logo search
Учебник Чеснова по истЭтнологии

Контрольные вопросы

К ВВОДНОЙ ЛЕКЦИИ

1 Связана ли историческая этнология с современностью?

2 Как организуется фактуальное основание исторической этнологии?

3 В чем состоит понятие культуроценоза?

4 Какое отношение обычаи и нормы имеют к личности?

5 Что собой представляет антропоценоз?

6 В чем состоит этнологический аспект повседневности?

7 Как связаны этнос, этничность и народная культура?

К ЛЕКЦИИ 1

1 Почему заклинание австралийских охотников можно назвать текстом-побуждением?

2 Что называется повседневностью? В чем ее отличие от праздника?

3 Какой информационный процесс скрывается за тем что Ролан Барт называет гулом?

4 Что представляет собой звуковой код с точки зрения истории культуры?

5 Как реализуется синтагматический распад7

6 В чем сказалась самонадеянность Эдипа?

7 Почему обряды вроде оставления «края поля» являются примирением с природой?

К ЛЕКЦИИ 2

1 Почему взаимосвязаны проблемы традиции и культуры?

2 В чем заслуга В Я Проппа, разработавшего проблему жанра волшебной сказки?

3 Почему народная смеховая культура средневековья, исследованная М М Бахтиным, выступает как самостоятельный жанр культуры?

4 Раскройте понятие о признаках условиях как универсалиях культуры

5 Покажите на примерах, как в традиционных обществах окружающий мир структурируется по распределительному принципу?

6 Покажите, что дарообмен М Мосса представляет собой распределительный процесс

7 Каково может быть отношение теории синергетики, развиваемой И Пригожиным, к исторической этнологии?

8 Почему человечество было обеспокоено осмыслением объемности, вдавливания и массы?

9 Что такое большой герменевтический крут?

10 Почему ядерный герменевтический круг представляет собой топ традиции?

11 Почему ритуал и обряд можно трактовать как примирение с природой?

12 Какие главные функции обычая?

13 Что такое менталитет?

14 Что означает представление о традиции как предании?

15 Почему работы М М Бахтина имеют основополагающее значение для предмета исторической этнологии?

К ЛЕКЦИИ 3

1 Какова роль К Уисслера и А Кребера в выделении культурных областей у

индейцев Америки?

2 Что такое «конфигурация роста» у А. Кребера?

3 В чем суть концепции хозяйственно-культурных типов, выдвинутой М Г Левиным и Н Н Чебоксаровым?

4 В чем суть концепции историко-этнографических областей? Приведите примеры

5 Раскройте понятие культурного дрифта.

6 Почему этногенез как научная проблема должен ставиться не как исключительная преемственность, а как территориально-распределительный процесс,объединяющий группу народов?

7 Что такое карта генетических маркеров?

8 Что представляет собой Россия с точки зрения общего этноментального пространства населяющих ее народов?

9 Почему концепция державной исключительности ведет к идеологическому тупику?

10 Какова роль этнического менталитета в образовании этноментального пространства на примере России?

К ЛЕКЦИИ 4

1 Почему для традиционных обществ природный фактор имеет большее значение, чем для индустриальных ?

2 Что такое этнизация вообще и хозяйственно-культурных типов в частности?

3 Как передается традиция в народной культуре?

4 Как общность хозяйствования становится основой коллективной самоидентификации?

5 Назовите примеры, где хозяйственно-культурные типы были основой этногенеза.

К ЛЕКЦИИ 5

1 Как меняется историческая семантика этнонимов?

2 Почему древнейшие этнонимы (предэтнонимы) означали «человек», «люди» ?

3 Что такое этнонимы по хозяйственно-культурному типу?

4 Почему этнонимы, означающие «свобадные», «товарищи по оружию», можно назвать престижно-манифестационнкми?

5 Какие гипотезы Вам известны по поводу происхождения слов «русские»,

«французы», «немцы»?

К ЛЕКЦИИ 6

1 В чем состоит различие экстра и интраобразов?

2 Какова роль воображения и смеха а интеграции противоречивых семиотических характеристик представителя этноса?

3 Как отражается представление о нраве в этнических образах?

4 Какие особенности этнического существования отражают представления о нравах?

5 Как личностное отношение к пространству проявляется в восприятии этнического облика и нрава?

6 Назовите этнические образы, возникшие на основании характеристик по хозяйственно-культурному типу

К ЛЕКЦИИ 7

1 В чем состоит различие большой и малой традиции, выделенное Р Редфилдом?

2 Назовите примеры этнографических групп России

3 Каковы главные факторы областных и локально-этнографических групп?

4 Каково значение коллективной ментальности в сложении этнических групп?

К ЛЕКЦИИ 8

1 Почему в этнологии локальный тип выделяется по комплексу признаков?

2 Чем типология отличается от классификации и систематики?

3 В чем состоит различие между формально-морфологическими признаками и признаками — условиями этнологического явления?

4 Как идейно-эстетические представления связаны с этнической традицией?

5 Какое место занимает пережиток в историко-этнологическои типологии?

6 Что такое типологический ряд?

К ЛЕКЦИИ 9

1 Что представляет морфема ландшафт в ранних видах жилища ?

2 Что можно сказать об оппозиции жилище — дорога?

3 Как функционирует образ «идеального дома» ?

4 Что представляют стили жилища и его типы?

5 Чем можно объяснить пищевую тревогу по отношению к продуктам зеленогоили красного цвета?

6 Почему продукты с твердой субстанцией ближе к архетипу пищи чем с мягкой?

7 Чем объяснить странное неприятие некоторыми народами грибов и пшсничтого хлеба?

К ЛЕКЦИИ 10

1 Почему соразмерность телу человека — качество именно вещей?

2. Как веши входят в систему жестов и аффектов?

3 Чем объяснить ритуальное овещение человека?

4 Почему в архаических культурах вещи имеют свои личные имена?

5 Почему вещи архетипично «округлы»?

К ЛЕКЦИИ 11

1 Какую мысль несет выражение «одежда — внешнее тело» ?

2 Что представляют собой механизмы витальности?

3 Какова роль одежды в динамике «внешнего» и «внутреннего» тела?

4 Какова роль стыда в генезисе одежды?

5 Как одежда используется в обрядах приманивания счастья?

6 Какова роль одежды в структуризации времени?

К ЛЕКЦИИ 12

1 Что включает в себя понятие «кинесика»?

2 В чем различие сферы кинесики (жестов) рук и ног?

3 Какова роль жестов в психологической перестройке индивида (фасцинация) ?

4 В чем состоит кинесический опыт человека?

5 Какую роль в структуре жеста играет контрагент?

К ЛЕКЦИИ 13

1 В чем заключается интенция здоровья?

2 Почему в народных культурах разнообразные критерии здоровья?

3 В чем состояло различие между эмпирической и ритуализованяои медициной на Древнем Востоке?

4 В чем суть образов запасения здоровьем вроде Ивана Купала?

5 Как поддерживается средствами культуры гомеостаз организма?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

6 Чем обряд возрастной инициации помогает нам реконструировать архетип здоровья?

7 Как строятся заговоры заклинания здоровья?

8 В чем признаки перехода от традиционного постулата коллективного здоровья к новой парадигме здоровья как личной ответственности?

К ЛЕКЦИИ 14

Почему охотничья добыча распределяется не в пользу охотника (распределение дичи как синтагматический распад) ?

2 Почему демиурги культуры маргинальные существа?

3 Почему культура может оказаться опасной?

4 Почему можно ритуальную нечистоту интерпретировать как «бегство от чудакультуры» (термин ВС Библера)?

К ЛЕКЦИИ 15

1 Почему так устойчиво держится обычаи гостеприимства один из древнейших?

2 Какова была точка зрения на происхождение гостеприимства у истории к религии Робертсона Смита?

3 Почему лучшее время для гостевания наступает к вечеру?

4 Почему гость аналогичен приходящему божеству Дионису?

К ЛЕКЦИИ 16

1 Почему в отличие от замужней женщины девушка считается «бездомной»?

2 Почему архаические изображения показывают женскую фигуру рядом со зверем?

3 Почему лунное божество в наиболее древних мифологиях мужчина?

4 Что такое ритуалы девичьего цикла?

5 Почему обществу необходимо преодолевать токсикоз культуры выходом за ее пределы в «образы нереальности» ?

6 Какова культурологическая роль материнских образов в мифах народов мира ?

7 Как развертываются культурогенные редукции нации?

К ЛЕКЦИИ 17

1 Что нового в постановке проблемы добра и зла в исторической этнологии?

2 Почему витальность первобытного человека мешает ему стать историческим?

3 Почему у народов вроде австралийских аборигенов столь легко проявляется агрессивный аффект?

4 Как объяснить «пандемию страха» у первобытных народов?

5 Каким образом стыд формирует важнейшие социальные чувства?

К ЛЕКЦИИ 18

I Почему смех вызывает овешение человека?

2. Каковы должны быть условия для сопоставления поведения обезьян и смехового поведения людей?

3 Почему архаическая концепция разъятого тела имеет отношение к происхождению смеха?

4 В чем сходство смеха с эстетическим переживанием (интерпретируемым по Л.С Выготскому)?

К ЛЕКЦИИ 19

1 Почему обращение с «книгой мертвых» у египтян можно отнести к обрядам

забвения?

2. Почему обычай вроде брачного сидения на шкуре быка можно отнести к

обрядам забвения?

3 Какие пищевые запреты можно связать с обрядами забвения?

4 Почему миф о письменности существует у народов самой архаической культуры?

5 Из чего состояло скифское послание к персидскому царю Дарию?

К ЛЕКЦИИ 20

1 Как связана проблема письма с ээотеризмом?

2. Кто были хранители эзотерического знания?

3 Что такое магические книги?

4 В чем состоит сюжет и смысл мифа о съеденной письменности7

5 Чем сходно лечение смытым письмом с представлением об этническом облике, полученным в результате утраты письма?

6 Почему древнегреческие философы, как например Платон выступали против письма?