logo
Учебник Чеснова по истЭтнологии

4. Кинесический опыт человека

Это явление довольно хорошо изучено, но мало обращалось внимания на кинесику как на тест, который раскрывает образно эстетическое содержание личности. И в этом плане кинесика обладает основньши тремя уровнями теста — связностью цельностью и эмотивностью Кинесическая ритмика удалена от удовлетворения непосредственных витальных потребностей. Ее задача другая — устойчивость общих психофизиологических характерно тик личности. Задача эта актуальна для детей в большей мере чем для взрослых, они способны десятки и сотни раз повторять одни и те же действия, единственным смыслом которых (разу меется не осознаваемых ребенком) является тренировка их психофизиологического аппарата. Подражание, игра и обряд — все это явления одного порядка с точки зрения фасцинации поскольку это разные формы кинесической жизнедеятельности. Раскрытию значения кинесических движении помогает обращение к танцу — одному из главных видов кинесики. Не случаен постоянный к ним интерес со стороны семиотиков. Теоретики танца отмечают огромную роль позиционных рефлексов тела, которые не полностью отражаются в сознании. Благодаря этому расширяются возможности образного восприятия в танце. В нем субъективно ощущается как бы увеличение числа органов тела. То же самое происходит при оптическом восприятии танца, наблюдаемого со стороны феномен танца заключен в освобождении и изменении образа тела. Можно сказать что танцующее тело не скульптурно (если под скульптурой понимать создание образа путем отсечения лишней материи) а пластично, ибо развивается вовне, изнутри как бы из точки как луч света. Это же можно выразить театральным термином «вес тела», который в случае положительных эмоции сопровождаемых соответствующей мимикой, позами, «летящей» походкой интонациями речи становится «легким». Здесь вполне уместно провести аналогию между таким пониманием кинесики и концепцией внутренней речи, развивавшейся в трудах Льва Выготского. Но мы только должны помнить что кинесическая внутренняя «речь» лежит в более глубоких пластах психики чем вторая сигнальная система. В кинесике гораздо меньше контроль сознания. При молчании человека его напряженное 242 состояние могут выдать постукивающие по чему то пальцы, движение ногами или дрожание каких либо мышц.