7. Личность, нрав, обычай и норма
Стиль в историко-этнологическом смысле — это черта быта, возникшая как следствие «примирения с природой». Такой стиль — поведенческие черты личности. Своенравный характер сибирского охотника вызван его одиночеством, необходимым для промысла, и отсутствием личной зависимости. Кавказский характер порожден горной средой и необходимостью в любой момент защитить свое стадо и достоинство. С историко-этнологической точки зрения верна теория Макса Вебера о том, что протестантская бережливость (аскеза) была мотивацией, ведущей к капитализму. Капиталистическая аскеза создала новоевропейский культуроценоз.
Личность, находящаяся в культуроценозе, уже не просто носитель культуры, но партнер диалогических отношений с нею и с природой. У такой личности ключевое положение. Стратегия ее поведения по отношению к природе ясна — примирение. Но каково ее поведение по отношению к культуре? Историческая этнология, обладающая огромным временным диапазоном, позволяет увидеть три стадии личностного поведения: нрав, обычай и нормы. Современное общество целиком регулируется нормами. Когда мы обращаемся к народным культурам, сохранившимся внутри современного общества, мы говорим об обычаях. А вот бытописатели античности или автор «Повести временных лет» чаще обсуждали проблему нравов. Нрав — это
16
безличное природное начало в личности. Его проявления всегда опасны для общества. И любые общества с этим боролись. Людей, которые не справлялись со своим нравом, изгоняли — у австралийских аборигенов, у чукчей, у американских индейцев. Так на Кавказе возник абрек, на Балканах — юнак и гайдук, «человек вне закона» в Европе. Этот тип личности становится персонажем героического эпоса. Богоборчество библейского Иакова следует рассматривать в том же плане — как выражение того параметра личности, который находится в культуроценозе. Это героически-аскетическая сторона личности, формировавшая соответствующие персонажи в реальности и в эпосе.
Обычаи часто трактуются как содержание традиции. Это верно, если рассматривать последнюю как «живую традицию», что в русском языке раньше обозначалось как «предание». Обычаи тоже сконцентрированы вокруг личности. Если говорить языком американского методолога Майкла Полани, то обычай — это личностное и периферийное по отношению к ядерному (фокальному) знанию знание социума. Поэтому обычай способен представлять культуроценоз в социуме.
Сам же социум контролируется нормами. Они транслируются как эталоны и образцы. Личность не имеет практически возможности вмешиваться в нормы.
- Чеснов я.В. Лекции по исторической этнологии: Учебное пособие
- К читателю
- Вводная лекция. Предмет, методы и основные понятия исторической этнологии
- 1. Историческая этнология и развитие демократии
- 2. Фактуальные основания исторической этнологии
- 3. Работа с фактом исторической этнологии
- 4. Смыслы, раскрываемые фактом
- 5. Традиция, порядок и мера
- 6. Понятие о культуроценозе
- 7. Личность, нрав, обычай и норма
- 8. Понятие об антропоценозе
- 9 Исследование повседневности
- 10. Этносы и этничность
- 11. Народная культура в предметном поле исторической этнологии
- Лекция 1. Порождение реальности — герменевтического пространства жизни
- 1. Звук и речь — это побуждение
- 2. Пояс Афродиты и ошибка Эдипа Герменевтика побуждении
- 3. «Край поля» и примирение с природой
- 4. Зеркало Миклухо – Маклая. Коммуникативное уплотнение пространства
- 5. Порождение реальности
- Лекция 2. Традиция как жанр и предание
- 1. Фрагменты и жанры
- 2. Признаки-условия
- 3. Распределение и дарообмен
- 4. Распределительное время и топ традиции
- 5. Ритуал и обряд
- 6. Обычай
- 7. Менталитет и традиция-предание
- 8. Бахтин и проблема народной культуры как предмет исторической этнологии
- Лекция 3. Региональный процесс в исторической этнологии
- 1. Теория «культурных областей»
- 2. Хозяйственно-культурные типы
- 3. Историко-этнографические области
- 4. Региональный стиль и культурный дрифт
- 5. Этногенез как территориально-распределительная проблема
- 6. Россия — этноментальное пространство
- Лекция 4. Хозяйственно-культурная дифференциация и этнизация
- 1. Постановка вопроса
- 2. Теория этнизации
- 3. Передача этнокультурной информации
- 4 Хозяйственно-психологическая самоидентификация
- 5. Хозяйственно-культурные типы и этногенез
- Лекция 5. Этнонимы
- 1. Как возникает этноним?
- 2. Древнейшие этнонимы (предэтнонимы)
- 3 Этнонимы и хозяйственно-культурные типы
- 4 Этнонимы, связанные с развитием коллективного самосознания
- 5. Судьба этнонима
- Лекция 6. Этнический образ
- 1. Этническое сознание и этнический образ
- 2. Индивид и этнос
- 3 Время и нравы
- 4. Личностное освоение пространства
- 5 Фантазия и структура этнического образа
- Лекция 7. Локально-этнографические группы
- 1. Локальное и этническое
- 2 Этнографические группы народов и этногенетический процесс
- 3. История «панцирных бояр»
- Лекция 8. Типологизация отдельных реалий культуры
- 1. Общие понятия о типологии и о процедуре типологизации
- 2 Ценностные черты локального этнографического типа
- 3. Иерархия признаков
- 4. Проблема изофункциональности
- Лекция 9. Окультуренная природа: жилище и пища
- 1. Дом и дорога
- 2. Исторические стили жилища
- 3. Хлеб наш насущный
- Лекция 10. Архетипы вещей
- 1. Общее представление о вещи
- 2. Вещь как жест
- 3. Овещение человека
- 4. Хранилище вещей
- 5. Космология и витальностъ
- 6. Округлое тело
- 7. Apxeтип вещи
- Лекция 11. Тело в облачении одежд
- 1. «Внешнее» и «внутреннее» витальное тело
- 2. Стыд и сексуальность
- 3. Свадебный дар: головной убор и обувь
- 4. Приманивание счастья одеждой
- 5. Одежда и структуризация времени
- Лекция 12. Кинесика и жесты
- 1. Поза, жест и кинема
- 2 Возможности человеческих рук и ног
- 3. Шаг Майтрейи и теория жеста
- 4. Кинесический опыт человека
- 5. Жесты и символика ног
- 6. Контрагенты жеста
- Лекция 13. Этнология здоровья
- 1. Интенция здоровья
- 3. Подвижный критерий здоровья
- 4. Гомеостаз организма и роль культуры
- 5. Архетип здоровья и личность
- 6. Заклинание здоровья
- 7. От постулата коллективного здоровья к новой парадигме
- Лекция 14. Демиурги культуры
- 1. Синтагматический распад
- 2. Демиурги — маргинальные существа
- 3. Яд культуры
- Лекция 15. Гость, приносящий благо
- 1. Миф о гостях бога
- 2. Структура гостевания
- Лекция 16. Женский путь из природы в культуру
- 1. Преодолевание токсикоза культуры
- 3. О девичьей красоте
- 4. От девичества к материнству
- 5. Женская генеративность
- 6. Кулътурогенная редуплексиция.
- Лекция 17. Архаическая личность аффекты и витальность
- 1. Заклинание охотника
- 2. Аффекты и проблема зла
- 3. Стыд — залог будущего примирения
- Лекция 18. Смех и истоки культуры
- 1. Юмор индейцев
- 2. Смех богов или обезьян?
- 3. Детский смех
- Лекция 19. Письмо забвение и память культуры
- 1. Обряды забвения
- 2. Сидение на шкуре быка — образ забвения
- 4. Знаки избыточности
- Лекция 20. Письмо в этнической традиции
- 1. Письмо в этническом менталитете (на материале хантыйской культуры)
- 3. Утрата письменности и миф о собаке
- 4. Письмо и этнический облик
- 5. Письмо и путь к свободе
- Контрольные вопросы
- Литература