logo
Учебник Чеснова по истЭтнологии

3. О девичьей красоте

В регионах вне ностратической зоны половое созревание и символика первых менструаций у девушки напрямую связаны с Луной. Папуасы группы кивай убеждены, что мужчина-Луна подбирается к созревшей девушке и вступает с ней в половое общение — от этого у нее появляются первые кровотечения. Таких 303 же воззрений в Океании придерживаются квома, добуанцы, маори, в Австралии племя мурнгин, а также андаманцы, лепча Непала, многие южноамериканские индейцы. Иногда нет прямых мифологических указаний на роль мужчины-Луны, а только косвенные. Так, у ногайцев, живущих на Северном Кавказе, менструации называются «след месяца». У тувинцев Луна ассоциируется с менструациями. Лунное происхождение менструаций утверждают также мифы народов Африки: у темне в Сьерра-Леоне термин, их обозначающих, переводится буквально «мыть Луну». Представление о том, что Луна — это мужчина, господствует у народов с самой архаической культурой, вроде австралийцев. У одного из племен (лардилов) Луна выступает большим любителем женщин и устроителем обрезания (мужского кровотечения). Изредка, особенно в развитых традициях, вроде урартийской иди древнегреческой, Луна считается женщиной. Эта черта явно вторична, ибо связана с тем, что женщина (кстати, в силу логики того, что Луна — мужчина) оказывается поселенной на Луне. В Китае на Луне живет красавица Чан Э, у якутов там девочка с коромыслом на плечах. У маори, бурят есть мифологические сюжеты о похищении месяцем женщины. И в русском фольклоре месяц выступает в такой же роли. В кавказской мифологии месяц — мужчина, якобы потому, что «он не боится ходить ночью один». Эротическая связь девушек с Луной устойчиво проходит через мифологию разных народов. Приведем такую латышскую историю. Когда ярко светил месяц, одна девушка заявила, что ее зад красивее и круглее. В наказание за непомерную гордыню она оказалась на Луне и вынуждена теперь ждать Судного дня. Таким образом, мысль о связи девичества с Луной — одно из наиболее древних суеверий человеческого рода. И эта мысль мерцает в самых странных обычаях, объединяя порой самые удаленные друг от друга народы. Так, один из сильнейших запретов для беременной состоит в том, что ей нельзя находиться в лучах Луны. Это известно немцам и эскимосам. На севере Африки вообще недопустима супружеская близость при лунном свете, иначе ребенок будет больным. В таких обычаях скрыты как бы особые права мужчины-Луны на женщину. 304 В других суевериях Луна, наоборот, способствует деторождению. Здесь мы можем назвать племя охотников южноамериканских лесов хиваро, монголов, алтайских качинцев, а также белорусов, у которых месяц хвастает перед солнцем: «Я ведь делаю еще больше: я рожаю, выращиваю, содержу и умерщвляю». В современных культурах белый цвет стал символом девичьего состояния. Объясняется это отношением белого цвета к чистоте, незапятнанности девичьего тела. Но это очень позднее суждение, один из видов современной мифологии. Изначально же у белого цвета было два противоположных аспекта: он означал порождение жизни и ее прекращение, смерть. И в этих двух значениях белый цвет был соотнесен с Луной, дающей и забирающей жизнь. Последний аспект стал знаком траура, и в этом смысле он известен австралийцам, папуасам, китайцам, тибетцам, народам Юго-Восточной Азии. Некоторые народы Кавказа четко представляют, что белый цвет — цвет девичества и сватовства. Сватающие посланники к невесте должны иметь белые головные уборы: платки у женщин, папахи у мужчин. Такое отношение к белому цвету вызвано тем, что он считается «лунным цветом бога». В символике белого цвета есть еще один важный аспект — его связь с цветом материнского молока. Такая идея особенно подчеркнута в африканских культурах, в Индии, на Цейлоне. В этом смысле белый цвет — материнский. Но мы ищем происхождение девичьего белого цвета. Оно обязано цвету ночного светила — Луны, т.е. цвету первого космического партнера созревшей девушки. Зато Солнце в народных традициях, как правило, ассоциировано с замужней, родившей женщиной. Солнце в грузинском мифе научило женщину рожать, лежа на соломе. У хевсур, горногрузинской группы, был обряд приглашения Солнцу войти во двор, где роженица. Вокруг нее исполняли хороводный танец, символизирующий Солнце, пели песню «Мзе шина» («Солнце в доме» ). Теперь понятно, почему при половом созревании девочек у многих народов их изолируют от Солнца. У неваров до сих пор такую девочку заключают на 12 дней в темной комнате. Обряд завершается церемонией «видения Солнца». Заключение девицы в доме (в тереме) — лейтмотив лирической поэзии многих народов. Это тоже указание на избегание Солнца, на принадлежность девушки Луне. 305 Об идеале девичьей красоты много думают и говорят. Но он остается непонятным внутри эстетических идеалов какой-то определенной культуры. Этот идеал космичен по своему содержанию и всемирен по распространению. Космический свет, исходящий от девушки, — вот что наполняет этот идеал эротикой и эстетикой. Мы уже знаем, что этим светом наделяет девушку ее тайный космический партнер. Рассмотрим девичий идеал подробнее. У самого северного народа Азии, нганасанов, эротическая привлекательность девушки ассоциируется со светом или с блестящим украшением «баса». У темнокожих африканцев идеальны девушки со светлой кожей и стоячими полукруглыми грудями. Светоносны руки красавицы. В скандинавском эпосе сияние исходит от рук Герды, дочери великана Гюмира, к которой сватается фрейр. А в эпосе абазинском воспевается светлорукая красавица Кадук, в адыгском — белолокотная Адиюк. Сергей Неклюдов пишет о светоносности эротического идеала у монгольских народов: «...у красавицы тело светится сквозь одежды, кость сквозь мясо, волосы сквозь шапку, видно, как по костям и артериям переливается кровь и мозг, блеск ее красоты проникает через стены помещения и т.д Свечение как символ типично для повествования, ориентированного на фольклорные образцы (у Пушкина)». В мировоззрении славянских народов светоносность девушки чуть ли не центральный мотив ее образа. Отметим только, что эта черта прежде всего возлюбленной, тайно состоящей с лирическим героем в интимной половой связи. К замужней женщине в восточнославянской традиции обращен запрет снимать головной платок («не свети волосом»). Светоносность женщины гасится, она должна забыть о лунном избраннике. Выяснив концептуально-мифологическое отношение девственницы к небу, ночному светилу, обратим внимание на ритуалы, реализующие «небесное» состояние девственницы. В народных культурах подчеркивается мысль о том, что доступа к нему лишена замужняя и беременная женщина. Поэтому-то последняя и именуется во многих традициях «тяжелой». В разных областях ойкумены представлены мифы, согласно которым небо удалилось вверх от земли из-за женщины. В Грузии в старину женщина после родов 40 дней считалась нечистой. Она не должна была выходить за порог дома и видеть небо. В противном случае, считали, 306 что град может побить поля В одном балкарском заговоре недоступность неба для беременной выглядела условием, обеспечивающим успех лечения от сглаза. «Пока из сливочного масла хлеборобы не сделают шашлык на вертеле. Пока не вырастут на ослике рога. Пока беременная женщина на небо по лестнице не поднимется, до тех пор, чтоб тебя не поразил сглаз» Зато небеса доступны девушкам Состояние полета — это их естественное качество, которое разнообразно подчеркивается в обрядах и обычаях. Немецкая примета соотносит состояние девушки с птицей. «Если ласточки начинают летать вокруг дома, то живущая в нем девушка скоро превратится в невесту» Фольклорные сюжеты о девичьем состоянии, которое мы именуем «полетом в небо», многообразны Они охватывают человечество от племен Океании до развитых абхазских и северокавказских сюжетов о девушках из конкретных фамилий, якобы поднявшихся в небо. К числу ритуалов девичества, архегипически восходящих к полету в небо, следует отнести следующие: прыганье девушек через огонь, известное у восточнославянских и западноевропейских народов; у балкарцев это тайный обряд «восстановления» целомудрия; подбрасывание обуви девушками с гадательной целью (тоже широко известно); обряды типа прыжков на поле и подбрасывание ложек девушками у русских для заклинания хорошего роста льна, вспрыгивание на лавку как один из ритуалов совершеннолетия девицы, рассмотренный Дмитрием Зелениным, обряды поднимания невесты женихом на коня (у народов Кавказа), перенос ее в дом на руках (во многих местах), поднимание девушки парнями как знак ее совершеннолетия и способности принимать ухаживания в Бельгии; бег невесты как одна из стадий свадебного обряда (известен обитателям Новой Гвинеи, населению Малайского архипелага, калмыкам, немцам, австрийцам, голландцам, французам, сардинцам и многих другим народам). В сущности, все упомянутые обычаи не свадебно-брачные, а возрастные. Они маркируют переход девушки в совершеннолетие и способность к половой жизни. Удивительно стабилен способ этой маркировки, состоящей в отрыве девушки от земли У папуасов 307 кивай этот обряд очень выразителен. На обряде совершеннолетия девушку несет на руках к воде ее дядя по матери. Земли касаться ей вредно. После купания девушке делают татуировку — возрастной знак. Через девичий «полет в небо» становится понятны предбрачные обычаи, хорошо известные в науке, но всегда хранимые в дальних углах ее научного архива. Подчеркивание исходного девичества характерно для сути женских танцев. У народов Поволжья, у восточных славян легкие прыжки присущи в танце женской партии, присядка — мужской. Хороводные танцы вообще преимущественно женские. Обычно в них женщины идентифицируются с птицами, например с журавлями. В современном балете сохранилось со времен Древнего Рима движение, символизирующее брак и свадьбу, — жест, описывающий в воздухе большой круг. Смысл африканского (ндембу) обычая, когда вестница сексуальной удачи идет на цыпочках, все тот же — реализация «полета в небо», имеющего явно сексуальный смысл. «Полет в небо» объясняет остававшиеся до сих пор загадочными свадебные ритуалы с ездой на граблях, помеле, шесте. У русских отмечен обряд, когда мать жениха «скакала» на вилах или граблях на свадьбе. Существуют другие странности русского свадебного обряда. Так, в некоторых местах русского Севера после первой брачной ночи женщины «скачут» на шесте по улице, причем первая держит испачканную кровью сорочку молодой. Очевидно, связан с эротикой такой обряд, когда ряженые на помеле являются к молодым звать их в баню.