3.4. Национальное самосознание
Под национальным самосознанием следует понимать «сознание принадлежности людей к нации». Оно объединяет представителей различных этнических групп и социальных классов под одним понятием: «французы», «англичане», «немцы», «японцы». Оно не испытывает на себе влияние идеологии. Люди, определившие свою национальную принадлежность, не меняют ее до конца жизни. Это относительно устойчивая, осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о себе как о представителе определенной нации.
Наиболее существенным достоянием, которое принадлежит народу, будучи самым живым выражением его характера, самой активной его связью с мировой культурой, является язык. Язык народа обладает способностью убеждения, принуждения. Зачастую достаточно нескольких слов, чтобы определить в общих чертах характер народа — носителя языка. Язык играет роль посредника для человека при восприятии им большинства важнейших черт мировых явлений и представляет собой главное средство оказания обратного воздействия на внешний мир.
Г.Г. Шпет в книге «Вступление в этническую психологию» акцентирует внимание на роли национального языка как источника психологических особенностей этноса. Полемизируя относительно причин возникновения мифов, обычаев и языка как основных источников знаний, он отвергал понятия «народная душа», «народные чувства», «народный дух» как чрезмерно субъективные. Однако подобное утверждение не совсем справедливо. Национальность отличается индивидуальной жизнью, вне которой невозможно существование человечества, она заложена в самой «глубине» его жизни. Например, культура никогда не была и никогда не будет отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, то есть национальная, индивидуально-народная и лишь в таком своем качестве восходящая до общечеловечности. Отдельные явления культуры становятся общечеловеческими именно потому, что они в своей сущности глубоко национальны. То же справедливо и для великих открытий и изобретений в области науки и техники.
Термин «национальность» употребляется также в следующих двух значениях:
1) как обозначение принадлежности к нации (рубрика в анкете обозначает, собственно, принадлежность к нации);
2) как обозначение определенного этапа в развитии народа, который поднялся уже над положением, характерным для народов, но еще не достиг ступени вполне сформировавшейся нации.
Национальность во втором значении — это общность людей, которые создали уже собственную, особую культуру, но не имеют еще за собой традиций независимого политического образования.
Национальность является органическим результатом привязанностей, привычек, обстановки. Многоразличные условия местности, климата, исторических обстоятельств сближают в течение долгого периода потомства родовых союзов разного происхождения. Большей частью все эти этносы усваивают один и тот же язык, разнящийся лишь нюансами наречий, усваивают более или менее сходные привычки и предания. История выделяет сложившуюся таким образом этническую группу от других подобных групп при исчезновении переходных ступеней. Образуется своеобразный национальный продукт — национальность. Сразу после ее обособления начинается борьба за существование, и поколения передают одно другому простое стремление: защищай свое существование. Чем энергичнее национальность, тем лучше она реализует это требование. Историческая же ее роль определяется способностью влиять на другие национальности при сохранении собственных и чужих особенностей. Так как большая часть истории национальностей прошла во взаимной резне и во взаимном «поедании», то появилось учение ложного патриотизма, учение, по которому гражданин ставил себе в достоинство желание, чтобы его национальность взяла верх над другими. В политической истории принцип национальностей играл немаловажную роль, и поэтому появилась политическая теория разделения земли на государственные территории по национальности. Действительно, в каждую эпоху цивилизация развитого общества имеет свои характеристические особенности, свои руководящие идеи, и чем лучше общественные формы способствуют всестороннему развитию личности, чем здоровее общество, тем полнее и определеннее выражает эта цивилизация свою идею. Понятно, что в подобном случае цивилизация данной национальности влияет как идеальный центр на другие современные ей национальности и на последующие периоды жизни человечества, и это влияние тем прогрессивнее, чем более сама руководящая идея данной национальности в рассматриваемую эпоху способствует развитию личности и внесению справедливости в формы общественной жизни. Если последнее имеет место, можно сказать, что данная национальность в рассматриваемую эпоху является представителем прогресса. Однако обычно под национальной идеей подразумевается нечто гораздо большее Полагают, что эта идея не ограничивается определенной эпохой, а связывает все эпохи национальной жизни и вообще выражает всю историю данной национальности. Национальная идея передается от одного поколения к другому как осознанная традиция. Исключив такой способ наследования, остается допустить бессознательную передачу от одного поколения другому некоторого постоянного идеального стремления.
Настоящий национальный патриотизм для личности заключается в осмыслении естественных требований своей нации, критическом понимании требований общечеловеческого прогресса. Требование поддержать свою национальность как самостоятельную и обособленную единицу вполне законно, так как оно соответствует стремлению, чтобы идеи, в которые человек верит, язык, на котором он говорит, жизненные цели, которые он себе ставит, вошли живым элементом в будущее. Отказаться от поддержания своей национальности имеет право лишь тот, кто убедился, что национальность его «поражена» началами застоя или реакции и отделаться от них не может. Стремление подавлять другие национальности, уничтожать их особенности не может быть названо патриотизмом. Человек, преследующий подобную цель, сознательно или бессознательно унижает свой народ, налагая на него пятно зверства, мешая ему войти в число прогрессивных. Достаточно вспомнить имидж немцев после 1945 года. Немецкая национальность отождествлялась с фашизмом. Таким «патриотом» был и Марк Катон Старший (234-149 гг до н э) со своим знаменитым «Карфаген должен быть разрушен!» ("Ceterum censeo Carthaginem esse delendam!"). И последующая история Рима показала, как мало выиграли римские граждане от разрушения Карфагена, как их сознание незамедлительно нашло выражение в ряде уличных междоусобиц, кровавых проскрипций и в цезаризме. Подлинный патриотизм заключается в стремлении сделать свою национальность самым влиятельным деятелем человеческого прогресса, минимально стирая ее особенные характеристические черты.
Для этого необходимо стремление сперва к предоставлению своему отечеству такого общественного строя, без которого невозможно развитие общества. Если бы при этом не происходило столкновения национальностей во имя случайных интересов их правителей или во имя исторического начала их подавления, то на этом бы остановился вопрос о значении национального элемента. Однако национальный вопрос на практике порождает вопрос государственный, зачастую приводящий к конфликтам, сущность которых мы рассмотрим ниже.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление