logo
Учебник Чеснова по истЭтнологии

1. Этническое сознание и этнический образ

Этническое сознание порождает этнический образ — представление о типичном для этноса индивиде Этнический образ, исходно воплощающий в себе единство всеобщего (универсального) и единичного (уникального), строится на основе такого понимания типичности, которое учитывает чувственную конкретность. Этнический образ — это выход единичности из герменевтического круга с задержкой ее возвращения внутрь круга. Эта задержка сродни эстетической задержке, открытой Львом Выготским. Этнический образ близок к образам искусства. Его сходство с последними состоит еще в том что, будучи формой отражения действительности, он одновременно и программирует эту действительность, поощряя или ограничивая поведенческие акты людей. Этнический образ становится рамкой поведенческих актов человека. Как и художественный образ, этнический образ подчинен законам индивидуализации.

Некоторые проблемы этнического образа так или иначе затрагивались в этнологических исследованиях. Была показана роль этнического сознания в межэтнических отношениях, причем обращалось внимание и на необъективность этнических опенок одних и тех же черт и явлений. Указаны различия в ценностных установках в зависимости от национальности, поставлена проблема образов и символов этноса Кабардинский ученый Бзрасби Бгажноков расширил понимание этнических образов для него этнические образы суть «типовые особенности отражения условий общения и типовые способы ориентации в них». Он сближает такие образы с образцами коммуникативного поведения.

На материале разных эпох и этнических традиции нам надо найти наиболее общие правила построения этнического образа, взятого как «изнутри» так и «извне». Для структурного описания

118

речь должна идти как об интраобразе — представлении о собственном этническом образе, так и об экстраобразе — представлении о нечленах своего этноса. Наша задача осложняется той произвольностью, с которой вычленяются те или иные черты этнического образа. Это относится как к самоописанию (интраобраз), так и к описанию других народов (экстраобраз). Следует заметить, что современность стремительно меняет жизнь народов и соответственно их интра- и экстраобразы.

В различии интра- и экстраобразов заключен эмоционально окрашенный оценочный момент обычно эмоциями со знаком плюс наделен интраобраз, а эмоциями со знаком минус — экстраобраз. Преодолеть эмоциональную окрашенность этнического образа и вскрыть объективно историческое его содержание — значит быть готовым к общению с людьми другого этноса. Такие ставшие традиционными определения, как «гордый испанец», «педантичный немец», «чопорный англичанин», «легкомысленный француз», исследователи обычно относят к этническим стереотипам. Но стереотип предполагает соответствие определенным социальным нормам. Здесь же речь идет об ожидаемой реакции отдельных индивидов, представителей разных этносов, т.е. перед нами в приведенных примерах не стереотипы, а именно образы сведенные в краткие описания, как бы формулы, в которых дан индивид с каким-либо свойством (предикатом).

Этнический образ порождает представление о всем облике человека и его поведении. В формулах описаниях часто подчеркивается внешность образа, что отражает представление о специфическом индивидуальном поведении, «нраве». Даже сведенные к жесту знаки описания представителей разных этносов в языке глухонемых — это тоже образы. Так, у абхазских глухонемых жест рукой за макушку («войлочная шапочка») означает свана, ладонь сбоку головы («башлык») — абхаза и т.д.

В этническом образе в явном или скрытом виде присутствует какое то представление об этнической территории. Кнут или меховая шапка (атрибуты венгра и русского в европейских экстра образах) явно несут информацию об определенных ландшафтах. Житель «туманного Альбиона» Джон Буль настолько ассоциирован со своей территорией, что историк Дж. Эрбатнот в начале XVIII в. назвал свое сочинение по истории Англии «Историей Джона Буля». Как интраобраз Джон Буль (Джон Бык) —

119

юмористическая персонификация солидности и других черт английского характера, в то же время в нем отразились целые исторические периоды жизни английского этноса, прежде всего промышленный подъем Англии, приведший к выдвижению демократических слоев (отсюда массовое имя Джон), развитое животноводство и процветание Англии в XVI в. воплотились в плотной комплекции Джона Буля в эпоху Елизаветы I обжорство в среде знати являлось нормой сословного этикета.

Образ сухопарого Дяди Сэма создавался явно как противоположность дородному Джону Булю. Появление этого образа связывают с войной между Англией и Соединенными Штатами. Есть мнение, что Дядя Сэм — расшифровка сокращенного английского названия Соединенных Штатов Америки. Внешность человека в этом образе безусловно должна была отразить напряженную борьбу колоний за освобождение от господства английской метрополии. Примечательно, что первоначально Дядя Сэм олицетворял правительство и лишь потом стал ассоциироваться с территорией и населением Соединенных Штатов. Конечно, образ Дяди Сэма неэтичный, но его анализ хорошо проясняет механизм возникновения этнического образа.

Этнический образ воплощен в представлении об индивиде, физическом типе человека. Как такой образ наполняется телесностью? Телесность этнического образа строится разными способами. Это процесс этнизации тех или иных территориальных, общественно-исторических или культурных явлений. Джон Буль — персонаж своеобразной этнической мифологии. Он вовсе не отражает, допустим, среднестатистических данных о физическом типе англичанина. В этом образе воплотились определенные особенности конкретной территории и эпохи.

Этнический образ не просто соотносится с мнением о типичном носителе этноса, он отражает восприятие этнической территории, поданное через типичную личность. Говоря другими словами, этнический образ персонифицирует сразу народ и страну. В нем территория с ее физическими особенностями, ландшафтом как бы сливается с типом человека.

Единство страны и народа было исходным принципом еще для Геродота: «Египтом я считаю всю страну населенную египтянами, так же как Киликиеи и Ассирией [признаю] всю область, населенную киликийцами и ассирийцами». Отцу истории и этнологии

120

принадлежит также одно из первых описаний этнического конфликта: «Жители египетских городов Марей и Аписа (на границе с Ливией), которые считали себя ливийцами, а не египтянами, тяготились (египетскими) религиозными обычаями и обрядами. Так, они не желали воздерживаться от (вкушения) коровьего мяса. Поэтому они отправили (вестников) к оракулу Аммона объявить, что у них нет ничего общего с египтянами. Они ведь, по их словам, не только живут вне Дельты, но и говорят на разных языках и (поэтому) просят позволения вкушать мясо всех животных». Оракул, выражавший волю государства, отметил, что египтянами являются все люди, живущие ниже Элефантины и пьющие нильскую воду, и отверг просьбу пограничных городов.

Что можно сказать сейчас по поводу всего этого? Только то, что метод, которым пользовался Геродот, не смог верно отразить явление. Зато ясно, что в обыденном сознании жителей пограничных городов существовал этнический интраобраз, основанный на представлении об общности языка, обычаев, обрядов и территории.

Язык редко включается в интра- и экстраобраз, потому что его использование есть точный сигнал, указывающий на этнические свойства. Между языком и носителями его — теснейшее соприкосновение расстояние, равное нулю, нет разрыва, тогда как любой этнический образ, даже интраобраз, предполагает известную дистанцию, расстояние между ним и членами этноса Человек может более или менее соответствовать этническому образу, который подразумевает определенную программу поведения. Этнический образ как и образ в искусстве, включает сам предмет и мысль об этом предмете и даже определенную программу действий.

В древнерусской письменной традиции язык становится главной формулой описанием этнического образа В «Повести временных лет» язык обозначает этнос (чудь, меря, весь, мурома и т.д. ). Такой же традицией была в прошлом арабская По-видимому, формирование таких концепции связано с развитыми религиозными учениями, в которых речь рассматривается как дыхание, а еда и проглатывание есть способ приобщения к ценностям (ср.: лечение смытыми письменами). Во всяком случае, рассматривая знаковую роль языка, нельзя забывать о соматической стороне дела Но есть еще один аспект языка, который не позволяет ему играть активную роль в образовании этнического образа. Язык воспринимается как исключительно человеческое свойство,

121

тогда как в этническом образе претворяются прежде всего пространственно-временные распределительные факторы: соматические и вещевые, маркирующие внешний облик.

Есть различия между устной и письменной прорисовкой этнического образа. Устные высказывания очень кратки, емки по содержанию и поэтому труднее поддаются анализу. Развернутые письменные характеристики этнических образов позволяют легче обнаружить их структурные элементы.

Этнический образ обозначается прежде всего поведенчески и поэтому в нем учитываются разноречивые компоненты, особенно в речевых выражениях. В первой половине XIX вв. Египте произнесенное торговцем «Слово англичанина» — служило гарантией честности. Это поведенческий образ англичанина Э. У. Аейн, на которого мы здесь ссылаемся, сообщает что в Каире одному армянскому ювелиру дали имя аль Инглизи (Англичанин). В выражении «чопорный англичанин» отмечена иная черта поведения. Когда карикатуристы противопоставляют задиристого галльского петуха и английского бульдога с его хваткой, речь идет именно об этнических образах, выраженных символически. В выражении «туманный Альбион» имеют в виду экстраобраз англичанина, а не только климат страны Читая надпись на английском гербе «Бог и мое право», мы, пожалуй, снова сталкиваемся с формулой-определением этнического интраобраза.

Итак, этнический образ — не стереотип, это эталон, мотивирующий собственный или ожидаемый от других поведенческий стереотип.