Хv динамика ритуальных форм.
Обычаи и обряды могут изменяться - как в наглядной форме (исчезать, появляться), так и в скрытой (когда обряд сохраняется, но теряет свой первоначальный смысл). Например, и сейчас в первые дни Фоминой недели (т.е. недели, следующей за пасхальной) люди посещают кладбища, подновляют могилы, устраивают на могилах трапезу, поминают умерших. Сейчас - это как бы дань памяти умершим. Но первоначальный смысл всех этих обрядов был несколько иной. Согласно народным, языческим по сути своей, верованиям в этот период предки посещают землю и свои дома. Поминальные обряды должны были обеспечить умершим достойное их пребывание на земле и благополучное возвращение на тот свет. Предусматривались и некоторые меры защиты от проникновения предков непосредственно в дома людей (дома обсыпали маком, жгли «страстные» свечи и т.п.). С представлением о необходимости «проводить» предков обратно на тот свет связывался и один из первых дней Фоминой недели, который так и назывался - «Проводы». Как видите, богатый, насыщенный первоначальный смысл обряда практически выветрился из памяти народа, остались лишь его внешние формы.
Исследователи разграничивают две стороны обряда - форму и функцию. В истории обряда может случиться, как в приведенном выше примере, что форма сохраняется, как бы застывает, окаменевает, а функция выветривается, забывается.
Иногда может изменяться форма, а функция - оставаться. Например, русский свадебный обряд в ХIХ в. и в ХХ в. имел различную форму, но функция оставалась одной и той же – оформление образования новой семьи.
Известны случаи, когда, несмотря на явное сходство формы, обряды оказываются совершенно разными. Например, в похоронной обрядности одежда, одетая наизнанку - знак принадлежности потустороннему миру, показатель того, что в ином мире все со временем примет свой прежний вид. В то же самое время «столешники» (скатерти), накрытые на столы для свадебного пира «наизнанку», служат оберегом от сглаза.
Основная линия исторической эволюции обрядов заключалась, видимо, в постепенном выветривании первоначального традиционно религиозного содержания, сакрального значения, связанного с религиозно-мифологическими представлениями, и постепенном преобладании профанного, часто игрового, смысла. Обряд вообще близок игре: целью и обряда, и игры выступает сама деятельность как таковая, а не ее практический результат. Но обряд требует, чтобы его участники были убеждены в истинности тех идей, образов и представлений, которые воплощает в себе обрядовое действо. Обряд предполагает серьезное к себе отношение. Игра - прежде всего развлечение, в котором люди ставят себя в воображаемые «проблемные ситуации» и ищут из них выхода. В тех случаях, когда в игре содержатся символические образы, они не принимаются всерьез, а выступают как своеобразная забава. Превращение обряда в игру свидетельствует об архаичности символического содержания данного обряда, о том, что оно уже не принимается современниками всерьез.
- Введение
- I. Этнография и этнология.
- II. Этнос.
- III. Этническое самосознание.
- IV. Этноним.
- V. Этногенез.
- VI. Этническая история.
- VII. Этническая территория.
- VIII. Иерархия этнических общностей.
- Iх. Этническая (традиционная, бытовая) культура.
- Х. Классификации элементов культуры.
- Хi. Материальная культура.
- Хii. Духовная культура.
- Хiii. Обычаи и обряды. Общая характеристика.
- Хiv. Компоненты обычаев и обрядов.
- Хv динамика ритуальных форм.
- Хvi. Классификации ритуальных форм.
- Хvii. Функции обычаев и обрядов.
- Хviii. Динамика культуры
- Программа
- Тема 3. Основные понятия этнологии.
- Тема 6. Этническая культура.
- Тема 8. Элементы духовной культуры: обычаи и обряды.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Методические рекомендации к написанию реферата
- Оформление
- Содержание
- Этнографические понятия и термины