logo
Учебник Чеснова по истЭтнологии

4. От девичества к материнству

Принадлежность девственницы миру не людей, а богов подчеркивается в античности, породившей помимо культа весталок массу других обрядов и верований аналогичного содержания. С христианской эпохи в западной цивилизации состояние девства стало наполняться символической соотнесенностью с образом Марии. Следствием этого стал высоким статус добрачного целомудрия. Поразительно, что образ рожавшей девственницы в христианской религии находится в одной и, очевидно, архетипической линии с образами безбрачных Великих Матерей зверей, ремесел, всего сущего в иных традициях. 308 Конкретно-этнографический материал показывает, что к девочке с ее рождения начинают, в сущности, относиться как к матери: об этом говорят игры в куклы, примеры раннего собирания для нее приданого и другие обычаи. Понять их можно, обратившись к эмбриональным концепциям народов с самой архаической культурой. Здесь мы находим доказательства того, что девушка еще до начала половой жизни считается «рожающей» — так воспринимаются ее месячные. Ее сексуальным партнером считается космическое существо: на самых ранних стадиях лунный мужчина, позднее — божество или жрец. Идея, что девушка до брака с мужем должна принадлежать другому сексуальному партнеру, проходит через всю историю человеческой культуры, породив странные обычаи вроде «права первой ночи» и еще более широко распространенные обычаи добрачной половой свободы девушек. Итак, целомудренная мать Бога и рожающая незамужняя девушка стоят в одном и том же отношении к идее космического вмешательства и соответственно равным образом обосновывают высокий статус материнства. Поэтому семейно-родильная деятельность женщины, начинающаяся в стадии невесты, знаменует прекращение этого полета, В предсвадебных и свадебных обрядах тело девушки уплотняется, твердеет. Элементом этих обрядов повсюду выступает ритуальное «битье» невесты. Этому же служит погружение невесть! в бассейн (Грузия) или мытье ее в бане (Восточная Европа). Тело девушки в состоянии невесты должно реализоваться как объем и масса. Поэтому в самых разных тридциях невесту везут или вносят в дом на руках. С обретением собственной тяжести девушка становится готовой стать «тяжелой» уже в смысле обретения в себе нового тела, в смысле материнства. Поэтика девичества убедительно показывает, что этот важный этап в жизни женщины формируется вовсе не в зависимости от мужских институтов. Девичество, наполненное высоким человеческим и космическим содержанием, само несет нам социальные и духовные ценности, на одном из первых мест среди которых стоит почитание Богородицы и матери. Современная молодежная культура выщепляет из наслоений тысячелетий не только архетип девичьей свободы, но и позволяет по-новому подойти к космическому архетипу человечества. 309 Присмотримся к тому, что мы считаем современностью, из чего она состоит. Если оставить в стороне технические средства как таковые, то в современности можно обнаружить с точки зрения культурологии следующие регрессивные черты. Усилилась атомизация общества, распадающегося на локальные или половозрастные группы со своей культурой. Четко выделилась молодежная культура и культура пожилых возрастов (культура выживания, базирующаяся на специальной технике, особенно медицинской). Менее четко, но все же выделена культура детства. Общество в целом становится менее социоморфным, т.е. стали менее значимы социальные роли, зато оно стало более культуроморфным и гетерогенным, поскольку выросла роль культурных гранил и объединений. Эротика, в частности, и сексуальная революция больше не индивидуализируют человека, как в более пристойные недавние времена. Они делают его скорее надиндивидуально-групповым в том смысле, что в сложившейся группе человек сам находит ориентиры своего сексуального поведения. Собственно так было и в архаических обществах, где девушка до брака в принципе принадлежала целой категории сексуальных партнеров, но всегда находила среди них предпочитаемого. Облик мужчины становится все более читаемым. В большей мере это относится к представителю молодежной культуры. Тело человека, несущее буквенный текст (надпись на одежде или татуировка), аналогично древневосточным барельефам, где клинописные строки идут по фону и по фигуре человека и зверя. Женский облик, напротив, скрывается, особенно в одежде другого пола. Женское тело, облаченное в асексуальное одеяние, становится еще таинственнее. То же самое относится к наготе, особенно женской. Сама нагота тела женщины уже не эротически возбуждающа, а таинственная маска. Это и есть возврат к тому «образу нереальности», который осуществлял нагой человек в архетипе, прикрывая половой орган банановым листом. Роль масок всех видов стала огромной, а они разнообразны: прическа-маска, очки-маска, макияж, искусственные шрамы и т.д. Если человеческое тело как бы распредмечивается, исчезает, то телесность человека теперь все больше выносится вовне с помощью кукол. Обилие кукол поразительно. Нас окружают маленькие 310 большие антропоморфные куклы, надувные и из твердого материала, они стоят на площадях, в музеях восковых фигур, парят в воздухе над площадями и стадионами. Среди антропоморфных кукол частотой и интенсивностью выражения отличаются женские куклы (типа Барби). Такому расцвету последних соответствует обилие кукол, изображающих животных. Эта тема двух персонажей — женщина и животное — хорошо была известна в палеолите, будучи много раз изображенной на стенах пещер. Тенденция пластического использования тела (косметические средства вплоть до операций, татуировка и скарификация, мода на обрезание, стиль ношения одежды и причесок) состоит в том, что мужское тело в выразительном отношении моделирует женское. Мужское тело пытается воспринять транслируемое тело другого пола, которому присущи изменения фигуры при взрослении, кровотечениях, беременности, феминизация мужского тела — один из современных «образов нереальности». Очевидно, это связано с глубинной структурой сознания, которая стала отрицать смерть. В современности факт ее наличия всячески скрыт в пользу торжествующего гедонизма. Отсутствие смерти — архетипическое женское восприятие. Показательно отсутствие мифов об умирающих и воскресающих женщинах, тогда как сюжетов, относящихся к богам-мужчинам, в изобилии.