logo
Этнология

Х. Классификации элементов культуры.

Названный термин происходит от сочетания латинских слов «классис» - разряд и «фасцере» - делать. Можно сказать, что классификация означает распределение тех или иных объектов (в данном случае элементов, составляющих культуру как единую систему) в зависимости от их общих, взаимосвязанных признаков. Существуют различные классификации, в основу которых положены разные критерии. Все они относительны, так как акцентируют внимание на отдельных свойствах и признаках культуры; субъективны, поскольку используются для решения конкретных целей и служат исследовательским инструментом для ученых. Рассмотрим некоторые из них.

Во-первых, возможно выделение в рамках культуры двух блоков: городской и сельской субкультур. В основе такого подхода лежит факт существования городских и сельских поселений, различные условия жизни в которых формируют и разные культурные модели.

Во-вторых, возможна классификация по географическому принципу, при котором этническая культура рассматривается как совокупность территориальных субкультур. Например, речь идет о культуре русского населения Западной Сибири; либо – только Забайкалья (Приамурья, Северного Кавказа и т.д.). Подобный подход учитывает разнообразие природно-географических условий, а также этнокультурных контактов и влияний.

В-третьих, деление этноса на социумы, наличие в обществе на любых стадиях развития своеобразного социального каркаса (классы, сословия; религиозные, профессиональные и другие группы), позволяет использовать классификацию по социальному критерию. При этом можно выделять культуры (субкультуры) различных групп дворянства, пролетариата, буржуазии, чиновничества и др. А также – религиозных образований: русских молокан, духоборов; армян-хемшинов (мусульман), мхитаристов и т.д.

В-четвертых, применяется классификация по половозрастному принципу, когда в этнической культуре выделяются детская, мужская, женская субкультуры. Подобный подход часто называют гендерным (от греч. «генос» - род, происхождение), причем здесь особое внимание уделяется женской составляющей в культуре.

Имеются и другие классификации. Отметим, что ни одна из них не может отразить всего культурного многообразия. Поэтому в практической работе исследователи как бы комбинируют классификации, вводя помимо этого хронологические показатели. Например, тема может звучать: «Культура сельского (либо – городского, дворянства, рабочих и т.д.) населения Среднего Поволжья во 2-й половине XIX - нач. XX вв.».

Наконец, часто этнографы делят культуру на материальную и духовную (см. ниже). Это не только наиболее распространенная, но и ранняя классификация, возникшая в европейской науке в XIX в.