logo search
Баронин_Этническая психология_2000

Глава 2 ближний восток Арабы

Арабские страны являются одной из самых устойчивых ци­вилизаций в мире. На протяжении всей своей истории их пси­хологический склад оставался практически неизменным. Их культура послужила основой развития многих стран Азии и Европы, а научные достижения являлись двигателем прогресса многих цивилизаций. Алгебра, геометрия, астрономия име­ют именно арабские корни.

Современные арабы в значительной степени отличаются от своих предков, которым были присущи воинственность, а так­же в значительной своей массе религиозный фанатизм. На смену этим чертам характера в некоторых арабских государствах (ОАЭ, Сирия) пришли прагматизм, деловитость и предприимчивость, особенно в торговле, хотя это и ранее было характерно для многих арабов.

Современный арабский мир — это совокупность несколь­ких десятков самостоятельных государств, возникших на руи­нах некогда существовавших крупных государственных образо­ваний. Однако такая раздробленность не оказала существенно­го влияния на национальный характер арабов. В определенной степени можно говорить о единой арабской нации, имеющие­ся некоторые различия объясняются скорее особенностями племенных групп, сложившимися изначально. Эталоном араб­ской нации считаются представители Сирии, сохранившие в чистоте арабский язык и культуру. Однако опыт общения по­казывает, что наиболее развитыми во всех отношениях явля­ются палестинцы, рассеянные по другим арабским государ­ствам, а также проживающие в странах Западной Европы и северной Америки (за исключением палестинцев, проживаю­щих на территории Израиля).

Современный стереотип арабов сформировался на основе информации о проводимых религиозными фанатиками терро­ристических актах. При этом подчеркиваются их лживость, коварность и вероломность. Однако более образованная часть арабов, особенно получившая образование в Европе или США, умеренны в своих религиозных чувствах, кроме того, многие из них исповедуют христианство.

В беседах с арабами не следует скрывать своих убеждений, даже если Вы атеист. Единственное, чего следует избегать, — это критиковать ислам, нравы, обычаи и традиции арабов. Они весьма чувствительны к оскорблению их чувств и никогда не прощают этого. Арабы-мусульмане умеренного направления отличаются веротерпимостью и с уважением относятся к тем, кто верит хоть в какого-нибудь бога. Говоря о мусульманине как носителе ислама, следует иметь в виду, что это понятие у них весьма широкое и относительное. Часто даже неверующие арабы все равно причисляют себя к мусульманам, чтобы подчеркнуть свою принадлежность к традиционной культуре, свою истори­ческую принадлежность к наследию своего народа. Каждый неверующий араб знает хотя бы несколько фраз из Корана, которые составляют молитву.

Для арабов характерны честность и преданность в отноше­нии тех, кто нанял их на работу, или вообще тех, от кого они находятся в определенной зависимости. Важно лишь, чтобы эта зависимость не унижала араба. Преданность араба особенно усиливается, если он испытывает чувство благодарности к че­ловеку за сделанное ему добро.

Для арабов также характерны деловитость и предприимчи­вость, но одновременно честность и порядочность в отноше­нии людей, которым они симпатизируют. Арабы нетерпимы к любой форме принуждения, хотя стремятся скрыть внешние проявления этого чувства. Однако они охотнее поддаются ка­кому-либо принуждению, если оно не носит прямого харак­тера, а достигается косвенным воздействием на них.

У арабов необычайно развито чувство уважения к старшим по возрасту и положению. Одновременно они уважают и мо­лодого человека, если видят, что уважаемый ими старший по возрасту и положению благоволит к нему.

Арабы избегают каких-либо разговоров о женщинах. Одна­ко разговор о детях является одной из излюбленных тем бесе­ды. Рождение детей составляет смысл жизни и брака, а семья является священной. Связи внутри семьи формируются не только кровным родством и общими экономическими интересами, но и «кодексом чести» — «Асабия», в котором сформулирова­ны обязанности большой семьи. Чувство привязанности к род­ственникам является основой семьи. Подобная конструкция об­щества предполагает силу большой семьи и слабость лишен­ного семейной поддержки индивида.

У арабов высоко развито чувство неприятия несправедли­вости и нетерпимости к тем, кто нарушает справедливость. Арабы не позволяют политическим и научным конфликтам испортить личные отношения.

Для арабов характерно чувство самоуважения, стремление к независимости вообще и материальной независимости в осо­бенности. Часто это достигается оказанием взаимной помощи и поддержкой друг друга. Особенно это характерно для арабов, проживающих в других, неарабских странах. За границей они создают землячества, организуя собственные детские сады и школы, нанимая учителей из числа арабов, имеющих подго­товку и образование. Каждое землячество создает специальный фонд для оказания материальной помощи арабам, испытыва­ющим временные трудности.

Для арабов характерно создание дружелюбной обстанов­ки на переговорах. Они ценят юмор, в общении используют личные имена.

Арабы относятся к интровертному мыслительному типу по классификации К.Г. Юнга. Они находятся под решающим вли­янием идей, которые вытекают, однако, не из субъективно данного, а из субъективной основы. Они следуют своим идеям не вовне, а вовнутрь. Этим объясняется религиозность предста­вителей исламских стран, которая культивировалась долгое время в пределах определенной этнической общности, а ее идея все глубже проникала в коллективное бессознательное масс. Таким образом, арабы стремятся к психологическому углубле­нию, а не расширению. Их суждение является холодным, непреклонным, произвольным, так как менее относится к объек­ту, чем к субъекту. Вежливость, любезность и ласковость мо­гут быть очевидны, однако нередко с едва заметной боязли­востью, выдающей скрытое за ними намерение, а именно намерение обезоружить противника. Субъект не является про­тивником в прямом смысле, однако при известной его чувстви­тельности ему дают почувствовать отстранение либо не при­дают никакой цены. В результате субъект подвергается некото­рому пренебрежению и в отдельных случаях окружается ненуж­ными мерами предосторожности, что можно наблюдать в вы­работанных стереотипах и установках арабов по отношению, например, к американцам или европейцам. При построении идейного мира они не страшатся даже самых смелых проектов и не воздерживаются от какой бы то ни было мысли ввиду ее опасности, еретичности, революционности, однако их охва­тывает робость, как только их дерзанию приходится стать внеш­ней действительностью. Именно в этой особенности психики арабов кроется причина их консервативности.

Другой особенностью психологического склада арабов яв­ляется недостаток практической способности и отвращение к любому виду рекламы. Они в большинстве случаев не пред­принимают попыток склонить кого-либо на свою сторону, особенно имеющего некоторое влияние. Однако если это и происходит, то результаты оказываются прямо противополож­ными ожидаемым. В преследовании своих целей они упорны, упрямы и не поддаются воздействию. Признание видимой неопасности какого-либо объекта ведет к доступу менее цен­ных элементов, что повышает внушаемость со стороны лич­ных влияний. Эти элементы овладевают ими со стороны бес­сознательного, позволяя грубо обращаться с ним в случае, если это не мешает им преследовать свои идеи. Их стиль обычно содержит некоторые добавления, ограничения, предосторож­ности, сомнения, причиной которых является их умственная осторожность.

Европейцам и американцам, являющимся экстравертированными нациями, арабы кажутся щетинистыми, неприступ­ными и надменными. Их считают бесцеремонными и самовла­стными.

Религиозное убеждение имеет двойное влияние на психоло­гию арабов. Во-первых, сама по себе религиозность влияет на изменение внутреннего и поведенческого характера Во-вторых, именно для арабов религиозность является особым убеждени­ем, изменяющим характер их мышления и поведения. Доста­точно сравнить психологические особенности арабов V—X ве­ков и их современных потомков. Их этническая наследственность не вызывает сомнения. Однако различия очевидны. Их причиной является усиление чувства религиозности. Для ара­бов как мыслительных интровертов усиление убеждения отра­жается на их косности и негибкости. При этом чужие влияния исключаются: они становятся несимпатичнее для тех, кто стоит дальше, с одной стороны, а с другой — зависимее от близких. Одновременно с этим повышаются их чувствительность и эмотивность. Недостаточное внимание к объекту ведет к субъективизации сознания, в связи с чем им кажется наиболее важ­ным то, что касается их личности.

Мышление арабов направлено на развитие идей, которые приближаются к значимости исконных образов. Однако при ослабевании связи с объективным опытом они становятся ми­фологическими и неистинными для данного времени. При ми­фологизации мышление становится безразличным и вращаю­щимся в них самих. Подобного рода мышлению противостоят сравнительно бессознательные функции чувствования, интуи­ции или ощущения, которые у них неполноценны и имеют примитивно экстравертный характер. Это, в свою очередь, объясняет страх перед женским полом, который преобразует­ся в сознательное снижение их социальной роли и их своеоб­разную дискриминацию.

Арабский этнос относится к интегральным типам, в которых участники опасаются выявления незнания, некомпетент­ности или неподготовленности в каком-то вопросе. Они избе­гают ситуаций, где необходимо генерировать идеи, проявлять выдумку и фантазию. Внутри своего этноса полагаются на рас­поряжения вышестоящих органов, опираясь на свою благона­дежность в целом. По отношению к другим этносам предста­вители арабских стран ведут себя недоверчиво, выступают про­тив нарушения принятых традиций, контролируют их поведе­ние. Благодаря этим особенностям арабов их характеризуют как отгороженных и закостенелых.

Тактика проведения деловой встречи с арабами

Важнейшим элементом на переговорах для арабов является установление доверия между партнерами. Если, например, американец старается предугадать развитие событий при реше­нии любой проблемы, то арабы привыкли ориентироваться на прошлое, постоянно обращаясь к своим корням и традициям. Как и японцы, арабы предпочитают предварительную прора­ботку деталей обсуждаемых на переговорах вопросов. В связи с этим психологическая дистанция при общении сводится к минимуму, что внешне проявляется в сокращении расстояния между собеседниками, свидетельствующем о взаимном дове­рии, так, что они почти касаются друг друга.

Как и японцы, арабы при первом знакомстве выражают радушие и любезность. Данное поведение обусловлено требо­ванием Корана к поведению достойного мусульманина. В про­цессе беседы арабы избегают определенных ответов, категори­чески отклоняя употребление слов «да» и «нет», заменяя их на уклончивые формулировка типа «Если Аллаху будет угодно». Такое поведение обусловлено концепцией «лица», описанной в подразделе Японцы. Арабы также имеют психологическую установку к «сохранению лица», как своего, так и собеседника. Необходимо оставить возможность для последующих контак­тов. Отказ в прямой форме не выражается, а представляется в завуалированном виде с отговорками и похвалами в пользу предложения.