Хvi. Классификации ритуальных форм.
Классификации ритуальных форм многочисленны и субъективны. Одна из наиболее распространенных в отечественной науке классификаций выделяет следующие виды обычаев и обрядов:
церковные (например, обряд /«таинство»/ миропомазания в православной церкви: крещеному младенцу священник помазывает крестообразно мирром лоб, глаза, уши, рот, ноздри, грудь, руки и ноги, каждый раз говоря «Печать дара Духа Святого. Аминь». Считается, что через это таинство Дух Святой вселяется в душе новокрещенного, освящает все его способности и подает ему духовные силы для новой жизни);
связанные с общественной и государственно-политической жизнью (например, введение в должность Президента);
профессиональные: воинские (принятие присяги, парады и т.д.), цехово-ремесленные, врачебные, торговые, артистические, студенческие и др.
календарные - т.е. приуроченные к определенным временным датам;
семейные - те, что приурочены к важнейшим семейным событиям: брак (свадебные обряды); рождение ребенка (родильные и крестильные обряды), похороны и поминки по умершим членам семьи, инициации и др.
Однако все эти обычаи и обряды нередко соприкасаются и не всегда их можно разграничить. Например, многие праздники, приуроченные к календарным датам, отмечаются «по-семейному». С другой стороны, у многих народов сохраняется обычай справлять чисто семейные свадебные обряды в предписанные традицией сроки (октябрь, январь). Чисто воинские обряды (при всей замкнутости воинских корпораций) иногда бывают в известной мере общенародными (парады). В первобытных обществах обряды инициации девочек проходят часто индивидуально, в семье, а обряды инициации мальчиков носят общественный, коллективный характер.
Кроме того, обрядовые действия могут быть:
магические (например, магическими являются обряды вызывания дождя. Для этой цели южные славяне разрушали муравейник, разгребая его палкой; при этом расползающиеся муравьи символизировали и магически вызывали капли дождя. Сербы, разгребая муравейник, произносили специальное заклинание: «Сколько муравьев, столько и капель!».
символически-демонстративные (так, в последний день Масленицы, «Прощеное воскресенье», просили у родных и знакомых прощения за нанесенные обиды. Прощание заключалось в поцелуе и низком поклоне и звучало так: «Прости меня, пожалуй, буде чем виноват пред тобой!»
игровые (например, на святки справляли шуточные свадьбы: выбирали «невесту», «жениха», «свата», «тещу» и т.д. и воспроизводили элементы реальной свадьбы. Невеста должна была пройти ряд испытаний - прыгнуть через плаху с лучиной и т.п. Если она не проходила испытаний, жениха били).
Для поздних обрядов характерно развитие символических и игровых элементов и выпадение или трансформация магических.
- Введение
- I. Этнография и этнология.
- II. Этнос.
- III. Этническое самосознание.
- IV. Этноним.
- V. Этногенез.
- VI. Этническая история.
- VII. Этническая территория.
- VIII. Иерархия этнических общностей.
- Iх. Этническая (традиционная, бытовая) культура.
- Х. Классификации элементов культуры.
- Хi. Материальная культура.
- Хii. Духовная культура.
- Хiii. Обычаи и обряды. Общая характеристика.
- Хiv. Компоненты обычаев и обрядов.
- Хv динамика ритуальных форм.
- Хvi. Классификации ритуальных форм.
- Хvii. Функции обычаев и обрядов.
- Хviii. Динамика культуры
- Программа
- Тема 3. Основные понятия этнологии.
- Тема 6. Этническая культура.
- Тема 8. Элементы духовной культуры: обычаи и обряды.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Методические рекомендации к написанию реферата
- Оформление
- Содержание
- Этнографические понятия и термины