Англичане
Существуют народы, в характере которых доминирует экспрессивность, то есть склонность целиком подчиняться своим эмоциям и открыто выражать их. Любить и ненавидеть, радоваться и негодовать в их представлении означает полностью отдаваться этим чувствам внутренне и внешне. Подавление эмоций они считают чем-то противоестественным, отождествляя это с лицемерием.
К другой категории можно отнести народы, в характере которых преобладает репрессивность, то есть самоконтроль, и которые рассматривают свободное, необузданное проявление своих чувств как нечто неподобающее, вульгарное, антиобщественное. Англичане, считающие самообладание главным достоинством человеческого характера, относятся ко второй категории.
Национальный характер повсюду живуч, но ни к какому народу это не относится в большей степени, чем к англичанам. Их наиболее очевидная черта — стабильность и постоянство характера. Это обусловлено прежде всего географическим расположением страны. Являясь островным государством, Beликобритания в течение многих столетий сумела избежать внешних воздействий с континента, что препятствовало смешению культур, переопределению ценностей, изменению психологического состава нации.
Ценностями, имеющими относительно широкое распространение в английском обществе, являются материальное положение, деньги, положение в обществе, социальное происхождение. Однако по сравнению с США, где открыто господствует культ денег, в Великобритании общество пропагандирует историческое прошлое своей страны, откуда и исходит сознательное культивирование старинных обрядов, ритуалов, а также личную свободу, соблюдение национальных норм поведения.
Трудолюбие англичан проявляется в добротности производимой ими продукции, в дисциплинированности, аккуратности, некотором консерватизме, стремлении довести начатое до конца. При обсуждении производственных вопросов они проявляют расчетливость и дальновидность. Однако их отношение к труду не демонстративно. Процесс работы англичан можно охарактеризовать как сочетание раскованности с отлаженностью, что отражает ритм жизни.
Примечателен консерватизм англичан. Слово «консерватор» (conservative) наряду с негативным несет в себе и позитивный смысл. Это не только противник перемен, но и тот, кто оберегает наследие прошлого, консервирует его. Это явление, в частности, реализуется в одной из наиболее характерных особенностей англичан — соблюдении распорядка дня.
Стереотип «холодные англичане» сложился в результате двух составляющих. С одной стороны, это культивирование в течение большого исторического промежутка времени таких качеств, как максимальная сдержанность, рассудительность, выдержка и самообладание, а с другой — проявление преимущественно флегматичного и сангвинического темпераментов.
Англичане не столько избегают иностранцев, сколько не проявляют к ним особого интереса, относясь к ним снисходительно. Обитатели Британских островов исторически тяготели к двум стереотипным образам иностранцев. В них они привыкли видеть либо соперников, то есть противников, которых необходимо победить, либо дикарей, которых надлежало усмирить и приобщить к цивилизации, подчинив их британской короне. В обоих случаях англичане проявляли нежелание знакомиться с языком и образом жизни иностранцев, с которыми они вступали в контакт. Здесь срабатывает установка, сформированная в период развития колониализма. Все иностранцы, таким образом, рассматриваются в качестве либо конкурентов, либо стоящих ниже на ступени развития цивилизации. Однако это не выражается ни в виде агрессивного национализма, ни в виде ярко выраженного патриотизма.
Для англичан характерен хорошо выработанный механизм торможения эмоций. Недемонстративные в проявлении положительных эмоций, англичане демонстративны в беде, точнее в умении ее игнорировать. Именно тогда проявляется их окрашенный юмором оптимизм. При встрече с препятствием их умение владеть собой трансформируется в упрямую одержимость. Они высоко ценят способность сохранять спокойствие и даже недооценивать степень опасности в экстремальных ситуациях. Их врожденное отсутствие демонстративности подкрепляется боязнью вторжения в личную жизнь. Близкие друзья человека, которых он знает по школе или университету, по спортивному клубу или по военной службе, могут быть совершенно незнакомы его жене. В этом понимании понятие «друг» имеет своеобразную трактовку, более близкую к тому, что мы понимаем под словом «знакомый». Людей сближает определенный круг общих интересов. Личная же жизнь чаще всего остается за пределами этого круга.
Англичанин приветлив, человечен, выдержан, честен. Он обладает чувством долга, общественного порядка и готов идти на практические жертвы ради того и другого. Однако если найти к нему должный подход, апеллируй к его доброй воле, а не к его эмоциям, то возможно уменьшение психологической дистанции. Необходимо преподносить факты таким образом, чтобы он смог проанализировать их внимательно и не спеша. Немалым достоинством англичан является их рассудительность.
Критические замечания, высказанные в адрес британской действительности, особенно представителем другой нации и особенно в виде «лобовой атаки», англичанами отвергаются, а такие коммуникаторы вызывают у них чувство досады или раздражения. Наличие здравого смысла у англичан, с одной стороны, обусловливает критическое восприятие информации, а с другой — позволяет убедить их весомыми аргументами. При этом целесообразно излагать сильные и слабые стороны обсуждаемого вопроса. Англичане болезненно чувствительны к обиде, однако данная черта скрывается от окружающих. Главными человеческими достоинствами являются понимание, тактичность, предупредительность. Психологическое давление на них не встречает открытого сопротивления, а толкает их на совершение действия, прямо противоположного ожидаемому. При этом данное инстинктивное сопротивление возрастает пропорционально оказываемому давлению.
Однако для подхода к «неразговорчивому» англичанину необходимо применить метод «демонстрации его превосходства». Для этого достаточно обратиться к нему за помощью либо продемонстрировать ее необходимость. Опыт показывает, что подобный психологический прием срабатывает. Это обусловлено в первую очередь тем, что декларация своей беспомощности стимулирует англичанина к оказанию помощи, так как человек, заявляющий о своей беспомощности, создает ситуацию, в которой совершенно очевидно отсутствие конкуренции и бесспорен авторитет англичанина.
Самоконтроль, самоуважение, честность, верность, порядочность, чувство правоты — характеристики, являющиеся отличительными признаками англичан. К этому можно причислить уравновешенный, уживчивый характер. В повседневном быту они умело избегают болезненных столкновений, приспосабливаются друг к другу, проявляя при этом взаимную предупредительность, сдержанность и терпимость. Склонность сохранять самообладание в споре, оставаться объективными к себе и к другим ведет к признанию того, что любая истина имеет много сторон и о ней может быть множество различных суждений. Соответственно, возможно ожидать от них принятия точки зрения другого человека, не противоречащей их установке.
Однако невозмутимость и самообладание, сдержанность и обходительность не были свойственны «старой» Англии, например, XVIII века, когда народ отличался буйным и вспыльчивым нравом, обычным зрелищем были публичные казни и не существовало моральных ограничений. Столкнувшись с подобным явлением, можно предположить, что агрессивность просто изменила направление и влияет на другие формы самовыражения. Подавление чувств и эмоций, являющихся преимущественно проявлением индивидуального бессознательного, со временем ведет к его неконтролируемым проявлениям, иногда блокирующим контроль сознания. Иллюстрацией этого явления может послужить реакция английских футбольных фанатиков, проявляющаяся в виде массовых беспорядков. Проявление эмоций связано с активизацией бессознательного, а факт их групповой организации переводит индивидуальное бессознательное в эквивалент коллективного, находящегося под властью архетипов. Достаточно понаблюдать за английской толпой на народном празднике, на спортивном стадионе, чтобы почувствовать, как национальный темперамент рвется из-под самоконтроля. Проявление эмоций англичан было характерно для территории британских колоний, где не существовало заповедей, а кодекс джентльмена предназначался исключительно для домашнего применения.
На сегодняшний день проявление эмоций реализуется при помощи телевидения. По данным статистики, население Великобритании проявляет поразительное пристрастие к преступному миру на телеэкранах и страницах книг. По выражению писателя Джорджа Оруэлла, Англия — страна, где правонарушение и зло — понятия тождественные, — оказалась родиной Конан Дойла и Агаты Кристи, крупнейшим производителем и потребителем детективной литературы. Таким образом, англичанину приходится вести постоянную борьбу с самим собой, с естественными страстями своего темперамента, рвущегося наружу. По мнению английского социолога Джеффри Горера, это объясняет то, что англичане тяжелы на подъем, склонны обходить острые углы, что им присуще желание укрыться от посторонних взглядов, порождающее культ частной жизни.*
* См.: Geoffery Gorer. Exploring English Character. — London, 1955. — P. 53.
Г. Лебон в своем труде «Психология толп», рассматривая англичан, отмечает, что иностранец, посетивший Англию, «заметит потребность независимой жизни в хижине самого скромного работника. Он найдет энергию расы, как в напряженном труде работника, так и в труде учащегося, который, будучи предоставлен самому себе с малых лет, обучается один руководить собою, зная уже, что в жизни никто не станет заниматься его судьбой, кроме него самого; у профессоров, очень умеренно налегающих на учение, но зато обращающих усиленное внимание на выработку характера, который они считают одним из величайших двигателей в мире.. Уже с XV века Фортескью противопоставлял римский закон, наследие латинских народов, английскому закону один является делом автократизма и весь проникнут тем, чтобы пожертвовать личностью; другой — дело общей воли и всегда готов защищать личность».*
* Ле Бон Г. Психология толп. — М.: Институт психологии РАН, 1998. –С. 54 -55.
Английская мораль предписывает человеку отгораживать свою частную жизнь от внешнего мира. Порог его дома служит при этом пограничной чертой. Какие бы отношения ни сложились у соседей, каждый из них держится своей стороны изгороди. С соседями принято вести себя приветливо, предупредительно, но без какой-либо фамильярности, способной показаться непрошеным вторжением в частную жизнь. Культ частной собственности сформировал отношение к дому как крепости. В связи с этим, характеризуя англичан, необходимо отметить, что они чрезвычайно любят домашний очаг. Дом для них — центр существования и занимает в жизни ведущее место. Здесь осуществляется психологический перенос образа «страна» на образ «дом». Таким образом, попытка сохранить наследие страны, культуру, национальную самобытность отражается на отношении к дому, то есть к объекту, на который англичанин имеет непосредственное индивидуальное влияние.
Чем больше англичанин старается обеспечить за собой всевозможные свободы, независимость, отсутствие обязательств и всяческое преобладание, тем более он впадает в рабскую зависимость от объективно данного Свобода духа, таким образом, заковывается в цепи финансовой зависимости, независимый образ действий уступает, сломленный общественным мнением, моральное превосходство попадает в болото малоценных отношений. Вследствие расширения размера объекта «эго» англичан начинает сильнее работать над отрывом от него и стремится к властвованию над ним, что выражается в своеобразной войне «с собой».
Моральная проблема встает перед англичанином тогда, когда он не довольствуется одним лишь созерцанием, своей эстетической оценкой, а доходит до вопроса: какое это имеет значение для меня Этот психологический процесс обусловливает переход от частной жизни к оказанию помощи другим. Так как главная деятельность направлена вовнутрь, то вовне не видно ничего, кроме сдержанности, скрытности, безучастия. Конечно, проявления такого рода обусловливают предубеждение окружающей среды против них. Все совершающееся до такой степени пленяет их, что они совершенно не замечают, что то, что они из этого передают окружающей среде, содержит обыкновенно лишь очень мало из того, что они внутренне переживают. Их неспособность к коммуникации объясняет одно из заблуждений культуры — суеверное отношение к слову и изображению, безмерную переоценку вербального обучения.
Англичанам присущ практический подход к морально-этическим проблемам, то есть им свойственно вкладывать сугубо практический смысл в вопросы, рассматриваемые другими нациями только в духовном плане. Образование, религия, правосудие направлены на формирование поведения и правил поведения человека, а не на его побуждения. Так, например, в практике судов Великобритании терпели неудачу те судебные защитники, которые пытались строить защиту на объяснении мотивов или обстоятельств, которые толкнули человека на совершение преступления, что не встречало понимания со стороны присяжных и суда. Терпимость англичан не включает способность одного человека понять побуждения и тем самым оправдать действия другого, а представляет собой невмешательство в личную жизнь, предполагая уважение частной жизни окружающих.
В жизни основной тенденцией, обусловливающей поведение, являются установленные правила. В течение веков сформировалось мнение, что как в спорте, так и в жизни правила следует безоговорочно соблюдать, а нарушителей — наказывать. В рамках этих правил человек ощущает себя достаточно раскованно, имея своеобразные гарантии того, что «игра» будет вестись «по правилам». Аналогию между жизненными правилами и правилами в спорте можно пронаблюдать на примере английского выражения «It's not cricket», дословный перевод которого «это не крикет», а истинное значение — «это нечестно, не по правилам».
В непривычной обстановке англичане стремятся сориентировать себя относительно действующих в ней правил, пытаясь вписаться в сложившийся порядок. Таким образом, их цель — не выделиться, а уподобиться. В этих случаях воздействие объекта чрезвычайно интенсивно и вынуждает поступать согласно со своим бессознательным образцом — правилом.
Если в личном плане англичане в противоположность, например, японцам возводят в культ независимость и самостоятельность человека, освобождая его от бремени родственного долга, то в общественном плане англичане, как и японцы, дорожат чувством причастности. Поэтому наряду с общественным началом их психологии свойственно желание принадлежать к небольшой, избранной группе людей с аналогичными интересами, взглядами или устремлениями. Даже на близкой психологической дистанции никто не связан долгом или ответственностью друг перед другом.
Жители современной Британии прославились своим нежеланием разговаривать с незнакомыми людьми в транспорте. Их оскорбляет, если случайный сосед заглянет в газету, которую они держат в руках. Англичане — противники заполнения анкет и участия в каких-либо опросах общественного мнения. Разговор о семейной жизни или о доходах считается неприличным. Тема для разговоров чрезвычайно сужена этическими нормами, что в действительности приводит к традиционным беседам о погоде. Оказывается ошибочной тактика беседы, сориентированная на профессиональную деятельность собеседника. Но тема беседы будет поддержана, если затронуть личные увлечения партнера (какое-либо хобби). Хобби для англичан является пограничной темой между их личной жизнью (privacy) и общественной жизнью. Поэтому достаточно придерживаться данной темы, чтобы через определенное время англичанин самостоятельно сблизил психологическую дистанцию. Английская беседа может показаться бессодержательной, лишенной смысла, однако предположение о правдивости такого замечания является заблуждением. За внешней сдержанностью англичанина скрывается эмоциональная, восприимчивая натура. В силу ограничений выражения напрямую своих чувств сложившимися правилами поведения у англичан распространено применение полувербальных выражений чувств, в виде намеков и недомолвок. Беседа строится не на словесном обмене, а на его подтексте, то есть круге общих интересов, общих воспоминаний, на которые собеседники опираются в процессе общения.
В семейных отношениях англичане представляют собой замкнутую социальную группу. Если японская семья замкнута для посторонних, то английская семья замкнута еще и внутри, что выражается в неприкосновенности личной жизни каждого ее члена. Супруги не вмешиваются в дела друг друга, а внутрисемейную атмосферу отличает сдержанность как своего рода самооборона от чрезмерной фамильярности.
Англичане настороженно относятся ко всему чисто рациональному. Они отрицают всесилие логики и деспотическую власть рассудка. Они считают, что разум не должен доминировать всегда и во всем, что на каком-то смутном рубеже он должен уступить дорогу интуиции. Англичане, как и японцы, ставят природу выше искусства, стремясь подчеркнуть ее естественную красоту.
Психология англичан ориентирована на реальность. Их психика направлена на содержания бессознательного, и хотя стимулируется внешними объектами, но сфокусирована на том, что было вызвано внешним внутри субъекта. Общение происходит с трудом, так как они пребывают в состоянии недопонимания, имея недостаточно точное суждение как о себе, так и о других. Для англичан характерно чувство юмора, направленное на самих себя либо на представителей их национальной общности. Они любят высмеивать свои отрицательные качества, однако не позволяют этого другим. Они расположены пренебрегать обычными физическими нуждами. Англичане весьма непритязательны к повседневной пище. Деньги, расходуемые на питание, кажутся им потраченными впустую. В действительности реальность для них совершенно не существует, они затеряны в бесплодных фантазиях, что прежде всего связано с островным положением территории. Внутренние объекты представляются их восприятию в виде субъективных образов вещей, не встречающихся во внешнем опыте, а составляющих содержания бессознательного — в конечном итоге коллективного бессознательного.
В Великобритании сложились комфортные, теплые отношения, хотя им сопутствует некоторая угроза недолговечности. Представители данного этноса прикрывают слабые места друг друга, часто выручают в трудных ситуациях. Такой коллектив сплочен схожими целями и пользой, которую люди извлекают из совместных действий. Несмотря на взаимное психологическое дополнение в жизни, в экстремальных эмоциональных ситуациях гармония на время утрачивается. Контакты с окружающим миром отличаются особой чувствительностью, но в целом удается приспособиться к силовым воздействиям извне, проходя сквозь, казалось бы, непреодолимые преграды.
Тактика проведения деловой встречи с англичанами
Психология бизнеса в Англии заметно отличается от других стран. Для английского бизнеса характерна кастовость, которая, с одной стороны, определяет его высокий профессиональный уровень, а с другой — препятствует притоку свежих сил.
Английские бизнесмены не могут подняться до уровня анализа долгосрочных перспектив. Как правило, они проявляют напористость, когда речь идет о моментальной выгоде, заключении сделок, которые приносят немедленную прибыль, и очень неохотно идут на расходы, отдача от которых будет через 5-10 лет. Английскому бизнесу характерен консерватизм, благодаря которому наблюдается недостаточная разработанность механизма внедрения идей и технологий в серийное производство при высокой изобретательности.
Для британских предпринимателей характерны профессиональная подготовка, своеобразный политический инфантилизм, широкий круг интересов, связанных не только с экономикой, но и со спортом, литературой, искусством. Решающее значение для них в деле имеют человеческие качества. Негативное значение для них приобретает также сокрытие партнером слабых сторон своей профессиональной подготовки.
Британские предприниматели охотно делятся своим опытом и знаниями, раскрывают секреты своего ремесла и указывают на особенности рынка той или иной страны.
В английском бизнесе действует определенный ритуал общения, которого стараются придерживаться при личном и телефонном общении, при проведении деловых обедов, при посещении симпозиумов, семинаров, выставок. Для британских предпринимателей немаловажное значение имеет посещение таких зрелищных мероприятий, как теннисные турниры, скачки и т.п. Все это должно быть учтено для расположения к себе английского бизнесмена, так как установление с ним контакта формирует основу для создания длительных деловых взаимоотношений, которые в будущем могут принести выгоду. Организация каких-либо мероприятий английской стороной предполагает организацию подобных мероприятий партнерами.
Для британских предпринимателей характерно чувство справедливости, поэтому в переговорных процессах они не терпят хитрости и попыток обмана.
Позиция на переговорах любой британской фирмы, как правило, жесткая. Переговоры ведутся с привлечением многочисленного фактического, справочного и статистического материала. Просчитывается каждая позиция, строго фиксируются все детали и параметры контракта. Оговаривается и определяется не только все, что связано с контрактом, но также и деятельность, направленная на дальнейшее развитие делового сотрудничества, в частности перспективы заключения иных возможных соглашении, возможность сотрудничества в производственной области и сфере сбыта.
Переговоры с английскими организациями, фирмами не следует проводить без тщательной подготовки и согласования — импровизации недопустимы. Пунктуальность имеет особое значение.
В особенностях приветствия необходимо обратить внимание на тот факт, что обмен рукопожатиями принят только при первой встрече. В дальнейшем англичане довольствуются простым учтивым приветствием.
Переговоры традиционно начинаются с обсуждения отвлеченных проблем — погоды, спорта. Это связано с тем, что англичане принимают решение гораздо медленнее, чем, например, французы. В связи с этим к переговорам они подходят с большой долей прагматизма, полагая, что в зависимости от позиции партнеров на самих переговорах может быть найдено наилучшее решение. В ходе переговоров можно рассчитывать на благоприятствование британской стороны вашей инициативе, что свидетельствует об их гибкости.
В британских предпринимательских кругах существует особый ритуал вручения подарков. При этом определен круг товаров, рассматриваемых англичанами именно в качестве подарков, а не взяток. К ним относят календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки. На Рождество допускаются подарки в виде алкогольных напитков. Иные товары могут быть восприняты не как знак внимания, а как средство давления на партнера. Взяточничество подрывает доверие организации, фирмы, лица на английском рынке, что может заставить уйти из данной сферы деятельности.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление