что не встречало понимания со сторо­ны присяжных и суда. Терпимость англичан не включает способ­ность одного человека понять побуждения и тем самым оправ­дать действия другого, а представляет собой невмешательство в личную жизнь, предполагая уважение частной жизни окру­жающих.

В жизни основной тенденцией, обусловливающей поведе­ние, являются установленные правила. В течение веков сфор­мировалось мнение, что как в спорте, так и в жизни правила следует безоговорочно соблюдать, а нарушителей — наказы­вать. В рамках этих правил человек ощущает себя достаточно раскованно, имея своеобразные гарантии того, что «игра» бу­дет вестись «по правилам». Аналогию между жизненными пра­вилами и правилами в спорте можно пронаблюдать на приме­ре английского выражения «It's not cricket», дословный пере­вод которого «это не крикет», а истинное значение — «это нечестно, не по правилам».

В непривычной обстановке англичане стремятся сориентиро­вать себя относительно действующих в ней правил, пытаясь вписаться в сложившийся порядок. Таким образом, их цель — не выделиться, а уподобиться. В этих случаях воздействие объек­та чрезвычайно интенсивно и вынуждает поступать согласно со своим бессознательным образцом — правилом.

Если в личном плане англичане в противоположность, на­пример, японцам возводят в культ независимость и самостоя­тельность человека, освобождая его от бремени родственного долга, то в общественном плане англичане, как и японцы, до­рожат чувством причастности. Поэтому наряду с общественным началом их психологии свойственно желание принадлежать к небольшой, избранной группе людей с аналогичными инте­ресами, взглядами или устремлениями. Даже на близкой пси­хологической дистанции никто не связан долгом или ответ­ственностью друг перед другом.

Жители современной Британии прославились своим неже­ланием разговаривать с незнакомыми людьми в транспорте. Их оскорбляет, если случайный сосед заглянет в газету, которую они держат в руках. Англичане — противники заполнения ан­кет и участия в каких-либо опросах общественного мнения. Раз­говор о семейной жизни или о доходах считается неприличным. Тема для разговоров чрезвычайно сужена этическими норма­ми, что в действительности приводит к традиционным бесе­дам о погоде. Оказывается ошибочной тактика беседы, сори­ентированная на профессиональную деятельность собеседни­ка. Но тема беседы будет поддержана, если затронуть личные увлечения партнера (какое-либо хобби). Хобби для англичан яв­ляется пограничной темой между их личной жизнью (privacy) и общественной жизнью. Поэтому достаточно придерживать­ся данной темы, чтобы через определенное время англичанин самостоятельно сблизил психологическую дистанцию. Англий­ская беседа может показаться бессодержательной, лишенной смысла, однако предположение о правдивости такого замеча­ния является заблуждением. За внешней сдержанностью анг­личанина скрывается эмоциональная, восприимчивая натура. В силу ограничений выражения напрямую своих чувств сложив­шимися правилами поведения у англичан распространено при­менение полувербальных выражений чувств, в виде намеков и недомолвок. Беседа строится не на словесном обмене, а на его подтексте, то есть круге общих интересов, общих воспомина­ний, на которые собеседники опираются в процессе общения.

В семейных отношениях англичане представляют собой замк­нутую социальную группу. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще и внутри, что выражается в неприкосновенности личной жизни каждого ее члена. Супруги не вмешиваются в дела друг друга, а внутрисемейную атмосферу отличает сдержанность как своего рода са­мооборона от чрезмерной фамильярности.

Англичане настороженно относятся ко всему чисто рацио­нальному. Они отрицают всесилие логики и деспотическую власть рассудка. Они считают, что разум не должен доминиро­вать всегда и во всем, что на каком-то смутном рубеже он дол­жен уступить дорогу интуиции. Англичане, как и японцы, ста­вят природу выше искусства, стремясь подчеркнуть ее есте­ственную красоту.

Психология англичан ориентирована на реальность. Их пси­хика направлена на содержания бессознательного, и хотя сти­мулируется внешними объектами, но сфокусирована на том, что было вызвано внешним внутри субъекта. Общение проис­ходит с трудом, так как они пребывают в состоянии недопо­нимания, имея недостаточно точное суждение как о себе, так и о других. Для англичан характерно чувство юмора, направ­ленное на самих себя либо на представителей их националь­ной общности. Они любят высмеивать свои отрицательные ка­чества, однако не позволяют этого другим. Они расположены пренебрегать обычными физическими нуждами. Англичане весьма непритязательны к повседневной пище. Деньги, расхо­дуемые на питание, кажутся им потраченными впустую. В дей­ствительности реальность для них совершенно не существует, они затеряны в бесплодных фантазиях, что прежде всего свя­зано с островным положением территории. Внутренние объекты представляются их восприятию в виде субъективных образов вещей, не встречающихся во внешнем опыте, а составляющих содержания бессознательного — в конечном итоге коллектив­ного бессознательного.

В Великобритании сложились комфортные, теплые отноше­ния, хотя им сопутствует некоторая угроза недолговечности. Представители данного этноса прикрывают слабые места друг друга, часто выручают в трудных ситуациях. Такой коллектив сплочен схожими целями и пользой, которую люди извлека­ют из совместных действий. Несмотря на взаимное психологи­ческое дополнение в жизни, в экстремальных эмоциональных ситуациях гармония на время утрачивается. Контакты с окру­жающим миром отличаются особой чувствительностью, но в целом удается приспособиться к силовым воздействиям извне, проходя сквозь, казалось бы, непреодолимые преграды.

Тактика проведения деловой встречи с англичанами

Психология бизнеса в Англии заметно отличается от дру­гих стран. Для английского бизнеса характерна кастовость, которая, с одной стороны, определяет его высокий профес­сиональный уровень, а с другой — препятствует притоку све­жих сил.

Английские бизнесмены не могут подняться до уровня ана­лиза долгосрочных перспектив. Как правило, они проявляют напористость, когда речь идет о моментальной выгоде, заключении сделок, которые приносят немедленную прибыль, и очень неохотно идут на расходы, отдача от которых будет че­рез 5-10 лет. Английскому бизнесу характерен консерватизм, благодаря которому наблюдается недостаточная разработан­ность механизма внедрения идей и технологий в серийное про­изводство при высокой изобретательности.

Для британских предпринимателей характерны професси­ональная подготовка, своеобразный политический инфанти­лизм, широкий круг интересов, связанных не только с эконо­микой, но и со спортом, литературой, искусством. Решающее значение для них в деле имеют человеческие качества. Негатив­ное значение для них приобретает также сокрытие партнером слабых сторон своей профессиональной подготовки.

Британские предприниматели охотно делятся своим опы­том и знаниями, раскрывают секреты своего ремесла и ука­зывают на особенности рынка той или иной страны.

В английском бизнесе действует определенный ритуал об­щения, которого стараются придерживаться при личном и телефонном общении, при проведении деловых обедов, при посещении симпозиумов, семинаров, выставок. Для британ­ских предпринимателей немаловажное значение имеет посе­щение таких зрелищных мероприятий, как теннисные турни­ры, скачки и т.п. Все это должно быть учтено для расположе­ния к себе английского бизнесмена, так как установление с ним контакта формирует основу для создания длительных де­ловых взаимоотношений, которые в будущем могут принес­ти выгоду. Организация каких-либо мероприятий английской стороной предполагает организацию подобных мероприятий партнерами.

Для британских предпринимателей характерно чувство спра­ведливости, поэтому в переговорных процессах они не терпят хитрости и попыток обмана.

Позиция на переговорах любой британской фирмы, как правило, жесткая. Переговоры ведутся с привлечением много­численного фактического, справочного и статистического ма­териала. Просчитывается каждая позиция, строго фиксируются все детали и параметры контракта. Оговаривается и опреде­ляется не только все, что связано с контрактом, но также и деятельность, направленная на дальнейшее развитие делового сотрудничества, в частности перспективы заключения иных возможных соглашении, возможность сотрудничества в произ­водственной области и сфере сбыта.

Переговоры с английскими организациями, фирмами не следует проводить без тщательной подготовки и согласования — импровизации недопустимы. Пунктуальность имеет особое зна­чение.

В особенностях приветствия необходимо обратить внимание на тот факт, что обмен рукопожатиями принят только при первой встрече. В дальнейшем англичане довольствуются про­стым учтивым приветствием.

Переговоры традиционно начинаются с обсуждения отвле­ченных проблем — погоды, спорта. Это связано с тем, что анг­личане принимают решение гораздо медленнее, чем, напри­мер, французы. В связи с этим к переговорам они подходят с большой долей прагматизма, полагая, что в зависимости от позиции партнеров на самих переговорах может быть найдено наилучшее решение. В ходе переговоров можно рассчитывать на благоприятствование британской стороны вашей инициативе, что свидетельствует об их гибкости.

В британских предпринимательских кругах существует осо­бый ритуал вручения подарков. При этом определен круг то­варов, рассматриваемых англичанами именно в качестве подар­ков, а не взяток. К ним относят календари, записные книж­ки, зажигалки, фирменные авторучки. На Рождество допуска­ются подарки в виде алкогольных напитков. Иные товары мо­гут быть восприняты не как знак внимания, а как средство давления на партнера. Взяточничество подрывает доверие организации, фирмы, лица на английском рынке, что может заставить уйти из данной сферы деятельности.