logo search
Баронин_Этническая психология_2000

2.4. Этнические процессы

Для каждой этнической группы характерны определенные процессы, действующие изнутри или извне на ход развития этой группы. Этнические процессы подразделяются на про­цессы этнического объединения, включающие консолида­цию, ассимиляцию и интеграцию, и процессы этнического разъединения, когда единая общность распадается на несколь­ко самостоятельных частей. Однако одни исследователи трак­туют их широко, полагая, что они охватывают социально-экономические и социально-культурные процессы. Другие понимают этнические процессы узко и не включают в них экономические, политические и культурные преобразования, бесспорно влияющие на этническое развитие. Так, И.С. Гурвич, сторонник первой точки зрения, утверждает, что этниче­ские процессы — это «различные виды взаимодействия этно­сов, приводящие к изменению старых и возникновению новых этнических образовании. Основные из них:

консолидация народностей из близкородственных племен и этнографических групп;

консолидация наций из близких по языку и культуре народ­ностей, этнографических групп, национальных меньшинств и т.д.;

сближение и постоянное слияние между собой различных народностей и наций;

ассимиляция отдельных племен, этнических групп, народно­стей и наций в ходе консолидационных процессов».*

Гурвич И.С. Некоторые проблемы этнического развития народов СССР // Советская этнография. — 1967. — № 5. — С. 63.

По мнению же В.И. Козлова, основным критерием для вы­деления этнических процессов является изменение главного этнического детерминанта — этнического самосознания, выра­жающееся в постепенной замене чувства принадлежности к од­ной этнической общности чувством принадлежности к другой общности.* До сих пор в литературе еще нет установившейся типологии этнических процессов. Большинство этнографов раз­личают два основных типа: консолидацию и ассимиляцию. Но и в определении этих понятий нет единого мнения. Одни по­нимают под консолидацией слияние нескольких самостоятель­ных народов, родственных в языковом и культурном отноше­нии, в единую этническую общность, тогда как другие при­меняют термин «консолидация» и для обозначения процесса внутреннего сплочения уже в основном сформировавшихся народов. Иногда консолидационные процессы рассматриваются и как поглощение каким-либо народом других (неблизких) эт­нических групп, хотя в этом случае было бы правильнее гово­рить об ассимиляции. Под ассимиляцией понимают «процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся народов, обыч­но значительно отличающихся своим происхождением, языком и культурой и имеющих четкое этническое самосознание. Сущность процесса ассимиляции заключается в том, что отдельные группы людей и индивидуумы, принадлежащие к одному народу, вступая в соприкосновение с другим народом (и оказываясь в сфере этого на­рода), в результате общения с ним утрачивают свои особенности в области культуры и быта, усваивают культуру данного народа, воспринимают его язык и перестают считать себя принадлежа­щими к прежней этнической общности».** Различают есте­ственную ассимиляцию, которая обусловлена расширяющими­ся межэтническими контактами в результате происходящих со­циально-экономических сдвигов, и насильственную ассимиля­цию, которая связана с определенной политикой официальных кругов той или иной страны. Помимо общеупотребительных типов этнических процессов консолидации и ассимиляции В.И. Козлов предлагает ввести еще один — «этническое раз­деление», понимая под ним процесс, при котором от прежней единой этнической общности отделяется другая общность, или когда первая целиком делится на две или больше частей, каж­дая из которых становится самостоятельным народом. В иностранной специальной литературе этническим процессам уде­ляется незначительное внимание и авторы зачастую ограничи­ваются лишь их констатацией.

* См.: Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология ис­следования и основные факторы. — М., 1969. — С. 261—262.

** Козлов В.И. Динамика численности народов. Методология иссле­дования и основные факторы. — М., 1969. — С. 260.

Для обозначения первой стадии межэтнического общения обычно пользуются терминами «аккомодация» и «адапта­ция» — приспособление к другой этнической среде. Подобные исследования ведутся французскими специалистами и каса­ются адаптации алжирцев, вьетнамцев, антильцев и других этносов к условиям жизни во Франции. Как показали иссле­дования, хотя пришлое население в процессе адаптации ус­ваивает язык своего нового этнического окружения, однако в целом сохраняет еще свой родной язык и собственную эт­ническую специфику. Широкое распространение в зарубеж­ной этнографической и социологической литературе имеет термин «ассимиляция».

Интерес представляет мнение известного философа Гербер­та Спенсера относительно адаптации и аккомодации этничес­ких общностей: «Как влияет на душевную природу смешение рас? Известно, что дети появившиеся на свет в результате смешан­ных браков, в смысле «смешения рас», оказываются физически бо­лее жизнеспособными. Однако их социальная «жизнеспособность» определяется принадлежностью сразу к двум культурным тради­циям, а не биологическими особенностями. Мы имеем очень осно­вательные данные думать, что во всем животном царстве союз между разновидностями, расходящимися очень далеко одна от дру­гой, сопровождается вредными физическими последствиями, между тем как союз между слабо расходящимися разновидностями фи­зически благотворен. Может ли быть приложено это правило и к душевной природе?

В своем сочинении "The Huguenots" С. Смайлс* показал, как множество наших замечательных людей [англичан] произошло от голландских и французских беглецов, а Альфонс Декандоль** в сво­ей «Истории наук и ученых за последние два века» показал, что потомки бывших беглецов в Швейцарии составили необыкновен­но большой процент людей науки. Хотя этот результат и может быть приписан отчасти природным качествам таких беглецов, несомненно долженствовавших обладать той независимостью духа, которая составляет главное условие в деле оригинальности, тем не менее, этот результат, по всей вероятности, произошел отчасти и из смешения рас. В подтверждение этого мы можем привести такое свидетельство, которое уже не может быть истолковано двояким образом. Профессор Дж. Марлей*** обращает внимание своих читателей на тот факт, что в течение семи ве­ков нашей древней истории «лучшие гении Англии выходили из той местности, в которой кельты и англосаксы жили вместе». По­добным же образом и Ф. Галътон**** в своем исследовании об анг­лийских ученых показывает, что в новейшие времена эти ученые являются, по большей части, из внутренней области нашей стра­ны [Англии], которая имеет главное направление с севера на юг и которая, по всем соображениям, должна заключать более смешан­ной крови, чем области, лежащие к востоку и западу от нее. Та­кой результат оказывается вероятным уже априори. Коль скоро нам даны две натуры, приспособленные каждая к слегка отлич­ной совокупности общественных условий, то мы имеем все дан­ные ожидать, что их союз произведет природу несколько более пластичную, чем природа каждого из родителей, то есть природу более впечатлительную к новым условиям и обстоятельствам постоянно подвигающейся вперед общественной жизни, а следо­вательно, имеющую больше вероятности породить новые идеи и обнаружить видоизмененные чувства».*****

* Смайлс Сэмюэл (1812-1904) — английский моралист, по обра­зованию врач.

** Декандоль Альфонс — швейцарский ботаник.

*** Морлей Джон (1838-1923) — английский писатель и государствен­ный деятель.

**** Гальтон Сэр Франсис (1822—1911) — английский ученый и писа­тель.

***** Спенсер Г. Основания психологии. — М., 1998. — С. 20-22.

Неравномерное развитие отдельных обществ — историчес­кий факт, и мы не будем здесь заниматься его объяснением. Из него вытекает процесс диффузии культур, заключающийся в обмене элементами культуры между различными общества­ми. В процессе диффузии из более развитых обществ в менее развитые проникают элементы и комплексы, которые вызы­вают дальнейший процесс развития. Другими словами, диф­фузия культур как бы сокращает естественный путь разви­тия общества. Например, перенесение в Японию во второй половине XIX века промышленной цивилизации из Запад­ной Европы содействовало возникновению там в рамках су­ществующего феодализма индустриального общества без того долгого пути, который прошла Европа, прежде чем она создала науку и технику, позволяющую производить машины и исполь­зовать их в промышленности. Взаимопроникновение культур совершается различными путями: через контакты между инди­видами, в ходе которых перенимаются идеи, обычаи, книги, произведения искусства, новые научные, философские, худо­жественные, технические течения; через контакты между раз­личного рода институтами; через торговый обмен; через разви­тие средств коммуникации и транспорта. Изолированные об­щества, не поддерживающие контактов с другими, проявля­ют тенденции к стабилизации и застою. Типичным примером этого является Китай, который почти до половины XIX века, а точнее до начала XX века не допускал в страну ни идей, ни товаров из других стран, задерживаясь в своем развитии. В про­цессе диффузии материальные элементы культуры переносят­ся обычно быстрее, чем нематериальные, равно как и быст­рее воспринимаются второстепенные элементы культуры, ме­нее связанные со структурой и социальной организацией вос­принимающей их общности.