Контрольные вопросы
К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ
1 Связана ли историческая этнология с современностью?
2 Как организуется фактуальное основание исторической этнологии?
3 В чем состоит понятие культуроценоза?
4 Какое отношение обычаи и нормы имеют к личности?
5 Что собой представляет антропоценоз?
6 В чем состоит этнологический аспект повседневности?
7 Как связаны этнос, этничность и народная культура?
К ЛЕКЦИИ 1
1 Почему заклинание австралийских охотников можно назвать текстом-побуждением?
2 Что называется повседневностью? В чем ее отличие от праздника?
3 Какой информационный процесс скрывается за тем что Ролан Барт называет гулом?
4 Что представляет собой звуковой код с точки зрения истории культуры?
5 Как реализуется синтагматический распад7
6 В чем сказалась самонадеянность Эдипа?
7 Почему обряды вроде оставления «края поля» являются примирением с природой?
К ЛЕКЦИИ 2
1 Почему взаимосвязаны проблемы традиции и культуры?
2 В чем заслуга В Я Проппа, разработавшего проблему жанра волшебной сказки?
3 Почему народная смеховая культура средневековья, исследованная М М Бахтиным, выступает как самостоятельный жанр культуры?
4 Раскройте понятие о признаках условиях как универсалиях культуры
5 Покажите на примерах, как в традиционных обществах окружающий мир структурируется по распределительному принципу?
6 Покажите, что дарообмен М Мосса представляет собой распределительный процесс
7 Каково может быть отношение теории синергетики, развиваемой И Пригожиным, к исторической этнологии?
8 Почему человечество было обеспокоено осмыслением объемности, вдавливания и массы?
9 Что такое большой герменевтический крут?
10 Почему ядерный герменевтический круг представляет собой топ традиции?
11 Почему ритуал и обряд можно трактовать как примирение с природой?
12 Какие главные функции обычая?
13 Что такое менталитет?
14 Что означает представление о традиции как предании?
15 Почему работы М М Бахтина имеют основополагающее значение для предмета исторической этнологии?
К ЛЕКЦИИ 3
1 Какова роль К Уисслера и А Кребера в выделении культурных областей у
индейцев Америки?
2 Что такое «конфигурация роста» у А. Кребера?
3 В чем суть концепции хозяйственно-культурных типов, выдвинутой М Г Левиным и Н Н Чебоксаровым?
4 В чем суть концепции историко-этнографических областей? Приведите примеры
5 Раскройте понятие культурного дрифта.
6 Почему этногенез как научная проблема должен ставиться не как исключительная преемственность, а как территориально-распределительный процесс,объединяющий группу народов?
7 Что такое карта генетических маркеров?
8 Что представляет собой Россия с точки зрения общего этноментального пространства населяющих ее народов?
9 Почему концепция державной исключительности ведет к идеологическому тупику?
10 Какова роль этнического менталитета в образовании этноментального пространства на примере России?
К ЛЕКЦИИ 4
1 Почему для традиционных обществ природный фактор имеет большее значение, чем для индустриальных ?
2 Что такое этнизация вообще и хозяйственно-культурных типов в частности?
3 Как передается традиция в народной культуре?
4 Как общность хозяйствования становится основой коллективной самоидентификации?
5 Назовите примеры, где хозяйственно-культурные типы были основой этногенеза.
К ЛЕКЦИИ 5
1 Как меняется историческая семантика этнонимов?
2 Почему древнейшие этнонимы (предэтнонимы) означали «человек», «люди» ?
3 Что такое этнонимы по хозяйственно-культурному типу?
4 Почему этнонимы, означающие «свобадные», «товарищи по оружию», можно назвать престижно-манифестационнкми?
5 Какие гипотезы Вам известны по поводу происхождения слов «русские»,
«французы», «немцы»?
К ЛЕКЦИИ 6
1 В чем состоит различие экстра и интраобразов?
2 Какова роль воображения и смеха а интеграции противоречивых семиотических характеристик представителя этноса?
3 Как отражается представление о нраве в этнических образах?
4 Какие особенности этнического существования отражают представления о нравах?
5 Как личностное отношение к пространству проявляется в восприятии этнического облика и нрава?
6 Назовите этнические образы, возникшие на основании характеристик по хозяйственно-культурному типу
К ЛЕКЦИИ 7
1 В чем состоит различие большой и малой традиции, выделенное Р Редфилдом?
2 Назовите примеры этнографических групп России
3 Каковы главные факторы областных и локально-этнографических групп?
4 Каково значение коллективной ментальности в сложении этнических групп?
К ЛЕКЦИИ 8
1 Почему в этнологии локальный тип выделяется по комплексу признаков?
2 Чем типология отличается от классификации и систематики?
3 В чем состоит различие между формально-морфологическими признаками и признаками — условиями этнологического явления?
4 Как идейно-эстетические представления связаны с этнической традицией?
5 Какое место занимает пережиток в историко-этнологическои типологии?
6 Что такое типологический ряд?
К ЛЕКЦИИ 9
1 Что представляет морфема ландшафт в ранних видах жилища ?
2 Что можно сказать об оппозиции жилище — дорога?
3 Как функционирует образ «идеального дома» ?
4 Что представляют стили жилища и его типы?
5 Чем можно объяснить пищевую тревогу по отношению к продуктам зеленогоили красного цвета?
6 Почему продукты с твердой субстанцией ближе к архетипу пищи чем с мягкой?
7 Чем объяснить странное неприятие некоторыми народами грибов и пшсничтого хлеба?
К ЛЕКЦИИ 10
1 Почему соразмерность телу человека — качество именно вещей?
2. Как веши входят в систему жестов и аффектов?
3 Чем объяснить ритуальное овещение человека?
4 Почему в архаических культурах вещи имеют свои личные имена?
5 Почему вещи архетипично «округлы»?
К ЛЕКЦИИ 11
1 Какую мысль несет выражение «одежда — внешнее тело» ?
2 Что представляют собой механизмы витальности?
3 Какова роль одежды в динамике «внешнего» и «внутреннего» тела?
4 Какова роль стыда в генезисе одежды?
5 Как одежда используется в обрядах приманивания счастья?
6 Какова роль одежды в структуризации времени?
К ЛЕКЦИИ 12
1 Что включает в себя понятие «кинесика»?
2 В чем различие сферы кинесики (жестов) рук и ног?
3 Какова роль жестов в психологической перестройке индивида (фасцинация) ?
4 В чем состоит кинесический опыт человека?
5 Какую роль в структуре жеста играет контрагент?
К ЛЕКЦИИ 13
1 В чем заключается интенция здоровья?
2 Почему в народных культурах разнообразные критерии здоровья?
3 В чем состояло различие между эмпирической и ритуализованяои медициной на Древнем Востоке?
4 В чем суть образов запасения здоровьем вроде Ивана Купала?
5 Как поддерживается средствами культуры гомеостаз организма?
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
6 Чем обряд возрастной инициации помогает нам реконструировать архетип здоровья?
7 Как строятся заговоры заклинания здоровья?
8 В чем признаки перехода от традиционного постулата коллективного здоровья к новой парадигме здоровья как личной ответственности?
К ЛЕКЦИИ 14
Почему охотничья добыча распределяется не в пользу охотника (распределение дичи как синтагматический распад) ?
2 Почему демиурги культуры маргинальные существа?
3 Почему культура может оказаться опасной?
4 Почему можно ритуальную нечистоту интерпретировать как «бегство от чудакультуры» (термин ВС Библера)?
К ЛЕКЦИИ 15
1 Почему так устойчиво держится обычаи гостеприимства один из древнейших?
2 Какова была точка зрения на происхождение гостеприимства у истории к религии Робертсона Смита?
3 Почему лучшее время для гостевания наступает к вечеру?
4 Почему гость аналогичен приходящему божеству Дионису?
К ЛЕКЦИИ 16
1 Почему в отличие от замужней женщины девушка считается «бездомной»?
2 Почему архаические изображения показывают женскую фигуру рядом со зверем?
3 Почему лунное божество в наиболее древних мифологиях мужчина?
4 Что такое ритуалы девичьего цикла?
5 Почему обществу необходимо преодолевать токсикоз культуры выходом за ее пределы в «образы нереальности» ?
6 Какова культурологическая роль материнских образов в мифах народов мира ?
7 Как развертываются культурогенные редукции нации?
К ЛЕКЦИИ 17
1 Что нового в постановке проблемы добра и зла в исторической этнологии?
2 Почему витальность первобытного человека мешает ему стать историческим?
3 Почему у народов вроде австралийских аборигенов столь легко проявляется агрессивный аффект?
4 Как объяснить «пандемию страха» у первобытных народов?
5 Каким образом стыд формирует важнейшие социальные чувства?
К ЛЕКЦИИ 18
I Почему смех вызывает овешение человека?
2. Каковы должны быть условия для сопоставления поведения обезьян и смехового поведения людей?
3 Почему архаическая концепция разъятого тела имеет отношение к происхождению смеха?
4 В чем сходство смеха с эстетическим переживанием (интерпретируемым по Л.С Выготскому)?
К ЛЕКЦИИ 19
1 Почему обращение с «книгой мертвых» у египтян можно отнести к обрядам
забвения?
2. Почему обычай вроде брачного сидения на шкуре быка можно отнести к
обрядам забвения?
3 Какие пищевые запреты можно связать с обрядами забвения?
4 Почему миф о письменности существует у народов самой архаической культуры?
5 Из чего состояло скифское послание к персидскому царю Дарию?
К ЛЕКЦИИ 20
1 Как связана проблема письма с ээотеризмом?
2. Кто были хранители эзотерического знания?
3 Что такое магические книги?
4 В чем состоит сюжет и смысл мифа о съеденной письменности7
5 Чем сходно лечение смытым письмом с представлением об этническом облике, полученным в результате утраты письма?
6 Почему древнегреческие философы, как например Платон выступали против письма?
- Чеснов я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие
- К читателю
- Вводная лекция. Предмет, методы и основные понятия исторической этнологии
- 1. Историческая этнология и развитие демократии
- 2. Фактуальные основания исторической этнологии
- 3. Работа с фактом исторической этнологии
- 4. Смыслы, раскрываемые фактом
- 5. Традиция, порядок и мера
- 6. Понятие о культуроценозе
- 7. Личность, нрав, обычай и норма
- 8. Понятие об антропоценозе
- 9 Исследование повседневности
- 10. Этносы и этничность
- 11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии
- Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни
- 1. Звук и речь — это побуждение
- 2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждении
- 3. «Край поля» и примирение с природой
- 4. Зеркало Миклухо – Маклая. Коммуникативное уплотнение пространства
- 5. Порождение реальности
- Лекция 2. Традиция как жанр и предание
- 1. Фрагменты и жанры
- 2. Признаки-условия
- 3. Распределение и дарообмен
- 4. Распределительное время и топ традиции
- 5. Ритуал и обряд
- 6. Обычай
- 7. Менталитет и традиция-предание
- 8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии
- Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии
- 1. Теория «культурных областей»
- 2. Хозяйственно-культурные типы
- 3. Историко-этнографические области
- 4. Региональный стиль и культурный дрифт
- 5. Этногенез как территориально-распределительная проблема
- 6. Россия — этноментальное пространство
- Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация
- 1. Постановка вопроса
- 2. Теория этнизации
- 3. Передача этнокультурной информации
- 4 Хозяйственно-психологическая самоидентификация
- 5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез
- Лекция 5. Этнонимы
- 1. Как возникает этноним?
- 2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)
- 3 Этнонимы и хозяйственно-культурные типы
- 4 Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания
- 5. Судьба этнонима
- Лекция 6. Этнический образ
- 1. Этническое сознание и этнический образ
- 2. Индивид и этнос
- 3 Время и нравы
- 4. Личностное освоение пространства
- 5 Фантазия и структура этнического образа
- Лекция 7. Локально-этнографические группы
- 1. Локальное и этническое
- 2 Этнографические группы народов и этногенетический процесс
- 3. История «панцирных бояр»
- Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры
- 1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации
- 2 Ценностные черты локального этнографического типа
- 3. Иерархия признаков
- 4. Проблема изофункциональности
- Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища
- 1. Дом и дорога
- 2. Исторические стили жилища
- 3. Хлеб наш насущный
- Лекция 10. Архетипы вещей
- 1. Общее представление о вещи
- 2. Вещь как жест
- 3. Овещение человека
- 4. Хранилище вещей
- 5. Космология и витальностъ
- 6. Округлое тело
- 7. Apxeтип вещи
- Лекция 11. Тело в облачении одежд
- 1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело
- 2. Стыд и сексуальность
- 3. Свадебный дар: головной убор и обувь
- 4. Приманивание счастья одеждой
- 5. Одежда и структуризация времени
- Лекция 12. Кинесика и жесты
- 1. Поза, жест и кинема
- 2 Возможности человеческих рук и ног
- 3. Шаг Майтрейи и теория жеста
- 4. Кинесический опыт человека
- 5. Жесты и символика ног
- 6. Контрагенты жеста
- Лекция 13. Этнология здоровья
- 1. Интенция здоровья
- 3. Подвижный критерий здоровья
- 4. Гомеостаз организма и роль культуры
- 5. Архетип здоровья и личность
- 6. Заклинание здоровья
- 7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме
- Лекция 14. Демиурги культуры
- 1. Синтагматический распад
- 2. Демиурги — маргинальные существа
- 3. Яд культуры
- Лекция 15. Гость, приносящий благо
- 1. Миф о гостях бога
- 2. Структура гостевания
- Лекция 16. Женский путь из природы в культуру
- 1. Преодолевание токсикоза культуры
- 3. О девичьей красоте
- 4. От девичества к материнству
- 5. Женская генеративность
- 6. Кулътурогенная редуплексиция.
- Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность
- 1. Заклинание охотника
- 2. Аффекты и проблема зла
- 3. Стыд — залог будущего примирения
- Лекция 18. Смех и истоки культуры
- 1. Юмор индейцев
- 2. Смех богов или обезьян?
- 3. Детский смех
- Лекция 19. Письмо забвение и память культуры
- 1. Обряды забвения
- 2. Сидение на шкуре быка — образ забвения
- 4. Знаки избыточности
- Лекция 20. Письмо в этнической традиции
- 1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры)
- 3. Утрата письменности и миф о собаке
- 4. Письмо и этнический облик
- 5. Письмо и путь к свободе
- Контрольные вопросы
- Литература