logo search
Баронин_Этническая психология_2000

3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации

В середине 50-х годов XX века понятие «ментальность» во­шло в научную сферу благодаря исследованиям французских ученых Ж. Любье и Р. Мандру. С 1958 года этот термин поя­вился в энциклопедических справочниках. Термином «менталь­ность» определяют социально-психологические явления, отобра­жающие духовный мир человека или социальной общности, эпохи или этнокультуры. Категория «ментальность» дает возможность анализировать психический состав людей в социальном, по­литическом или этническом контексте. Ментальность охваты­вает различные уровни социальных целостностей. Таким обра­зом, ментальность — важный этнопсихологический феномен, который является интегральным этнопсихологическим призна­ком индивида, народа, нации В англоязычной психологической литературе менталитет определяется как «свойство разума, характеризующее отдельного индивида, либо группу индивидов»; «обобщение всех характеристик, определяющих психику»; «способ мышления или характер размышлении».* В зарубежной психологи­ческой литературе выделяют три структурных компонента «ментальности»:

• эмоциональный (эмотивный);

• когнитивный (вербальный);

• поведенческий (конативный).

* Krech D., Crutchfield R. S., Ballachey E.L. Individual in Society. – N.Y., 1962. –P. 74.

Эмоциональная подсистема ментальности включает в себя:

1) эмоциональные состояния, предшествующие организа­ции вербального и поведенческого компонентов. Они выступа­ют, по мнению Л. Гутмана, импульсом к систематизации зна­ний, а также к определенному поведению.

2) переживания, связанные с наиболее важными вербаль­ными элементами.

Вербальная подсистема ментальности состоит из знания об объектах и ситуациях жизнедеятельности, являющихся резуль­татом приобретения индивидуального жизненного опыта, то есть процессов обучения (самообучения).

Поведенческая система ментальности служит импульсом актуализации элементарных фиксированных установок, ценностных ориентации, этнических ценностей. Ментальная уста­новка* реализуется в действиях, поступках человека, так как именно поступок в отличие от таких категорий, как мотива­ция, интеллект, воля, характер, касается не отдельного аспекта психики индивида, а представляет собой единую структуру, соответствующую реальным целостным проявлениям саморе­ализации человека как личности, индивидуальности, гражда­нина. Действительно, всякий поступок представляет собой це­лостное явление, в котором в неразрывном единстве существу­ют субъективно-личностные (мотивы) и объективно-значимые (результаты) элементы. Этническая ментальность проявляется в доминирующем настроении человека, в характерных особен­ностях мировосприятия, в системе моральных требований, норм, ценностей и принципов воспитания, в формах межличностных взаимоотношений, в конкретных фактах самооргани­зации этноса.

*Под установкой понимается готовность, предрасположенность субъ­екта, возникающая при предвосхищении им появления опреде­ленного объекта и обеспечивающая устойчивый целенаправлен­ный характер протекания деятельности по отношению к данному объекту

Например, индивидуализм и предпринимательский дух аме­риканцев сформировались в историческом процессе развития этой страны, в ее сложной этнической и географической струк­туре. Важную роль в этнопсихологии играет «ментальный ин­струментарий», то есть понятия и категории этнокультуры — языки, обряды, обычаи, верования, магия, мифы, искусство, мораль. Анализ мифологии, фольклора, архетипов и установок коллективного подсознательного дает возможность изучить ценностно-смысловые образования этнических субъектов, так как именно они оказываются определяющими в структуре этничес­кой ментальности. Ментальность выступает целостным выражением духовных направлений, которые не сводятся к сумме форм общественного сознания (религии, искусства), а являют­ся специфическим отображением действительности, обуслов­ленным процессом жизнедеятельности этноса в определенном географическом, историческом и культурном пространстве. Эт­ническая же ментальность по своей сути есть система образов, представлений, стимулирующих и регулирующих поведение в данных культурных и социальных условиях. Характерные пси­хологические черты этнических субъектов зафиксированы в их ментальности, по которым соответственно можно судить об их историческом и социальном процессе формирования. Этничес­кая ментальность на современном этапе обретает самостоятель­ность и нередко становится определяющим социально-психо­логическим фактором, обусловливающим общественно-политические процессы и процессы этногенеза в большинстве стран — республик бывшего СССР. Роль ментальности в этно­се состоит в ориентации представителей этноса на определен­ное поведение, ценности, мировоззрение и носит мировоззренческо-практический характер.

Становление и развитие менталитета принято рассматривать в двух аспектах: филогенеза и онтогенеза. Филогенез — это из­менения психики человека, произошедшие в ходе биологичес­кой эволюции под влиянием условий жизни. Рассматривая раз­витие менталитета в онтогенезе, то есть в индивидуальном раз­витии какого-либо организма от зарождения до конца жизни, можно выделить внутренние и внешние факторы-условия.

Внутренние факторы определяются филогенетическим насле­дием, проявляющимся в форме врожденной интроверсии* выс­ших психических функций в восприятии окружающей действи­тельности, в тенденции доминирования эмоций и чувств над волей и интеллектом. С другой стороны, одними из факторов являются объем и глубина жизненного опыта как результата про­цесса обучения, что в свою очередь влияет на уровень самоакту­ализации, то есть стремления человека к наиболее полному вы­явлению и развитию своих индивидуальных возможностей. Про­цесс развития менталитета у отдельного индивида зависит от особенностей психических процессов или психических функ­ций (память, эмоции, чувства, мышление, эмпатия, волевой момент), интегрирующих физический, интеллектуальный и ду­ховный потенциал личности.

* Под врожденной интроверсией понимается психологическая установ­ка индивида, сформированная генетически с момента рождения. Данная установка не может быть изменена под воздействием внеш­них и внутренних факторов.

К числу внешних факторов необходимо отнести: семейные традиции; содержание и формы взаимодействия индивида с ре­ферентной группой; содержание и формы взаимодействия индивида с исходным контактным коллективом в детском саду, школе; содержание и формы взаимодействия с педагогическим коллективом; содержание и формы взаимодействия со средства­ми массовой информации.

Исследователи национальной ментальности считают, что для украинцев приоритетными являются отношение к земле как к Родине-матери, к своим культурно-историческим ценностям, толерантность к другим культурам, религиям, свободолюбие, стремление к «чистоте крови», преимущество чувственности над рациональностью. Такого мнения придерживались И. Мирчук, М. Шлемкевич и Д. Чижевский.

Украинский менталитет характеризуется, с одной стороны, доминированием эмоций и чувств над волей и интеллектом, а с другой — индивидуалистическим кодом ценностей, который стимулирует мотивацию достижений, личную независимость, автономность, стремление опираться только на coбcтвенные силы, уверенность.

Опираясь на социально-психологические исследования ис­тории и культуры украинского народа и труды М. Грушев­ского, Н. Костомарова, А. Кульчицкого, В. Липинского, мож­но сделать вывод, что для менталитета украинского народа ха­рактерны четыре системообразующих признака:

• интровертность высших психических функций в воспри­ятии окружающей действительности, выражающаяся в кон­центрации на фактах, проблемах внутреннего, личностно-индивидуального мира;

• проявление сентиментальности, чувственности, эмпатии, любви к природе, красочного эстетизма народного быта;

• анархичный индивидуализм, проявляемый в различных формах опосредованного стремления к личной свободе с от­сутствием организации, стойкости и дисциплины;

• доминирование эмоций и чувств над волей и интеллек­том в отношении к экзистенциальному значению.

Такую характеристику украинского менталитета в общем виде мы находим на страницах литературных источников. С ней можно не согласиться, говоря о менталитете украинцев в со­временных исторических условиях, однако одно становится абсолютно ясным — менталитет является сложной иерархичес­кой системой, определяющей направленность человека, отдель­ных социальных групп, наций в социуме, их цели и мотивы жизнедеятельности.

Таким образом, украинский народ имеет для своей терри­тории свой собственный действующий внутренний и иностран­ный географический, исторический, этнографический и поли­тический «паспорт» с именем Украины и украинского народа