logo
Этнология

III. Этническое самосознание.

Этническое самосознание – это основной и обязательный признак этноса. Его можно определить как сознание людьми своего единства и отличия от других этносов. Можно дать и более развернутую характеристику: этническое самосознание – это комплекс стереотипов, который в массовом сознании людей соответствует представлениям о «своей» и «чужой» общности. Подчеркнем, что речь идет об осознании принадлежности к своему народу через представления о чужих, чаще соседних, общностях. Стереотипы условно можно свести в оппозицию «свой» - «чужой». А основное содержание этнического самосознания составляют представления о характерных чертах прежде всего «своего» и, в меньшей степени, «чужого» этносов. Причем выделение признаков соседних общностей происходит через сопоставление со свойствами собственной. Нередко то, что применительно к «своим» называется разумной экономией, относительно других именуется скупостью. То, что у «себя» определяется как твердость характера, у «них» может называться упрямством, и т.д. И хотя в целом преобладают положительные самооценки, известны случаи, когда «чужое» оценивалось выше «своего».

В структуру самосознания входят стереотипные представления о своей культуре, точнее, здесь выделены отдельные системообразующие признаки, воспринимаемые в массовом сознании как основные для данной культуры, либо вообще принадлежащие только ей. В литературе они называются «активными этническими признаками». Так, при сравнении сербов и хорватов, родственных южнославянских народов, одним из основных различительных признаков считается религиозный (конфессиональный): сербы – православные, хорваты – католики. При этом в массовом сознании «не замечаются» группы (пусть малочисленные!) сербов-католиков и хорватов-православных. Эти и многие другие различия просто не воспринимаются как этнически значимые. Стереотипы этнического самосознания субъективны.

Важным компонентом самосознания являются представления о «своем» языке, воспринимаемом как главный признак этноса. Язык – средство коммуникации и знак самосознания. В древности одним из символов чужака, инородца считалась немота либо невнятная речь. Например, от слова «немой» у русских выводилось название «немец», а прозвище «варвары» у древних греков и римлян буквально означает «бормочущие» (от «бр-бр»). Хотя на практике язык представляет собой очень неустойчивую и изменчивую систему, зачастую национальные движения начинались и проходили как борьба за свой язык, его сохранение и чистоту.

Важными в самосознании являются представления об общности членов этноса, либо даже - о кровном родстве. И до сих пор такие выражения, как «братья и сестры», «помощь единокровным братьям» и др., хотя и не адресуются к родственникам как таковым, находят отклик в народной среде. Общность происхождения в массовом сознании народа определяется не только как родство, но и через взгляды об общем историческом прошлом. В коллективной памяти запечатлены образы событий: переселений, битв, действий исторических персонажей. Наиболее значимые из них превращаются в этнические символы. Так, память о битве при Марафоне, о подвиге 300 спартанцев при Фермопилах сохранилась не только у поколений эллинов, но и позднее у их потомков включая наши дни. То же можно сказать о значении Куликовской битвы для русского самосознания, знаковости образа Наполеона для французов, Чингиз-хана для монголов и т.д. При этом стереотипы массового сознания не являются «зеркальным отражением» действительности. Они очень субъективны. Нередко легенды и предания, связанные с трагическими страницами истории, вопреки историческим фактам, повествуют о чудесном вмешательстве героя, победах над врагами и т.д. Этим достигалась своеобразная психологическая компенсация, помогавшая людям сохранять сплоченность, объединять усилия для преодоления трудностей.

В структуре самосознания также можно выделить представления, которые ассоциируются с образом «своей территории», «своей земли». Они включают представления об особенностях ландшафта, реках, природных объектах. Например, одним из символов России является река Волга, ту же роль играет гора Арарат для армян и т.д. Роль этнических символов также играют животные, птицы, растения (береза – для восточных славян, кленовый лист для канадцев и др.). Эти объекты входят в геральдику, становятся частью государственной символики; с ними связаны песни, предания, обрядовые действия.

Этническое самосознание является динамичной системой, что проявляется в изменении содержания ее составных компонентов. Например, для русичей XII в., судя по «Слову о полку Игореве», территория Подонья и Приазовья являлась землей «чужой и незнаемой», а о Сибири они вообще не имели представления. В массовом сознании русских, советских людей 1950-70-х гг. православие не воспринималось в качестве базового компонента русской культуры, ее стержня.

В системе самосознания также сочетаются общеэтнические представления (например, мы – грузины), с пониманием территориальной (мы – коренные жители Тбилиси) и локальной, этнографической (мы – хевсуры, имеретинцы, пшавы и т.д.) принадлежностью. Последнее объясняется этнографической неоднородность этноса, который делится на локальные группы (см. ниже); причем групповое самосознание может выступать наравне с общеэтническим, либо противопоставляться ему (мы не русские, а – казаки!). Наконец, этническое самосознание связано с социальным. Этносы социально неоднородны: делятся на сословия, профессиональные, конфессиональные (религиозные), возрастные и другие группы. Следовательно, в самосознании на уровне групп наряду с общеэтническими (и даже надэтническими – христианскими, мусульманскими и др.) компонентами будут присутствовать и такие, которые присущи именно данным группам. Известны примеры, когда представители элитарных слоев стремились подчеркнуть свое происхождение от завоевателей, раннего аборигенного населения либо других инородческих групп.

Этническое самосознание принято считать основным признаком этноса, а его появление означает завершение процесса формирования этноса или – этногенеза (см. ниже).