7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме
Выделение личностно окрашенной реакции индивида с интенцией к архетипам здоровья в качестве основных предметов этнологии здоровья требует введения дополнительного понятия, отражающего отношения индивида с обществом. Дело в том, что в любой этнокультурной традиции само общество, точнее данный коллектив, рассматривается как сообщество людей, ведущих нормальную жизнедеятельность, т.е. наделенных необходимым ресурсом — здоровьем. Такой постулат коллективного здоровья основан на идее, что исходно оно, а здоровье индивида вторично. Обрисовать постулат здоровья можно, обращаясь к положению в обществе людей с физическими недостатками. Повреждение органа, означающее нарушение целостности организма, в этнографическом быту разных народов создает всегда особую, психологически напряженную ситуацию. Как показывает археологический и этнографический материал, люди даже с большими физическими недостатками в традиционалистском обществе могут доживать до самого преклонного возраста. Решающим обстоятельством здесь, несомненно, является то, что такой человек чем-то необходим обществу и может в известной мере рассчитывать на его поддержку. Но при всем том выживание людей с поврежденными органами, обеспеченное обществом, самим этим обществом воспринимается с настороженностью. Идеал любого традиционалистского общества состоит в целостном организме, максимально обеспечивающем здоровье индивида. Само существование человека при таких воззрениях есть констатация факта здоровья, выражение здоровья. Но в таком случае выживание человека с физическими недостатками требует особого объяснения. И это объяснение ищут в предположительной связи с силами, находящимися вне общества — с силами природы или сверхъестественными. Особое положение людей с физическими недостатками
273
— широко распространенный этнографический факт. В крестьянских общинах такие лица часто находят себе занятия за пределами земледельческой отрасли становятся мельниками, кузнецами промышляют собирательством, охотой, рыболовством и т.п. Их подозревают в каких то связях с «нечистой силой». В целом социально экономическое и моральное положение людей с физическими недостатками в традиционалистских обществах сдвинуто в сторону природы. Иначе говоря постулат здоровья сопряжен с идеалом целостного человеческого организма. Этот постулат касается наиболее удаленного горизонта исследовательского поля для этнологии здоровья и дает ключ к решению проблем коллективных медицинских мер профилактики и санитарии положения индивидов, положения женщин в их особые периоды включая родильный а также ключ к решению таких трудных проблем, как магия здоровья шаманские лечения и колдовство. В названных феноменах этнологии постулат коллективного здоровья и идеал целостного человеческого организма противостоят представлению о враждебных природных силах от которых следует изолироваться или защититься другими способами. Индивидуальная интенция здоровья расширяет его источник за пределы коллективного постулата социально мотивируя жизнедеятельность людей с поврежденным органом но не изолируя человека от окружающей среды а находя с ней согласие. Объективно первичной по сравнению с постулатом является интенция здоровья, ибо в основе последней лежит идейно выраженная и эмоционально окрашенная физиологическая реакция, тогда как постулат коллективного здоровья — идейный конструкт группового сознания. Итак предмет этнологии здоровья можно представить в виде спектра эмпирических мер, воззрении, которые концентрируются вокруг двух полюсов — интенции здоровья, с одной стороны и постулата коллективного здоровья — с другой. Выделенные исходные понятия дают возможность наиболее адекватно представить жизнедеятельность человека с его адаптацией к среде, прежде всего природной, не только в традиционалистском обществе, но и в современном индустриальном, где интенция здоровья со всей очевидностью выдвигается на передний план. Постулат коллективного здоровья характерен и для индустриального общества, но только там он более размыт деформирован под влиянием научной
274
информации и других знаний о масштабах заболеваемости, методах и усилиях общества по лечению. Модель предметной области этнологии здоровья с двумя полюсами проблем, двумя взаимодействующими по разному концентрами — интенцией здоровья и постулатом коллективного здоровья — продуктивна тем, что способна организовать разнообразный исторический, этнографический материал, относящийся к жизнедеятельности человека к удовлетворению его витальных потребностей, как «естественных» так «индуцированных» культурой начиная от питания одежды жилища и т.п. и кончая культами и магией, направленными на здоровье. В этом случае многие суеверия обычаи и жесты перестают выглядеть «пережитками» невежеством или просто случайными элементами, а складываются в мозаичную картину этнологии здоровья конкретного населения или определенной исторической эпохи Современное общество находится в состоянии перехода к новой медицинской парадигме и к поиску новых направлений. Новая парадигма утверждается под большим давлением фактов из жизни афро-азиатских и латиноамериканских народов. Заключается эта новая система взглядов в подходе к здоровью и болезни как комплексному явлению в котором биологические факторы сопряжены с социокультурными. Эти взгляды нашли свое отражение в упомянутой позиции. Всемирной организации здравоохранения о целостности здоровья. В таком подходе центр тяжести проблемы здоровья перемещается в сторону социокультурньй факторов факты ставят на повестку дня необходимость развития социологии здоровья но это пока такая же рождающаяся наука как и этнология здоровья. Обе отрасли имеют свои корни в «медицинской антропологии». Важный момент в формировании социологических подходов связан с разработками с начала 50-х годов парсоновской концепции «роль больного» Американский социолог Талкотт Парсонс предложил видеть в «роли больного» особый вид девиантного (отклоняющегося) поведения индивида которое ставит специфические проблемы перед ним и обществом. За 6ольным признается право на особые требования и привилегии. В социальном плане «роль больного» сводится к четырем основным позициям 1) воздержание от нормальной общественной деятельности 2) больной считается неспособным «взять себя в руки» «справиться с собой 3) от больного ожидают отношения
275
к его положению как нежелательному для нею самого и не дающего особых преимуществ; 4) от больного требуется кооперация в лечении с врачом. По Парсонсу, «роль больного» изменяется в зависимости от возраста, пола, положения в семье, занятий, материального достатка. Таким образом, «роль больного» — это модификация других социальных ролей Общество в определенной мере снимает с больного ответственность за все другие социальные роли. Концепция Парсонса создана на американском материале, и она отражает опыт развитого общества с его приемами научения человека социальным ролям, в данном случае роли больного. В других обществах могут иначе относиться к «роли больного». Она может быть менее тревожной и опасной для человека, как, например, в обществе с острейшими социальными противоречиями. Общее состояние вопроса в США определяется отношением к здоровью как к такому качеству, которое можно приобрести специальными усилиями или даже купить. Отсюда массовое применение различных техник здоровья, распространение магазинов натуральной пищи и т.п. Все это ведет за собой известные издержки — здоровье рассматривается как товар, гарантирующий кредитоспособность; люди, утрачивающие здоровье, теряют свои социальные позиции, положение престарелых людей становится особенно тяжелым. В теории Парсонса, концентрирующей в себе общечеловеческий прогресс, можно увидеть отрицание старой научной парадигмы болезни как патологии организма и переход на новую парадигму — здоровье не просто антитеза болезни: можно быть все более здоровым, здоровье накапливается специальными практиками, включающими улучшение качества жизни. Парсоновская «роль больного» с особой ясностью характеризует наш архетип здоровья, к которому человек должен приближаться своими усилиями, своим свободным личностным действием. На этом пути он должен разрушать навязываемые ему локально-парадигматические нормы. Он должен строить заново, опираясь на интенции здоровья, способы его получения, т.е. Сам должен строить морфемы здоровья. В таком случае здоровье получает разомкнутую, а не парадигматически замкнутую траекторию здоровья. В этой сейчас утверждающейся системе взглядов здоровье концептуально не связывается с болезнью как ее антитеза Здесь вычленяется ценностная сфера здоровья сама по себе,
276
где находят место взаимосвязанные явления — индивидуальная интенция здоровья и постулат коллективного здоровья как общий фон интенции, природно заданный людям. Здоровье в рассматриваемой парадигме — естественная необходимость, собственно природный фактор, перенесенный в сообщество людей. Это вхождение природного фактора опосредствовано современными техническими средствами, но оно неоспоримо.
- Чеснов я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие
- К читателю
- Вводная лекция. Предмет, методы и основные понятия исторической этнологии
- 1. Историческая этнология и развитие демократии
- 2. Фактуальные основания исторической этнологии
- 3. Работа с фактом исторической этнологии
- 4. Смыслы, раскрываемые фактом
- 5. Традиция, порядок и мера
- 6. Понятие о культуроценозе
- 7. Личность, нрав, обычай и норма
- 8. Понятие об антропоценозе
- 9 Исследование повседневности
- 10. Этносы и этничность
- 11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии
- Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни
- 1. Звук и речь — это побуждение
- 2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждении
- 3. «Край поля» и примирение с природой
- 4. Зеркало Миклухо – Маклая. Коммуникативное уплотнение пространства
- 5. Порождение реальности
- Лекция 2. Традиция как жанр и предание
- 1. Фрагменты и жанры
- 2. Признаки-условия
- 3. Распределение и дарообмен
- 4. Распределительное время и топ традиции
- 5. Ритуал и обряд
- 6. Обычай
- 7. Менталитет и традиция-предание
- 8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии
- Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии
- 1. Теория «культурных областей»
- 2. Хозяйственно-культурные типы
- 3. Историко-этнографические области
- 4. Региональный стиль и культурный дрифт
- 5. Этногенез как территориально-распределительная проблема
- 6. Россия — этноментальное пространство
- Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация
- 1. Постановка вопроса
- 2. Теория этнизации
- 3. Передача этнокультурной информации
- 4 Хозяйственно-психологическая самоидентификация
- 5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез
- Лекция 5. Этнонимы
- 1. Как возникает этноним?
- 2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)
- 3 Этнонимы и хозяйственно-культурные типы
- 4 Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания
- 5. Судьба этнонима
- Лекция 6. Этнический образ
- 1. Этническое сознание и этнический образ
- 2. Индивид и этнос
- 3 Время и нравы
- 4. Личностное освоение пространства
- 5 Фантазия и структура этнического образа
- Лекция 7. Локально-этнографические группы
- 1. Локальное и этническое
- 2 Этнографические группы народов и этногенетический процесс
- 3. История «панцирных бояр»
- Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры
- 1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации
- 2 Ценностные черты локального этнографического типа
- 3. Иерархия признаков
- 4. Проблема изофункциональности
- Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища
- 1. Дом и дорога
- 2. Исторические стили жилища
- 3. Хлеб наш насущный
- Лекция 10. Архетипы вещей
- 1. Общее представление о вещи
- 2. Вещь как жест
- 3. Овещение человека
- 4. Хранилище вещей
- 5. Космология и витальностъ
- 6. Округлое тело
- 7. Apxeтип вещи
- Лекция 11. Тело в облачении одежд
- 1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело
- 2. Стыд и сексуальность
- 3. Свадебный дар: головной убор и обувь
- 4. Приманивание счастья одеждой
- 5. Одежда и структуризация времени
- Лекция 12. Кинесика и жесты
- 1. Поза, жест и кинема
- 2 Возможности человеческих рук и ног
- 3. Шаг Майтрейи и теория жеста
- 4. Кинесический опыт человека
- 5. Жесты и символика ног
- 6. Контрагенты жеста
- Лекция 13. Этнология здоровья
- 1. Интенция здоровья
- 3. Подвижный критерий здоровья
- 4. Гомеостаз организма и роль культуры
- 5. Архетип здоровья и личность
- 6. Заклинание здоровья
- 7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме
- Лекция 14. Демиурги культуры
- 1. Синтагматический распад
- 2. Демиурги — маргинальные существа
- 3. Яд культуры
- Лекция 15. Гость, приносящий благо
- 1. Миф о гостях бога
- 2. Структура гостевания
- Лекция 16. Женский путь из природы в культуру
- 1. Преодолевание токсикоза культуры
- 3. О девичьей красоте
- 4. От девичества к материнству
- 5. Женская генеративность
- 6. Кулътурогенная редуплексиция.
- Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность
- 1. Заклинание охотника
- 2. Аффекты и проблема зла
- 3. Стыд — залог будущего примирения
- Лекция 18. Смех и истоки культуры
- 1. Юмор индейцев
- 2. Смех богов или обезьян?
- 3. Детский смех
- Лекция 19. Письмо забвение и память культуры
- 1. Обряды забвения
- 2. Сидение на шкуре быка — образ забвения
- 4. Знаки избыточности
- Лекция 20. Письмо в этнической традиции
- 1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры)
- 3. Утрата письменности и миф о собаке
- 4. Письмо и этнический облик
- 5. Письмо и путь к свободе
- Контрольные вопросы
- Литература