logo search
Баронин_Этническая психология_2000

Глава 3 статические характеристики этноса

С вопросом понятия нации непосредственно связана про­блема отождествления человека с определенной нацией. Этот процесс называется национальной идентификацией.

Национальная идентификация — это процесс самоотожде­ствления с нацией на основании какой-либо связи, а также включения в свой собственный мир и принятия норм, ценно­стей и образцов этой нации.

Большое значение в наследовании черт национального ха­рактера имеет его социально-психологический механизм, ко­торый называется «традиционным».

Традиции — это синхронизированные, подчиненные наци­ональному идеалу верования, способы мышления, стремления, нормы поведения предыдущих поколений, которые разделяет и воспроизводит поколение живущих. Придерживаясь традиций той или иной социальной среды, человек выражает свою со­лидарность и принадлежность к ней, за что получает одобре­ние и поддержку — источник позитивно окрашенного эмоци­онального состояния, которое можно назвать «чувством защи­щенности», и в результате — внутренний душевный комфорт.

Практически все психологические теории нации так или иначе отрицают объективную действительность нации. Это осо­бенно хорошо видно на примере теории «национальной иден­тификации». Основные идеи этой теории таковы: национальные отношения — это одна из форм проявления фундаментальной психологической закономерности, называемой «отождествле­нием» («идентификацией»); существует как позитивное, так и негативное отождествление. Приведем пример, взятый из од­ного французского журнала по социальной психологии. «Ин­дивидуум «Р» негативно отождествляется с объектом «У» в той мере, в которой «Р» склонен радоваться всему, что плохо для «У», или быть недовольным тем, что хорошо для «У». Различаются два типа «национальной идентификации»: идентификация индивиду­ума либо с совокупностью своих сограждан, либо с символами, пред­ставляющими национальное единство и национальный суверени­тет. Первый тип — это идентификация с «национальной общно­стью», второй тип — идентификация с «нацией-властью». На этом основании делается вывод о наличии «демократической лич­ности» и «авторитарной личности».* Нетрудно заметить, что теория «национальной идентификации» может быть легко на­правлена против любого национально-освободительного дви­жения, против легитимного стремления народов к националь­ной независимости и национальному суверенитету.

* Bulletin International des Sciences Sociales. — Paris, 1988. — Vol. III. — №2. - P. 265-266.