Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
Инициатива переговоров принадлежит той стороне, которая психологически лучше готова к ним Основная задача переговоров в психологическом плане — убедить собеседника, заставить его захотеть сделать то, что необходимо. При этом переговоры должны проходить в вежливо-предупредительном тоне, все нетактичные и грубые методы должны быть исключены. Однако не способствует успеху и слишком серьезная и официальная манера проведения переговоров.
Учитывая особенности системы ценностей различных этнических групп, следует отметить, что ни при каких обстоятельствах не стоит стремиться к достижению односторонних выгод для себя. Заметив возможность такого исхода, рекомендуется предупредить об этом партнера.
Наконец, даже самые искусно подготовленные деловые предложения не могут уменьшить значения психологических факторов на переговорах. Так, прежде всего необходимо заинтересовать партнера своим предложением. Идеальным вариантом выбора тактики ведения переговоров является предварительное моделирование их процесса в зависимости от национальных и этнических особенностей сторон. В ходе моделирования должны быть учтены:
• отношения потенциальных партнеров к Украине;
• стиль ведения переговоров представителями данной этнической группы,
• цели, преследуемые потенциальными партнерами,
• особенности невербального общения представителей данной этногруппы;
• культурные особенности;
• национальные традиции партнеров,
• опыт их сотрудничества с другими фирмами, организациями, предприятиями Украины.
Так как в каждом человеке заложено желание получить признание собственной ценности, необходимо тактично подчеркнуть какие-либо достоинства собеседника, искренне похвалить его.
Один из важных принципов переговоров — исключительное внимание к партнеру. Если партнер видит заинтересованного слушателя, то он воспринимает это как комплимент. Собеседник, принадлежащий к любой этнической общности, на переговорах будет доволен присутствием терпеливого и сочувствующего ему слушателя, который молча слушает, пока партнер выскажет все свои проблемы и исчерпает все эмоции.
Если переговоры зашли в тупик, не рекомендуется смешивать личность партнера, совершаемый им в данный момент поступок и его этническую принадлежность. Во-первых, это приведет к созданию нежелательного этнического предрассудка и предубеждения, что негативно скажется на переговорном процессе. Во-вторых, необходимо помнить о том, что партнер отстаивает интересы своего предприятия, фирмы, организации и не обязан наносить им ущерб ради поддержания дружеских отношений. В любых переговорах, где вы надеетесь на продолжительное сотрудничество, необходимо избегать «уничтожения» противника. Вашим «противником» должна быть ситуация и вытекающая из нее проблема, а не персонифицированная организация в лице партнера.
Необходимо помнить также и о том, что, обвиняя, мы вредим делу намного больше, чем когда тактично указываем на ошибки. При этом можно унизить чувство собственного достоинства, гордости партнера, что абсолютно недопустимо, например, в Китае, Японии, Корее. Психологически правильно в таких случаях указывать на ошибки после похвалы с последующим акцентом на положительную сторону предложения, так как критика вызывает противодействие, создает конфликт, приводит к стрессовому состоянию собеседников.
Если в ходе переговоров возникли трудности, то необходимо сосредоточиться не на позициях, а на интересах. Выяснение общих интересов позволит снизить напряжение, акцентировать на них внимание, принять решение — завязать контакты, соединить продукцию с рынком сбыта партнера, сырье — с передовой технологией партнера. После определения взаимовыгодных вариантов удовлетворения общих интересов можно снова переходить к обсуждению позиций.
При любых переговорах не следует рассматривать другую сторону как монолит. Она состоит из отдельных людей, каждому из которых свойственно свое восприятие действительности. Кроме того, каждый из них может принадлежать к разным этническим общностям, что также необходимо учитывать.
Некоторые этнопсихологические проблемы отечественных предпринимателей на мировом рынке
О «дурных инстинктах» отечественных торговцев говорили иностранцы, побывавшие в различное время в России и в Украине. Немецкий купец Герберштейн, приезжавший на Русь, пишет: «они ведут торговлю с величайшим лукавством и обманом. Покупая иностранные товары, они всегда понижают цену их наполовину, и этим ставят иностранных купцов в затруднение и недоумение, а некоторых доводят до отчаяния, но кто, зная их обычай и любовь к проволочке, не теряет присутствия духа и умеет выждать время, тот сбывает свой товар без убытка... Если при сделке неосторожно обмолвиться, обещать что-либо, они в точности припомнят это и настойчиво будут требовать исполнения обещания, а сами очень редко исполняют то, что обещают. Если они начнут клясться и божиться, знай, что здесь скрывается обман, ибо они клянутся только с целью обмануть».*
* Ковальчук Т. Не обманешь — не проживешь? // Бизнес, 1992. — №5. – С. 38.
В то же время можно привести много имен украинских и российских купцов, промышленников, предпринимателей, считавших высшей ценностью свою репутацию честного человека.
Прослеживается четкая закономерность: чем выше образовательный и культурный уровень народа, чем выше поднимается по пути цивилизованной экономики то или иное общество, тем меньше в нем элементов недобросовестности, нечестности в отношениях между людьми. Чем богаче государство, тем постыднее и безнравственнее становятся понятия «украсть», «обмануть» и т.д.
Пока же в сфере «бескультурного» бизнеса СНГ занимает, к сожалению, лидирующее место. Возрождающийся украинский бизнес, стремясь проникнуть в цивилизованный западный мир, отправляется в путь без малейших представлений о том, что его ждет и какие правила игры там приняты.
В зарубежных деловых кругах считают, что украинский стиль поведения отличается необязательностью и неаккуратностью, отсутствием привычки держать слово, вечным стремлением что-то выклянчить лично для себя у «богатых иностранцев». Однако даже лучшие и честнейшие представители нашего зарождающегося делового мира очень часто оказываются в проигрыше при контактах с потенциальными зарубежными партнерами, потому, что просто не умеют себя вести и не знакомы с нормами поведения иностранных коллег.
За рубежом очень ценят проверенных годами деловых партнеров, а новичков с подозрением исследуют, часто вычеркивая из своих записных книжек имена тех, кто с первой встречи повел себя не по правилам. Поэтому новоиспеченным предпринимателям, всем своим поведением попирающим элементарные основы деловой этики, надеяться на успех нечего.
У деловых людей всего мира существует строгое понятие деловой этики и обязательности. В США, например, существует понятие «техасское рукопожатие», когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься определенным бизнесом. И если кто-то нарушил условия договора, то никто больше не будет иметь с ним дело.
Формула западных предпринимателей на первый взгляд проста: «преуспевание = профессионализм + порядочность». На самом деле оказывается, что в ней кроется множество «подводных камней», особенно для отечественных предпринимателей.
Задумав вести дело с зарубежными партнерами, необходимо и очень важно направить к ним достойных представителей, сознающих свою миссию и создающих имидж предприятия. Это должен быть не торгаш, везущий за рубеж свои вещи на продажу, не склонный к выпивке и разгульному образу жизни, подтянутый и хорошо воспитанный; умеющий «подать» свою фирму в лучшем виде, ни в коем случае не выпрашивающий сувениры и т.д. Это должен быть человек, уверенно чувствующий себя как в Сан-Франциско, так и в Сеуле.
Трудно приобрести хорошую репутацию, на это уходят годы, а утратить ее можно мгновенно, и зачастую из-за пустяка не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность в любой другой форме. Для репутации важно все — и культура речи, и манеры, одежда, интерьер офиса и др.
Впрочем, некоторые специалисты-психологи советуют зарубежным предпринимателям, желающим работать или уже сотрудничающим со странами СНГ, проявлять терпение, снисходительность к проявлению недостаточно высокой культуры общения, переговоров, ведения документации и т.д. «Если вы поможете партнерам из СНГ, — говорится в одной из инструкций, — то по мере приобретения опыта они будут выполнять правила этикета лучше, чем ваши постоянные сотрудники».
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление