logo
Этнология

VIII. Иерархия этнических общностей.

Этнические общности образуют иерархические структуры, изучению которых уделяется много внимания в специальной литературе.

Иерархия – это слово греческого происхождения («иерос» – священный, «архэ» – власть, т.е. буквально - «священновластие»), обозначающее расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Также можно сказать, что иерархические системы – это те, в которых все элементы взаимосвязаны и расположены в порядке убывания. Иерархию этнических общностей условно можно представить в виде трехступенчатой пирамиды, ступени которой соответствуют трем уровням: макроуровню, основному и микроуровню. Рассмотрим их подробнее.

На макроуровне находятся «метаэтнические общности», или «метаэтносы». Определения этого понятия можно свести к двум основным. Так, порой под ними подразумевают совокупность этносов, проживающих на одной территории и имеющих общие системообразующие культурные признаки. К числу таковых можно отнести язык, религию, основные направления хозяйственной деятельности. Например, мусульманские народы Средней Азии или кочевые народы Центральной Азии. В обоих случаях мы имеем дело с фактом проживания этносов на общей территории с одинаковыми экологическими условиями. Следовательно, между ними складываются общие признаки, обусловленные контактами, близостью культур (ислам или кочевое скотоводство), природно-климатическими условиями. Подчеркнем, что «общая религия» влияет на обрядность, стереотипы поведения, праздники. То же самое можно сказать о хозяйстве, добавив, что этот компонент культуры влияет на костюм, тип жилища, орудия труда и др. В приведенных примерах речь идет не просто об одинаковых культурных признаках, а именно о системообразующих, которые влияют на другие признаки, определяют облик культуры в целом.

Имеется и другое определение понятия «метаэтнические общности», которое носит более «узкий» характер. Они определяются как совокупность родственных этносов, т.е. имеющих общее происхождение, генетические корни. Например, славяне, арабы и др. Общность происхождения зачастую связана с единой территорией, порой – государственной принадлежностью. Это, а также такие факторы как язык, хозяйство, религия и т.п., определяют культурно-бытовую близость, общие черты в этническом самосознании и психологии.

Итак, при разных определениях понятия «метаэтнические общности» общее состоит в том, что в обоих случаях речь идет о группах или совокупностях этносов.

Следует подчеркнуть, что метаэтносы – реально существующие, а, главное, сознаваемые общности. Можно выделить периоды, когда самосознание на этом уровне будет превышать этническое, т.е. население будет сознавать себя в первую очередь тюрками (а не азербайджанцами или туркменами), латиноамериканцами (а не мексиканцами либо перуанцами), мусульманами (а не пуштунами или таджиками). Как следствие, появляются идеологические системы надэтнического характера: панисламизм, пантюркизм, панславизм.

Основной уровень иерерхии представлен этносами, определение и характеристика которых уже приводились ранее. Добавим, что объективно человек принадлежит и к этносу, и к метаэтносу. Например, русский одновременно является славянином.

Последняя ступень иерархии, так называемый микроуровень, представлена внутриэтническими образованиями, в названии которых имеются разночтения. Рассмотрим примеры. В составе русского (великорусского) этноса выделяются такие группы как казаки (донские – самая крупная из них), поморы, старообрядческие группы в Сибири и на Дальнем Востоке и др. В состав азербайджанского входят айрумы, карапапахи, падары, афшары, шахсевены и др. Мы видим, что этносы неоднородны как в социальном, территориальном, антропологическом, так и в этнографическом отношениях. Условно можно выделить несколько причин, в силу которых формируются внутриэтнические образования.

Во-первых, назовем расовые и антропологические признаки. Этносы неоднородны в этом отношении. Различия могут сознаваться на уровне массового сознания, проявляясь через стереотипные формы поведения, более того – отражаться в нормативных актах. Примером такой группы можно назвать афроамериканцев или негритянское население США, являющееся частью североамериканского этноса. В научной литературе такие группы называют этнорасовыми.

Во-вторых, внутриэтнические образования могут формироваться по причине незавершенности процессов ассимиляции, когда вошедшие в состав других этносов группы не до конца утратили культурную специфику, а в самосознании сохраняют память о прежнем «инородном» происхождении. Например, сарты в составе каракалпакского этноса или потомки чеченских переселенцев – гуноевцы среди русского населения Северного Кавказа.

В-третьих, причиной может стать территориальная изоляция, когда отдельные группы одного этноса оказываются оторванными в силу разных причин от основного этнического массива. Изоляция может законсервировать культурно-бытовые особенности. Например, потомки русских старообрядцев на Колыме и в Забайкалье сохранили черты культуры, присущие XVIII и даже XVII вв. Возможен и другой вариант, когда отделившаяся от основного массива группа, попадая в иноэтническое окружение, начинает воспринимать культурные реалии последнего. В результате может сложиться модель культуры (субкультура), по многим признакам отличающаяся от основной. Может произойти не закрепление и консервация элементов культуры, а явление прямо противоположное. Группы, сложившиеся в результате территориального отрыва и относительной изоляции, в литературе обычно называют этнотерриториальными. В качестве примера можно назвать греков, живших в колониях в Северном Причерноморье (танаитов, боспорцев, ольвиополитов и др.), чей облик и поведение значительно отличались от стандартов, принятых в метрополии; черкесо-гаев, армянскую группу на Кубани, которая, по словам современников, практически не отличалась от соседей-черкесов.

В-четвертых, могут повлиять религиозные отличия. Этносы нередко неоднородны в конфессиональном отношении. Здесь имеются в виду как собственно религиозные различия (например, оппозиция христиане – мусульмане), так и принадлежность к разным направлениям в рамках одной конфессии. Большинство армян являются христианами-монофизитами, однако, среди них имеются группы католиков, протестантов, даже мусульман (т.н. хемшины).Данный фактор сильно влияет на культуру и самосознание коллективов, способствуя формированию внутри этносов этноконфессиональных групп. Пример тому – кяршены (татары-христиане), уже упоминавшиеся хемшины (армяне-мусульмане), аджарцы (грузины-мусульмане), русские старообрядческие группы (семейские, каменщики, «поляки» и др.).

В-пятых, большую роль в формировании групп внутри этносов может сыграть наличие у населения в прошлом либо настоящем особого социального статуса (например, сословного). Социальная обособленность может со временем перерасти в культурно-бытовую, этнографическую; повлиять на самосознание, психологию. Примером могут быть шахсевены в Азербайджане, словацкие ходосы, хорватские граничары, цахуры в монгольском этносе. И конечно же – группы русских казаков, причем донские рассматриваются здесь как своеобразный эталон. В литературе для их обозначения используются названия этносоциальные либо сословно-этнографические группы.

Следует уточнить, что наименования носят условный характер, поскольку, как правило, действует не один, а несколько факторов. Более того, их роль меняется в разные периоды. На наш взгляд, удобнее использовать термин «локальные группы», используя его в качестве универсального обозначения.

Самосознание в локальных группах может быть сильно выражено и в некоторых случаях противопоставляться общеэтническому. Если обратиться к примерам этнических противоречий или конфликтов, то можно увидеть, что они могут развиваться как между этносами (межэтнический уровень), так и внутри их (внутриэтнический уровень). Например, противоборство между католиками и протестантами, относящимися к одному, ирландскому этносу в Северной Ирландии; либо противостояние ливанских христиан (маронитов) большинству своего этноса, исповедующего ислам.

Во многих работах, когда рассматриваются внутриэтнические образования, выделяются этнографические и субэтнические группы (общности). Последние порой также называются этническими. При существующих расхождениях, преимущественно терминологического характера, их можно определить следующим образом.

Этнографические группы – это крупные образования, которым присущи общие культурно-бытовые признаки, территория, диалектные особенности; но у них отсутствует общее самосознание. Перед нами аморфные общности, члены которых объективно обладают особенностями, но не осознают их. Например, русское население Европейской части России делится на северную и южную группы, но человек не назовет себя, например, «южным великоруссом», но обозначит либо принадлежность к территориальной общности (например, по месту жительства – «саратовский», «воронежский»), либо – к локальной группе (донской казак).

Субэтнические группы – это четко выраженные локальные образования, члены которых обладают культурно-бытовыми и диалектными особенностями, но главное - им присуще общегрупповое самосознание. Мы можем назвать донских, кубанских и других казаков, поморов на русском Севере, некрасовцев и т.д. Групповые особенности здесь четко сознаются, а «своя» общность может даже противопоставляться этносу в целом. Например, самосознание донских казаков может выражаться в категорической форме: «Мы не русские, а – казаки! Казаки произошли от казаков!». Именно на уровне субэтносов возможно противостояние между этносом и его частью.

Здесь имеются спорные моменты. Так, некоторые ученые (такие как Л.Н.Гумилев) склонны обозначать все внутриэтнические образования (локальные группы) как субэтносы. Другие осторожнее в выводах, но при такой осторожной позиции не называются критерии, позволяющие считать одни локальные группы субэтносами, а иные – нет. Данная проблема еще требует своего разрешения. В завершение хотелось бы подчеркнуть, что иерархия этнических общностей – не умозрительная конструкция, а реально функционирующая, сознаваемая совокупность общностей. Их изучение имеет не только научное, но и практическое значение.