1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации
Особенность типологизации этнографического материала состоит в том, что ее объекты не существуют сами по себе, а живут во плоти народной культуры. Предметы утвари и фольклорные сюжеты, орудия труда и обряды окружены плотной этнографической средой и в то же время обладают преемственностью развития. Бытование этнографических реалий зависит не только от материальных условий производства, но и от избирательного санкционирования общества, наделяющего эти вещи качеством народных. Без обращения к целостности народной культуры как главному условию жизни этнографических явлений любой типологический подход будет оставаться формальным, а не содержательным. Несмотря на согласие в вопросе о реальности этнографических типологий, этнологи по-разному подходят к своей задаче. А это затрудняет сопоставление типов, выделенных в смежных районах, у соседних народов, а в случае типологизации на одном материале ведет к выделению разного количества типов. Необходимо выяснить общие принципы этнологической типологии. В применении к огромному разнообразию народной культуры под термином «тип» понимается такая группа фактов, которая учитывает вариационные отклонения. Поэтому типом здесь считается основная форма, а не чистый прообраз и не наиболее статистически характерное явление. Чтобы охватить сумму вариационных отклонений класса орудий труда, средств транспорта, жилища, одежды, обряда и т.д., выявляемая этнологом основная форма должна учитывать группу признаков, т.е. тип в этом смысле выступает в виде комплекса черт. Так, типологизируя жилище, этнологи рассматривают его по нескольким параметрам: материалу конструкций, планировке, связи с хозяйственными 160 постройками, положению очага, размещению культового места и проч. Группируя так или иначе изучаемое множество фактов, этнологи используют два основных вида абстракций: отождествляющую (обобщающую) и аналитическую (изолирующую). Допустим, перед нами стоит задача типологизировать формы жилищ какой-либо области или этнической территории. После обнаружения некоторого количества варьирующих признаков жилищ мы задаемся установлением тождественных форм жилищ. Обобщая важные признаки и отвлекаясь от второстепенных, мы выделяем класс жилищ на основе первого вида абстракций. Но на какой-то стадии исследования может возникнуть вопрос о сходстве каких- либо черт изучаемых жилищ с чертами жилищ других территорий. Такой интерес может вызвать, например, круглая или другая форма жилища, элемент конструкции, украшение входа или крыши и т.д. Находя сходные примеры и создав таким образом определенную группу жилищ, мы используем второй вид абстракции — аналитическую, при которой отвлекаемся от многих свойств жилищ и рассматриваем изолированно лишь некоторые. Третий важный вид абстракции — идеализация, т.е. анализ предметов с мыслимыми, идеальными свойствами, в исследованиях народной культуры применяются очень мало и главным образом на материале систем родства и мифологии. В этих сферах создание идеально возможных моделей имеет значение как средство обнаружения нового объекта или вскрытия причин его отсутствия. Однако для целей типологизации как таковой этот вид абстракции неприменим в силу того, что типология как раз и состоит в построении таких абстракций, которые выделяют реальные формы, но в действительности в чистом виде не существующие. Поэтому справедливо вообще различать типологию и идеализацию как способы абстрагирования. В общественных науках в соответствии с двумя основными видами абстракций четко проявляются два принципа типологии: 1) выделение сущностных свойств явлений, отражающий социальный и культурный прогресс, на основе аналитической (изолирующей) абстракции, и 2) конкретно-историческое обобщение, принимающее во внимание внешние характеристики объектов (отождествляющая или обобщающая абстракция). 161 В конкретной этнографической работе, состоящей в фиксации и группировке явлений народной культуры, применяется второй вид абстракции, для которого основным критерием служат различия между изучаемыми объектами. Типологию (типологизацию в значении процедуры) иногда понимают в широком смысле, включая понятия классификации и систематизации Но собственно типология по сравнению с ними решает сходные, и тем не менее особые задачи. Классификация, как известно, заключается в распределении предметов какого-либо ряда на взаимосвязанные классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного ряда. При соблюдении логических правил деления объема понятий каждый класс занимает определенное место. Наилучшим примером проведения классификации в этнологии можно назвать распределение предметов в музеях. Но задачи типологии выходят за рамки рубрикации по отдельным, хотя и важным признакам. В типологии выдвигается на первый план комплексность признаков. Классификация, построенная по комплексу характерных признаков, поднимается до уровня типологии Охват типологией не только признаков, характеризующих предмет сам по себе (формально-морфологических, иначе — формально-типологических признаков), но, главное, условий его бытования, выходит далеко за рамки вычленения предмета среди однородных явлений. Типология устанавливает связи с явлениями других родов и прежде всего со средой. Эти связи и есть условия-признаки типологизируемого класса. Так, в этнологии ареал бытования предмета — это и условие его существования, и признак. Аналогичная ситуация существует в биологии в отношении вида, в определение которого непременно входит характеристика его связей со средой обитания и прежде всего с ареалом Группировка предметов по нескольким параметрам, т.е. комплексность признаков, — важнейшая черта типологии, отличающая ее от классификации. Соответственно тип характеризуется как комплекс признаков (свойств). Есть существенные различия между типологией и систематикой в ее современном понимании. Цели последней отличаются от целей типологии. Последовательно построенная система упорядочивает не только известные предметы, но и такие, существование которых возможно, но еще не обнаружено наукой. Поэтому 162 в систематике большую роль играет группировка объектов с помощью обобщенных или идеализированных моделей. В этнографической проблематике, как было сказано, этот прием лучше всего показал свои преимущества при анализе систем родства и мифологии. В последней особенно заметно стремление к построению всеохватывающих космологических систем, и здесь применение системно-структурного подхода дало наибольшие результаты. В группировке явлений материальной культуры применение идеальных моделей сильно осложнено субстанционной природой объектов (не из всякого материала можно сделать серп и т.д. ), а также производственным и хозяйственно-бытовым их назначением. В отношении этих явлений очень остро стоит вопрос преемственности, связанной с непрерывностью производственно-бытовых процессов. Помимо производственной непрерывности в народной культуре есть особые черты традиционного нормирования. Поэтому здесь более действен типологический подход, при котором выделяются слабо интегрированные комплексы, но тем не менее обладающие устойчивостью в силу преемственности их развития. Слабая интегрированность типа выражается в отсутствии прочных корреляционных связей между отдельными признаками, чем тип отличается от системы. Логично поэтому тип характеризовать как набор признаков, но такой набор, где формально-морфологические признаки подчинены признакам-условиям, обеспечивающим стабилизацию типа и его отличие от изофункционального, равноценного ему типа.
- Чеснов я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие
- К читателю
- Вводная лекция. Предмет, методы и основные понятия исторической этнологии
- 1. Историческая этнология и развитие демократии
- 2. Фактуальные основания исторической этнологии
- 3. Работа с фактом исторической этнологии
- 4. Смыслы, раскрываемые фактом
- 5. Традиция, порядок и мера
- 6. Понятие о культуроценозе
- 7. Личность, нрав, обычай и норма
- 8. Понятие об антропоценозе
- 9 Исследование повседневности
- 10. Этносы и этничность
- 11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии
- Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни
- 1. Звук и речь — это побуждение
- 2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждении
- 3. «Край поля» и примирение с природой
- 4. Зеркало Миклухо – Маклая. Коммуникативное уплотнение пространства
- 5. Порождение реальности
- Лекция 2. Традиция как жанр и предание
- 1. Фрагменты и жанры
- 2. Признаки-условия
- 3. Распределение и дарообмен
- 4. Распределительное время и топ традиции
- 5. Ритуал и обряд
- 6. Обычай
- 7. Менталитет и традиция-предание
- 8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии
- Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии
- 1. Теория «культурных областей»
- 2. Хозяйственно-культурные типы
- 3. Историко-этнографические области
- 4. Региональный стиль и культурный дрифт
- 5. Этногенез как территориально-распределительная проблема
- 6. Россия — этноментальное пространство
- Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация
- 1. Постановка вопроса
- 2. Теория этнизации
- 3. Передача этнокультурной информации
- 4 Хозяйственно-психологическая самоидентификация
- 5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез
- Лекция 5. Этнонимы
- 1. Как возникает этноним?
- 2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)
- 3 Этнонимы и хозяйственно-культурные типы
- 4 Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания
- 5. Судьба этнонима
- Лекция 6. Этнический образ
- 1. Этническое сознание и этнический образ
- 2. Индивид и этнос
- 3 Время и нравы
- 4. Личностное освоение пространства
- 5 Фантазия и структура этнического образа
- Лекция 7. Локально-этнографические группы
- 1. Локальное и этническое
- 2 Этнографические группы народов и этногенетический процесс
- 3. История «панцирных бояр»
- Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры
- 1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации
- 2 Ценностные черты локального этнографического типа
- 3. Иерархия признаков
- 4. Проблема изофункциональности
- Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища
- 1. Дом и дорога
- 2. Исторические стили жилища
- 3. Хлеб наш насущный
- Лекция 10. Архетипы вещей
- 1. Общее представление о вещи
- 2. Вещь как жест
- 3. Овещение человека
- 4. Хранилище вещей
- 5. Космология и витальностъ
- 6. Округлое тело
- 7. Apxeтип вещи
- Лекция 11. Тело в облачении одежд
- 1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело
- 2. Стыд и сексуальность
- 3. Свадебный дар: головной убор и обувь
- 4. Приманивание счастья одеждой
- 5. Одежда и структуризация времени
- Лекция 12. Кинесика и жесты
- 1. Поза, жест и кинема
- 2 Возможности человеческих рук и ног
- 3. Шаг Майтрейи и теория жеста
- 4. Кинесический опыт человека
- 5. Жесты и символика ног
- 6. Контрагенты жеста
- Лекция 13. Этнология здоровья
- 1. Интенция здоровья
- 3. Подвижный критерий здоровья
- 4. Гомеостаз организма и роль культуры
- 5. Архетип здоровья и личность
- 6. Заклинание здоровья
- 7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме
- Лекция 14. Демиурги культуры
- 1. Синтагматический распад
- 2. Демиурги — маргинальные существа
- 3. Яд культуры
- Лекция 15. Гость, приносящий благо
- 1. Миф о гостях бога
- 2. Структура гостевания
- Лекция 16. Женский путь из природы в культуру
- 1. Преодолевание токсикоза культуры
- 3. О девичьей красоте
- 4. От девичества к материнству
- 5. Женская генеративность
- 6. Кулътурогенная редуплексиция.
- Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность
- 1. Заклинание охотника
- 2. Аффекты и проблема зла
- 3. Стыд — залог будущего примирения
- Лекция 18. Смех и истоки культуры
- 1. Юмор индейцев
- 2. Смех богов или обезьян?
- 3. Детский смех
- Лекция 19. Письмо забвение и память культуры
- 1. Обряды забвения
- 2. Сидение на шкуре быка — образ забвения
- 4. Знаки избыточности
- Лекция 20. Письмо в этнической традиции
- 1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры)
- 3. Утрата письменности и миф о собаке
- 4. Письмо и этнический облик
- 5. Письмо и путь к свободе
- Контрольные вопросы
- Литература