logo search
Баронин_Этническая психология_2000

4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе

Стихийная разрядка социальной напряженности редко об­ходится без участия экстремистских сил. У экстремизма, в том числе и национального, как и у всякого общественного явле­ния, имеются свои социальные и гносеологические корни. Су­ществует культурно-психологическая традиция, идущая еще от B.C. Соловьева, которая заключается в поиске земного со­вершенства, желании оправдать веру делами или в изменении того, что позднее Н.А. Бердяев назвал мировой данностью. Данная гуманистическая традиция, как ни странно, приво­дит к максимализму, неприятию реальностей жизни с ее неиз­бежными компромиссами, неосуществимому желанию упо­добить реальную жизнь идеалу.

Исторический период, в котором пребывает наше общество, характеризуется существенной асимметрией между политичес­кими свободами и экономическим положением. Несбалансированность разных структур означает нестабильность системы. Она перестает работать как единое целое. Нарушаются регули­рующие механизмы, новью демократические методы еще несо­вершенны и плохо функционируют. Такая ситуация порожда­ет в массах чувство неуверенности, растерянности. Прежние сте­реотипы разрушаются. Новые, как правило, еще не сформи­ровались или конфликтуют со старыми. Неустроенный человек в мире, ставшем ему непонятным, приходит в состояние скры­той агрессии, которое даже при незначительном провоциру­ющем моменте становится явным.

Происходящие изменения в кадровой политике, характе­ризующиеся требованием выдвигать людей по деловым каче­ствам, вызывают у многих сопротивление, а в ряде случаев и разговоры о «засилье инородцев». Психологическая неготов­ность принять отмену двойного стандарта может порождать у лиц коренной национальности чувство ущемленности, не­справедливой обойденности и реализовываться в агрессивном поведении.

Источником разного рода экстремизма, в том числе и на­ционального, может служить массовое разочарование в разви­тии социальных процессов. Настроения, как правило, изменя­ются по синусоиде — за подъемом надежд и ожиданий благо­приятных перемен неминуемо следует спад, если ожидание затягивается. В период подъема общественных настроений про­тиворечивые результаты оцениваются обычно положительно, в то время как при спаде общественных настроений такие ре­зультаты оцениваются обычно отрицательно.

На сегодняшний день переход к новым социальным уста­новкам, стереотипам и институтам осуществляется через овладение психологическими механизмами поведения челове­ка и воздействия на него. Приведем некоторые из них.

Возможность контролировать ситуацию. О ее роли говорит психологический эксперимент, описанный Т. Питерсом и Р. Уотерменом. Двум группам испытуемых были предложены для решения несколько сложных головоломок и нудная работа по вычитке корректуры. Из глубины помещения доносился до­статочно громкий, беспорядочный и неприятный шум. Одной группе было просто предложено работать над заданием. Участ­никам эксперимента из другой группы была указана кнопка, нажимая на которую можно было отключить шум. Группа с вы­ключателем разгадала головоломок в пять раз больше и допу­стила ничтожное количество ошибок. Однако парадокс заклю­чался в том, что ни один из испытуемых ни разу не воспользо­вался выключателем. Таким образом, существенным было про­стое знание того, что можно контролировать ситуацию. Этот эксперимент служит психологическим обоснованием необхо­димости расширять демократические права и возможности са­мостоятельного принятия решений человеком в любой сфере, в том числе и в национальных вопросах. Возможность контро­лировать ситуацию, соединенная с чувством собственной от­ветственности за происходящее, будет способствовать норма­лизации обстановки и резкому снижению эксцессов на нацио­нальной и иной почве. Данная особенность психики человека может быть использована в качестве одного из методов про­филактики национальных конфликтов.

Противодействие насилию. Одной из отличительных черт общества является то, что люди, получив свободу выбора, очень болезненно реагируют на всякие проявления принуждения. А в национальной сфере запреты и принуждения как методы решения проблем еще меньше способны дать положительные результаты. Поэтому преподавание национальных языков, фор­мы и методы их изучения, употребление национальной сим­волики, сохранение национальных традиций, создание земля­честв в конституционных рамках законности, национально-культурных центров и другие аспекты национального развития должны, как это принято теперь, определяться демократиче­ским путем.

Эффект внимательного отношения. В психологии известен так называемый «Хоуторнский эффект», полученный в экспери­ментах Э. Мэйо на заводе компании "Western Electric" в США. В начале эксперимента Э. Мэйо исходил из того, что произ­водительность труда зависит исключительно от состояния ус­ловий труда. Улучшили один из факторов — освещение, про­изводительность труда заметно выросла. Затем, когда экспе­риментатор готовился исследовать другой фактор, он вернул­ся к прежнему освещению. Но производительность труда опять возросла. Это дало основание сделать вывод о том, что главное воздействие оказывают не столько условия работы сами по себе, сколько внимание к людям. Если существует проблема, ведут­ся разговоры вокруг нее, но нет движения в ее решении, то внимание такого рода, а его сейчас немало, несет отрицатель­ный психологический заряд. Без соответствующего учета, со­знательного использования психологических факторов органи­зации жизни общества, национальных отношений многие про­блемы будут либо неразрешимы, либо разрешимы через кон­фликт.