Хii. Духовная культура.
В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуальной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические представления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо – сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.
Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традиционном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, веками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!
Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным. Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места, на которых разворачивается действие.
Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др., нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).
В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.
В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной культуре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста – не просто материальные предметы домашнего обихода, но и – объекты обрядовых действий, связанные с гаданиями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.
Все сказанное объясняет необходимость применения и других классификаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вышеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.
- Введение
- I. Этнография и этнология.
- II. Этнос.
- III. Этническое самосознание.
- IV. Этноним.
- V. Этногенез.
- VI. Этническая история.
- VII. Этническая территория.
- VIII. Иерархия этнических общностей.
- Iх. Этническая (традиционная, бытовая) культура.
- Х. Классификации элементов культуры.
- Хi. Материальная культура.
- Хii. Духовная культура.
- Хiii. Обычаи и обряды. Общая характеристика.
- Хiv. Компоненты обычаев и обрядов.
- Хv динамика ритуальных форм.
- Хvi. Классификации ритуальных форм.
- Хvii. Функции обычаев и обрядов.
- Хviii. Динамика культуры
- Программа
- Тема 3. Основные понятия этнологии.
- Тема 6. Этническая культура.
- Тема 8. Элементы духовной культуры: обычаи и обряды.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Методические рекомендации к написанию реферата
- Оформление
- Содержание
- Этнографические понятия и термины