2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)
Исследователи установили, что основная общественная единица у австралийских аборигенов — локальная группа. В качестве названия такой группы бытует название местности. А последнее дается по тому или иному местному растению, минералу и т.д. То же самое мы встречаем у андаманцев, живущих на островах. Индийского океана. Они, как и австралийцы, занимаются охотой, рыболовством и собирательством. Охотники семанги в девственных лесах Малакки называют свои разрозненные общины по видам деревьев дающих яд для стрел.
У эскимосов каждая отдельная группа носит название, образованное от названия местности, в которой они проживают, и слова мют (миут), означающего «люди». Само название местности указывает на те или иные ее природные ресурсы. Одна из групп канадских эскимосов называется уткухикалитмиут, что значит «обитатели земли мыльного камня» (из этого вещества они делали плоские сосуды для жировых ламп, освещавших и отапливавших жилище которые пользовались популярностью у соседей).
У всех народов, относящихся к группе хозяйственно-культурных типов охотников рыболовов и собирателей, не обнаружено устойчивых племен Так, у австралийцев юго-восточного Квинсленда А. Хауитт насчитал более 20 племен, а Дж. Мэтью — лишь два Даже у более развитых земледельцев Новой Гвинеи (но плуга еще не знавших) сплоченных племен не оказалось. То что некоторые исследователи папуасов называют иногда племенами, представляет собой население в том пункте и в его окрестностях, где работал данный исследователь В некоторых случаях как этноним вводится слово, которое на местном языке означает «человек”.
105
Таково происхождение названия арапеш введенного Mapгарет Мид. Точно так же поступили в Центральной Австралии Б. Спенсер и Ф. Гиллен, назвав группу, которую они исследовали аранда.
Таким образом названия у охотников, собирателей и рыболовов, а также у архаических земледельцев выступают еще как нарицательные, они не перешли грань имен собственных. Это предэтнонимы.
Также нельзя считать настоящими этнонимами те названия общин, которые в древности носили тотемный характер. Когда такие общины были основной экономической и общественной ячейкой не могло существовать ни народов, ни этнонимов. Кровнородственные общины (роды) объединялись во фратрии (братства). Фратрии как правило было две. Названия фратрии для нас уже более важны На одной торжественной церемонии у ирокезов сохранивших яркие следы фратриального устройства оратор обращался к собранию двух фратрии: «Хо, Инстатунда (люди неба)! Хо, Мгасхегу (люди земли)!». Это еще не этнонимы, но они отражают более высокий уровень группового самосознания. У тлинкитов индейцев севере западного побережья Америки члены фратрии называли друг друга аххани. (земляк) или ахгакау (приятель) а членов другой фратрии — кунетеканаги (не наш, чужой), но в глаза их именовали ахсани (дядя) или ахкани (зять шурин). У эскимосов члены одного стойбища называют друг друга «товарищ по местожительству». У танаина (кенаицев) на юге Аляски то же самое своих называют «свои» «приятели» членов другой фратрии — «чужие». Даже у банаров, развитого земледельческого народа в Южном Вьетнаме население ближайших деревень себя называет таринг (свои), других — тамон (чужие). В Сибири нганасаны друг друга называют ня (товарищ по охоте). В широком смысле ня означает «народ» «люди» фратриальные или другие групповые названия психологически подготавливают почву для появления этнонима, но сами они еще не этнонимы. Характерная ситуация у аранда. У них есть две группы которые себя называют шкракиа а соседей мульянука. Зато соседи себя называют накракиа а эти две группы — мульянука.
Древнейшие самоназвания типа «свои» в очень редких случаях стали этнонимами. В этом направлении развивается например семантика названия тибетских кочевников скотоводов — докпа.
106
Док по-тибетски означает «стойбище» (где живут члены разных родов), па — «люди». Общий смысл — тоже «свои». Но докпа осталось названием этнографической группы в составе тибетцев.
С исторической семантикой «свои» вполне оправданно связывает этноним славяне польский лингвист Я. Отрембский Этимологию термина он возводит к реконструированному slou и суффиксу –en. По его мнению, первоначальное значение слова «славяне» — «принадлежащие к одной домашней общине». Член такой общины назывался sluga, ее округа — sloboda Я. Отрембский находит то же значение в этнонимах шведы (suebi suiones у Тацита), швабы (suebi у Тацита) и сабиняне (sabmi) (название группы племен, с которыми древние римляне в V—IV вв. до н.э. вели войну, у древних римлян было мнение, что сабиняне — потомки бога солнца Саба и поэтому их так называли). Другой польский лингвист Ст. Роспонд выводит этимологию славян от slay (влажный) давая этнониму смысл «болотные», «рыболовы низовий», Николаи Марр брал за основу другой вариант написания этнонима, известный в древности — склавины, видя в нем родство со словом скифы. До сих пор иногда делают попытки вывести термин славяне от «слова» и даже «слава».
Две самые аргументированные точки зрения польских лингвистов не противоречат одна другой. Я. Отрембский вскрывает самый древний пласт развития названия славяне, а Ст. Роспонд рассматривает уже ту эпоху, когда стало проявляться разделение народов по хозяйственно культурным типам.
- Чеснов я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие
- К читателю
- Вводная лекция. Предмет, методы и основные понятия исторической этнологии
- 1. Историческая этнология и развитие демократии
- 2. Фактуальные основания исторической этнологии
- 3. Работа с фактом исторической этнологии
- 4. Смыслы, раскрываемые фактом
- 5. Традиция, порядок и мера
- 6. Понятие о культуроценозе
- 7. Личность, нрав, обычай и норма
- 8. Понятие об антропоценозе
- 9 Исследование повседневности
- 10. Этносы и этничность
- 11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии
- Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни
- 1. Звук и речь — это побуждение
- 2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждении
- 3. «Край поля» и примирение с природой
- 4. Зеркало Миклухо – Маклая. Коммуникативное уплотнение пространства
- 5. Порождение реальности
- Лекция 2. Традиция как жанр и предание
- 1. Фрагменты и жанры
- 2. Признаки-условия
- 3. Распределение и дарообмен
- 4. Распределительное время и топ традиции
- 5. Ритуал и обряд
- 6. Обычай
- 7. Менталитет и традиция-предание
- 8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии
- Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии
- 1. Теория «культурных областей»
- 2. Хозяйственно-культурные типы
- 3. Историко-этнографические области
- 4. Региональный стиль и культурный дрифт
- 5. Этногенез как территориально-распределительная проблема
- 6. Россия — этноментальное пространство
- Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация
- 1. Постановка вопроса
- 2. Теория этнизации
- 3. Передача этнокультурной информации
- 4 Хозяйственно-психологическая самоидентификация
- 5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез
- Лекция 5. Этнонимы
- 1. Как возникает этноним?
- 2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)
- 3 Этнонимы и хозяйственно-культурные типы
- 4 Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания
- 5. Судьба этнонима
- Лекция 6. Этнический образ
- 1. Этническое сознание и этнический образ
- 2. Индивид и этнос
- 3 Время и нравы
- 4. Личностное освоение пространства
- 5 Фантазия и структура этнического образа
- Лекция 7. Локально-этнографические группы
- 1. Локальное и этническое
- 2 Этнографические группы народов и этногенетический процесс
- 3. История «панцирных бояр»
- Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры
- 1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации
- 2 Ценностные черты локального этнографического типа
- 3. Иерархия признаков
- 4. Проблема изофункциональности
- Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища
- 1. Дом и дорога
- 2. Исторические стили жилища
- 3. Хлеб наш насущный
- Лекция 10. Архетипы вещей
- 1. Общее представление о вещи
- 2. Вещь как жест
- 3. Овещение человека
- 4. Хранилище вещей
- 5. Космология и витальностъ
- 6. Округлое тело
- 7. Apxeтип вещи
- Лекция 11. Тело в облачении одежд
- 1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело
- 2. Стыд и сексуальность
- 3. Свадебный дар: головной убор и обувь
- 4. Приманивание счастья одеждой
- 5. Одежда и структуризация времени
- Лекция 12. Кинесика и жесты
- 1. Поза, жест и кинема
- 2 Возможности человеческих рук и ног
- 3. Шаг Майтрейи и теория жеста
- 4. Кинесический опыт человека
- 5. Жесты и символика ног
- 6. Контрагенты жеста
- Лекция 13. Этнология здоровья
- 1. Интенция здоровья
- 3. Подвижный критерий здоровья
- 4. Гомеостаз организма и роль культуры
- 5. Архетип здоровья и личность
- 6. Заклинание здоровья
- 7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме
- Лекция 14. Демиурги культуры
- 1. Синтагматический распад
- 2. Демиурги — маргинальные существа
- 3. Яд культуры
- Лекция 15. Гость, приносящий благо
- 1. Миф о гостях бога
- 2. Структура гостевания
- Лекция 16. Женский путь из природы в культуру
- 1. Преодолевание токсикоза культуры
- 3. О девичьей красоте
- 4. От девичества к материнству
- 5. Женская генеративность
- 6. Кулътурогенная редуплексиция.
- Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность
- 1. Заклинание охотника
- 2. Аффекты и проблема зла
- 3. Стыд — залог будущего примирения
- Лекция 18. Смех и истоки культуры
- 1. Юмор индейцев
- 2. Смех богов или обезьян?
- 3. Детский смех
- Лекция 19. Письмо забвение и память культуры
- 1. Обряды забвения
- 2. Сидение на шкуре быка — образ забвения
- 4. Знаки избыточности
- Лекция 20. Письмо в этнической традиции
- 1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры)
- 3. Утрата письменности и миф о собаке
- 4. Письмо и этнический облик
- 5. Письмо и путь к свободе
- Контрольные вопросы
- Литература