logo
Этнология

Хii. Духовная культура.

В этот понятийный блок входят различные формы фольклора, ритуальной деятельности (обычаи, обряды), этические нормы, эстетические представления, знания, правовые нормы и др. Иначе говоря, духовная культура представляет собой информацию, которая существует в коллективной памяти этноса (либо его части), передается из поколения в поколение путем рассказа или показа и проявляется в определенных формах поведения. Подчеркнем, что она должна проявиться материально либо осязаемо. Например, песни (либо – сказки, пословицы, поговорки и т.д.) должны быть исполнены, услышаны или записаны. Только в таком случае информация будет сохраняться и передаваться из поколения в поколение. Таким образом, в «чистом виде» реалии духовной культуры существовать не могут.

Тезис о влиянии реалий духовной культуры на поведение людей можно подтвердить обратившись к обрядовой практике. Даже в современном обществе ритуалы сопровождают все значимые этапы и события в жизни людей (вступление в брак, рождение ребенка, начало трудовой деятельности, смерть и т.д.). И тем большую роль обычаи и обряды (см. ниже) играли в традиционном и первобытном обществах. Неписаные правила, освященные мифами, религией, авторитетом предков или просто старших членов коллектива, веками регулировали поступки человека. Даже невольное нарушение строгих запретов, например, употребление в пищу табуированных продуктов, могло вызвать психологический шок и нередко даже смерть!

Само разграничение культуры на материальную и духовную является условным. Во-первых, ритуалы включают материальные компоненты: обрядовая пища и одежда, культовые предметы, особые места, на которых разворачивается действие.

Во-вторых, подобное разграничение некорректно, когда речь идет о произведениях искусства (например, живописные полотна, скульптура и др., нотные записи, музыкальные инструменты и т.д.).

В-третьих, изящество и красота многих предметов народного обихода (яркие праздничные одежды, орнаментированная керамика, разукрашенные прялки, сундуки, шкатулки) зачастую позволяет рассматривать их как произведения искусства, выдвигать на первый план эстетические, а не утилитарные функции.

В-четвертых, предметы, традиционно относимые к материальной культуре, в иных ситуациях сами выполняют ритуальные функции. Например, веник, горшок, ложка, дежа для теста – не просто материальные предметы домашнего обихода, но и – объекты обрядовых действий, связанные с гаданиями, заговорами, свадебными и др. ритуалами.

Все сказанное объясняет необходимость применения и других классификаций, также имеющих ограниченный характер, но позволяющих изучать все многообразие этнографических фактов. В том числе используется и вышеназванная, при которой реалии этнокультуры сводятся в два понятийных блока: материальную и духовную культуру.