3. Шаг Майтрейи и теория жеста
В обыденных ситуациях люди необходимым образом связаны с землей поверхностью. Но она становится символом, имеющим смысловую дистанцию в условиях введения ограничительной кинесики, а именно в особых позах стояния и сидения. В них земля уже не одно из условий деятельно-предметной жизни она становится условием и символом всего коллективного существования, превращается в активного участника действия, принимая на себя роль одного из полюсов по отношению к другому полюсу — человеку. Рассмотрим одно из изображений Майтрейи в виде сидящего Будды. Напомним, что Майтрейя — популярный образ в ценгральноазиатском, китайском и японском махаянистском буддизме Майтрейя — грядущий. Будда, который придет в мир в отдаленную эпоху торжества буддизма. О его готовности к приходу говорит особенность позы он изображался сидящим «по-европейски», т.е. с опущенными ногами или одной ногой опущенной, а другой — с 236 горизонтально сложенной голенью. Интерпретация, соответствующая канону, утверждает, что в позе отражено стремление Майтрейи вступить в мир — его ноги уже делают первый шаг. Эта буддийская экзегетика символики ног близка к православно-христианской по Псевдоареопагиту в изображениях ангелов и святых их ноги означают движение, быстроту и скорость приближения к божественному. В рассмотренной позе воплощена не конечная, а начальная фаза движения. Ее можно счесть неразвившимся жестом, в пользу чего говорит и приведенное толкование. Если же подойти к данной позе с позиций ее внутренней динамики, выражающейся в направленности ног (или ноги) к земле, то ей можно дать другое объяснение хтонического характера (без привлечения сюжетного мифа о грядущем Будде). формулируя возможность такого другого подхода с его отказом от сюжетности, нужно отметить следующие моменты. Кинесика в семиотическом аспекте — это такое высказывание, которое состоит из некой структуры и ситуационно варьирующих условий. Кинесика есть высказывание в смысле, предлагаемом Юрием Степановым, так как состоит из постоянньпс и переменных (препозиционной функции). Поэтому кинесика полисемантична. Она позволяет человеку дешифровать бесчисленные сигналы, идущие из внешнего мира. Этим она существенно отличается от единиц языка. Так, поднятый палец имеет разные значения при игре в крикет и на аукционе. Этот пример характеризует всю сложность проблемы измерения в кинесике Р. Бердуистел, внесший крупный вклад в разработку проблем телесной коммуникации, подвергся критике за то, что не дал научного определения единицам, которые могут быть использованы в кинесике. В этой критике кинесика противопоставляется лингвистике, где такие единицы вполне определены. Думается, что параллель между современным уровнем кинесики и лингвистикой XVIII в., проводимая Буисса ком — критиком Р. Бердуистела, не вполне справедлива. Перед нами попытка оценить одну науку, опираясь на методы другой, что неправомерно Кинесика имеет дело с соединением в одном акте субъективно значащих и субъективно незначащих движений. Позы и жесты, помимо ориентации на внешнее коммуникативное действие, замкнуты на глубокие пласты эмоционально-личного 237 отношения к жизни. Здесь уместно вспомнить глубокую мысль Райнера Марии Рильке об осмотрительности жеста. Бердуистел провел общее разделение жестов на кинемы — формальные единицы и на кинемоморфемы — единицы значащие. Присмотримся внимательно к кинемам — элементарным единицам моторного поведения. Любая кинема в силу своей двигательной выразительности обладает линейностью, т.е. выражает тот нейрофизиологический механизм, который делает каждый момент движения одновременно тормозящим фактором в отношении к предшествующему моменту и возбуждающим в отношении последующего В кинеме мы наблюдаем, таким образом, диалектическое единство противоположностей — торможения и возбуждения. Французский историк религии Андре Леруа-Гуран посвятил генезису кинем (в его терминологии жестов и машинальных операционных цепей) специальное исследование. Он, в сущности, тоже подчеркивает их диалектические качества. Организм должен находиться в равновесии с внешней и внутренней средой. Сведение воедино этих противоположных импульсов Леруа-Гуран называет конфронтацией. Это явление наблюдаемо даже на нижних этажах нервной системы, особенно симпатической, передающей регулирующие команды элементарного поведения. Но весь блок машинальных оперативных цепей (жестов, манер, поступков) образует фундамент индивидуального поведения, направленного на поддержание связей с обществом. Оперативные цепи устанавливаются в ранний период жизни имитационно Их источник и место хранения — память общества. Специфическая черта оперативных цепей (прежде всего жестов) в том, что они функционируют внутри общества машинально (но не автоматически) и осознаются только по контрасту с достоянием чужого общества. Значение бинарных оппозиций вскрыто в филогенезе человека, поскольку об их появлении, очевидно, свидетельствует право-, левосторонняя асимметрия, почти неизвестная в животном мире. Но на повестку дня все больше выдвигается проблема тринарных (тройных) оппозиций. Она поднимается в плане как локально-культурных традиций (например, для Средиземноморья), так и эволюционном. В последнем смысле особое внимание к тринарным оппозициям привлек академик Валерий Алексеев. Он связал функционирование таких оппозиций с грамматической категорией 238 третьего лица. «… Я не может осознаваться отдельно от осознания самостоятельности того лица, с которым Я приходит в контакт, и противопоставления его всем остальным лицам, которые в этом контакте в данный момент не принимают участие. Так возникает грамматическая категория лица, дифференциация мира предметов на субъект действия и все остальные объекты». Алексеев ссылается на то, что еще Н. Я. Марр и И. И. Мещанинов показали, что категория третьего лица выражала в древности также персонифицированные силы природы. «Подобная формулировка почти автоматически приводит к тезису о том, что в психике первобытного человека мы имеем какие-то константы и более широкого характера, чем элементарные оппозиции, программирующие логический процесс в определенных рамках, вне зависимости от своего генезиса». Алексеев также предложил решать проблему соотношения диффузности и конкретности ментальных структур через введение в историческую антропологию понятия синкрисис — описание любого явления через сопоставления, впервые четко выделенные на материале греческой поэтики специалистами по античности и теоретически осмысленные Сергеем Аверинцевым. Объекты природы (категории третьего лица), включенные в процесс личностной ориентации и личностного сопоставления, суть те же предметы демонстрационного манипулирования. Механизм последнего был изучен отечественным физическим антропологом К. Э. Фабри при анализе подражательного поведения у животных, в основном у млекопитающих. Специфическая черта демонстрационного манипулирования каким-либо предметом — заинтересованность других особей, выражающаяся в наблюдении со стороны, которое может переходить в подражание. С демонстрационным манипулированием мы, в сущности, вступаем в область коммуникации жестами. При этом важно отметить, что подражание является доминантной чертой психики. Демонстрационное манипулирование и персонификация природы («третье лицо») представляют собой одно явление в плане наделения предметов окружающего мира символическим содержанием, превращения их в контрагента кинесических движений. Мы уже касались этой проблемы в связи с особой ролью земли в кинесике ног. Ни позы, ни жесты не могут обойтись без этих контрагентов. Семантика кинесики не может быть вырвана из 239 материально-природной среды. Что касается ног, то речь должна идти прежде всего о земле и растительности, точнее говоря, о хтонических силах. Из всего этого следует важное заключение: кинесика не является дериватом вербального языка, у нее свой генезис. Она не может быть диакретическим знаком такого языка. При этом начала этого генезиса находятся в первой сигнальной системе, но развитые уровни связаны с оперативными целями, которые возникают как результат функционирования всех систем человека. Исходно обладая самостоятельным, не зависимым от вербального языка генезисом, кинемы и кинемоморфемы активно выступают не только в сфере коммуникации по типу Я — Он, но и в коммуникации Я — Я (автокоммуникации). Какая коммуникация первостепенна для кинесики? Аналогии с вербальным языком иногда препятствуют познанию сущности кинесики. При нерасчлененно-совместном их рассмотрении обращают внимание на то, что вербальный язык воздействует на слуховые анализаторы, а кинесика — на зрительные. Поэтому за кинесикой закрепляют только межличностную визуальную коммуникацию, тогда как для вербального языка допускают существование внутренней речи. В отношении же кинесики подчеркивание ее интериоризованного внутреннего аспекта может показаться неожиданным. Между тем основная функция кинесики лежит в сфере автокоммуникации. Действительно, все проявления эмоционально-личного отношения к жизни охвачены кинесикой. Не случаен огромный диапазон эмоциональных выражений, свойственных отдельным индивидам. Отметим большую степень непроизвольности этих выражений, их порой досадное выскальзывание из-под контроля сознания. Что происходит с индивидом в процессе кинесической автокоммуникации? Как отмечает Юрий Лотман, в коммуникации по типу Я—Я наблюдается перестройка самого Я. В нашем случае речь идет о возбуждении или торможении эмоциональных центров человека. Эмоционально-личностное восприятие действительности сопровождается и регулируется проявлениями любви и ненависти, радости и огорчения, внимания и безразличия, участия и незаинтересованности, возмущения и покорности, досады и удовлетворения, хладнокровия и страха, упоения и испуга, удивления и спокойствия, ненависти и гнева, серьезности 240 и иронии. Этот тип информации, который ведет к перестройке воспринимающей системы, был назван Юрием Кнорозовым фасцинацией — такое действие сигнала, при котором ранее принятая информация полностью или частично стирается. Он же отметил раздельность подачи фасцинирующих и собственно информативных сигналов. Особое внимание обращено Кнорозовым на семантическую функцию фасцинации: неясность и многозначность ее действуют как сильнейшее средство. В качестве примера семантической фасцинации приводится искусство, предполагающее выдумку, мнимые события и типы личности. Полисемантизм кинесики как раз и содержит ту образно-эмоциональную информацию, которая воздействует на перестройку личности: позы и жесты могут успокаивать, создавая комфорт или давая разрядку, могут переводить в возбужденное состояние. На этих кинесических механизмах основан эффект аутотренинга в его разных системах. Все это заставляет увидеть в кинесике одну из форм жизнедеятельности человека. Отличительная черта кинесики от других, более четко осознаваемых форм жизнедеятельности, заключается в том, что целесообразность кинесических движений, прежде всего кинем, скрыта от субъекта. Во внешне коммуникативном процессе кинесика участвует лишь частью своих возможностей (кинемоморфемами). Основное ее воздействие — фасцинирующее, направленное на перестройку внутренних процессов организма, на изменение его физиологического и эмоционального состояния (кинемами). Механизм эмоциональных возбуждений уже достаточно изучен — это корково-подкорковые комплексы, в которых главную роль играет новая кора мозга. Этот механизм формирует индивидуальные эмоционально окрашенные мотивации, необходимые для трансформации потребностей во внешне реализуемое целевое поведение. С точки зрения биологических функций организма, кинесика — мощное фасцинирующее средство, задающее ритм. Последний стабилизирует индивида и личность в целом. Кинесика, таким образом, есть форма жизнедеятельности, которая обеспечивает функционирование других, более высоких форм, воздействию которых она подчинена. Отсюда ее определенные связи с языком, который активно влияет на кинесику в направлении превращения ее в один из параллельных кодов. 241
- Чеснов я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие
- К читателю
- Вводная лекция. Предмет, методы и основные понятия исторической этнологии
- 1. Историческая этнология и развитие демократии
- 2. Фактуальные основания исторической этнологии
- 3. Работа с фактом исторической этнологии
- 4. Смыслы, раскрываемые фактом
- 5. Традиция, порядок и мера
- 6. Понятие о культуроценозе
- 7. Личность, нрав, обычай и норма
- 8. Понятие об антропоценозе
- 9 Исследование повседневности
- 10. Этносы и этничность
- 11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии
- Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни
- 1. Звук и речь — это побуждение
- 2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждении
- 3. «Край поля» и примирение с природой
- 4. Зеркало Миклухо – Маклая. Коммуникативное уплотнение пространства
- 5. Порождение реальности
- Лекция 2. Традиция как жанр и предание
- 1. Фрагменты и жанры
- 2. Признаки-условия
- 3. Распределение и дарообмен
- 4. Распределительное время и топ традиции
- 5. Ритуал и обряд
- 6. Обычай
- 7. Менталитет и традиция-предание
- 8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии
- Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии
- 1. Теория «культурных областей»
- 2. Хозяйственно-культурные типы
- 3. Историко-этнографические области
- 4. Региональный стиль и культурный дрифт
- 5. Этногенез как территориально-распределительная проблема
- 6. Россия — этноментальное пространство
- Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация
- 1. Постановка вопроса
- 2. Теория этнизации
- 3. Передача этнокультурной информации
- 4 Хозяйственно-психологическая самоидентификация
- 5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез
- Лекция 5. Этнонимы
- 1. Как возникает этноним?
- 2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)
- 3 Этнонимы и хозяйственно-культурные типы
- 4 Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания
- 5. Судьба этнонима
- Лекция 6. Этнический образ
- 1. Этническое сознание и этнический образ
- 2. Индивид и этнос
- 3 Время и нравы
- 4. Личностное освоение пространства
- 5 Фантазия и структура этнического образа
- Лекция 7. Локально-этнографические группы
- 1. Локальное и этническое
- 2 Этнографические группы народов и этногенетический процесс
- 3. История «панцирных бояр»
- Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры
- 1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации
- 2 Ценностные черты локального этнографического типа
- 3. Иерархия признаков
- 4. Проблема изофункциональности
- Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища
- 1. Дом и дорога
- 2. Исторические стили жилища
- 3. Хлеб наш насущный
- Лекция 10. Архетипы вещей
- 1. Общее представление о вещи
- 2. Вещь как жест
- 3. Овещение человека
- 4. Хранилище вещей
- 5. Космология и витальностъ
- 6. Округлое тело
- 7. Apxeтип вещи
- Лекция 11. Тело в облачении одежд
- 1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело
- 2. Стыд и сексуальность
- 3. Свадебный дар: головной убор и обувь
- 4. Приманивание счастья одеждой
- 5. Одежда и структуризация времени
- Лекция 12. Кинесика и жесты
- 1. Поза, жест и кинема
- 2 Возможности человеческих рук и ног
- 3. Шаг Майтрейи и теория жеста
- 4. Кинесический опыт человека
- 5. Жесты и символика ног
- 6. Контрагенты жеста
- Лекция 13. Этнология здоровья
- 1. Интенция здоровья
- 3. Подвижный критерий здоровья
- 4. Гомеостаз организма и роль культуры
- 5. Архетип здоровья и личность
- 6. Заклинание здоровья
- 7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме
- Лекция 14. Демиурги культуры
- 1. Синтагматический распад
- 2. Демиурги — маргинальные существа
- 3. Яд культуры
- Лекция 15. Гость, приносящий благо
- 1. Миф о гостях бога
- 2. Структура гостевания
- Лекция 16. Женский путь из природы в культуру
- 1. Преодолевание токсикоза культуры
- 3. О девичьей красоте
- 4. От девичества к материнству
- 5. Женская генеративность
- 6. Кулътурогенная редуплексиция.
- Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность
- 1. Заклинание охотника
- 2. Аффекты и проблема зла
- 3. Стыд — залог будущего примирения
- Лекция 18. Смех и истоки культуры
- 1. Юмор индейцев
- 2. Смех богов или обезьян?
- 3. Детский смех
- Лекция 19. Письмо забвение и память культуры
- 1. Обряды забвения
- 2. Сидение на шкуре быка — образ забвения
- 4. Знаки избыточности
- Лекция 20. Письмо в этнической традиции
- 1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры)
- 3. Утрата письменности и миф о собаке
- 4. Письмо и этнический облик
- 5. Письмо и путь к свободе
- Контрольные вопросы
- Литература