1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
Развитие человеческого общества сопровождалось расширением знаний людей об окружающем мире, накоплением сведений о соседних и дальних народах. Уже в древности наряду с этнографическими наблюдениями, в основе которых лежали естественная человеческая любознательность, военная, политическая и экономическая необходимость, предпринимались попытки теоретического обобщения этнопсихологических данных.
О наличии психологических особенностей склада наций упоминалось в трактатах Цезаря, Геродота, Ксенофонта, Плиния, Страбона. Еще Гиппократ пытался связать особенности народных характеров с различиями в климате и географических условиях территории проживания. Подобные размышления встречаются и у Монтескье, варьировавшего понятие «народный дух» в зависимости от среды и климата, в которых проживает народ. Однако схожие в географическом отношении страны — Канада и Россия, например — населены представителями совершенно разных наций, а «речные» цивилизации Нила и Янцзы столь же резко отличаются одна от другой, как и цивилизации «островные» — минойская, японская, эллинская. Несмотря на то, что научный подход к пониманию проблемы сформировался только в работах таких классиков философии, как Локк, Руссо, Гегель, Гердер, одним из первых исследователей в области этнопсихологии остается Гай Юлий Цезарь, написавший несколько книг об особенностях поведения различных народов. Так, до нашего времени дошли «Нравы галлов» и «Нравы германцев», в которых Цезарь не только описывает быт этих народов, но и пытается сделать выводы о специфике их характера.
Создание специальной дисциплины — психологии народов — было провозглашено в 1860 году М. Лацарусом и X. Штейнталем, трактовавшими «народный дух» как особое, замкнутое образование, выражающее психическое сходство индивидов, принадлежащих к определенной нации, а также их самосознание. Его содержание должно было раскрываться путем сравнительного изучения языка, мифологии, морали и культуры.
Со второй половины XIX века этнопсихология стала изучать проблемы народного творчества в самых различных его проявлениях. С этого момента начинают развиваться такие направления этнопсихологии, как:
• проблемы народного творчества;
• проблемы брака и семьи у различных народов (Л. Морган, В. Зомбарт, Ф. Энгельс);
• специфика норм права, общественного строя различных стран и народов (В. Липинский, Н. Ковалевский).
В XIX веке широкое распространение имели идеалистические теории «народного духа», согласно которым каждый народ изначально обладает определенными духовными качествами, которые раз и навсегда определяют его возможности. Эти теории идеологически оправдывали исторически сложившееся разделение наций на господствующие и подчиненные. Когда выявилась несостоятельность этих теорий, на смену им пришла биологическая интерпретация национального характера, рассматривающая его как нечто обусловленное генетически и передающееся по наследству. При этом допускалось неправомерное смешение национальных особенностей с расовыми. В отличие от общественно-исторической общности, какой является нация, раса — это естественноисторическое образование, и принадлежащие к ней индивиды действительно отличаются относительной общностью генов. Эти генетические различия проявляются не только в определенных внешних признаках (цвет кожи, форма волос и т.п.), но и в особенностях протекания некоторых физиологических процессов, разумеется, в пределах общечеловеческой нормы. На этом основании некоторые ученые утверждали, что разные расы обладают и генетически обусловленными (а следовательно, принципиально неустранимыми путем воспитания) психологическими особенностями. Однако тщательное исследование показало, что содержание психических процессов, специфическая направленность способностей, структура потребностей и интересов и т.п. зависят не столько от биогенетических, сколько от социально-культурных факторов. Особенно острые споры вызвал вопрос об умственных способностях представителей различных этнических групп, который сыграл немаловажную роль в формировании расистских взглядов некоторых зарубежных авторов конца XIX века.
В развитии этнопсихологии немалую роль сыграли украинские этнографы и писатели, среди которых необходимо в первую очередь отметить М. Драгоманова, В. Гнатюка и М. Грушевского. Достаточно прогрессивные концепции о развитии украинского общества, народа, государства и психологии украинцев принадлежат Н. Костомарову и В. Антоновичу. Так, Н. Костомаров придерживался той точки зрения, что географическое положение и исторические условия обусловливают психологическое своеобразие наций и народностей, что полностью подтвердилось последующими исследованиями отечественных и зарубежных ученых.
В Украине и в России в 20-х годах проблемой этнопсихологии занимались представители культурно-исторической школы во главе с Л.С. Выготским. Предметом этнопсихологии Л.С. Выготский считал межкультурные, межэтнические сравнительные психологические исследования представителей «традиционных» цивилизованных обществ, а основным методом этнопсихологии — инструментальный.
В истории развития этнопсихологии особое место занимает и работа Д. Овсянико-Куликовского «Психология национальности».* В данной работе показано, что язык — основа народной психики, что национальная специфика лежит в особенностях мышления, которое формируется исторически.
* См.: Овсянико-Куликовский Д. Психология национальности. Петроград, 1922.
- Введение
- Раздел 1 основные положения этнической психологии Глава 1 этническая психология как наука. Предмет и методы этнической психологии
- 1.1. Основные этапы развития представлений о предмете этнической психологии
- 1.2. Причины дискредитации этнопсихологической науки в конце 20-х годов в России
- 1.3. Основные направления развития современной этнопсихологической науки
- 1.4. Понятие, объект, предмет и содержание этнической психологии
- 1.5. Этнопсихология и другие отрасли знаний
- 1.6. Методологические основы этнической психологии
- 1.7. Функции этнической психологии
- 1.8. Психологическая сущность основных понятий этнической психологии
- 1.9. Основные задачи этнической психологии в современном обществе
- Глава 2 проблема этноса и наций в этнопсихологии
- 2.1. Психологическая характеристика этноса
- 2.2. Понятие этнических общностей и групп и основные процессы внутри них
- 2.3. Способы существования этносов
- 2.4. Этнические процессы
- 2.5. Социально-психологическая сущность понятия «нация»
- 2.6. Основные этнические и культурологические особенности нации
- 2.7. Понятие национальной идентификации
- Глава 3 статические характеристики этноса
- 3.1. Психический состав этноса
- 3.2. Ментальность как интегральный этнопсихологический признак нации
- 3.3. Психологическая сущность и содержание национального характера
- 3.4. Национальное самосознание
- 3.5. Этническое самосознание
- 3.5.1. Понятие маргинальности
- Глава 4 динамические характеристики этноса
- 4.1. Национальные чувства
- 4.2. Проблема этнической установки в этнопсихологии
- 4.3. Этнические стереотипы, их структура и содержание. Причины стереотипизапии
- 4.4. Этнические конфликты, их сущность, объективные и субъективные условия их возникновения
- 4.5. Массовые явления в национальных конфликтах и участие в них молодежи
- 4.6. Проблема национального экстремизма на современном этапе
- Раздел 2 особенности национального характера отдельных народов мира
- Глава 1 дальний восток
- Китайцы
- Глава 2 ближний восток Арабы
- Глава 3 северная америка Американцы
- Глава 4 западная европа Итальянцы
- Французы
- Испанцы
- Скандинавы
- Норвежцы
- Англичане
- Глава 5 африка Народы Африки
- Глава 6 этнопсихологические аспекты ведения деловых переговоров
- Этноспихологические особенности украино-американских деловых отношений
- Глава 2 возможность идентификации этнических общностей по классификации к.Г. Юнга
- Классификация этнических общностей на основе типологии личности к.Г. Юнга.
- Классификация этнических общностей по типологии личности а. Аугустинавичуте.
- Типология психологических отношений членов этнических общностей (в пределах этнической общности).
- Глава 3 теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания
- Зависимость формы государственного правления от географического района проживания этнической общности.
- Глава 4 прогнозирование взаимоотношений этнических групп на базе их психологических особенностей
- Глава 5 невербальные особенности общения этнических групп
- Глава 6 психологическое восприятие линии времени нейролингвистического программирования представителями этнических общностей
- Типы линии времени нейролингвистического программирования и их характеристики
- Глава 7 модель психологического анализа этнической группы
- Приложение а этническая психология и юриспруденция
- Приложение б этническая психология и медицина этническая принадлежность человека и действие лекарств
- Влияние фактора этнической принадлежности врача и выбора языка для беседы на оценку клинического состояния пациента с психическими расстройствами
- Заключение
- Краткий словарь терминов этнопсихологии
- Использованная литература
- Предметный и именной указатель
- Оглавление