Хiv. Компоненты обычаев и обрядов.
Ритуальные формы (т.е. обычаи и обряды) представляют собой сложное явление, действо, состоящее из множества компонентов. Эти компоненты можно сгруппировать следующим образом:
материальный компонент: место действия, одежда, пища и др.;
система определенных телодвижений, действий, поз;
вербальный (словесный) компонент: молитвы, заклинания, заговоры, причитания, присловья
психологический, эмоциональный компонент - должен присутствовать определенный внутренний настрой.
Для примера возьмем широко распространенный у многих народов обряд опахивания - он был призван предотвратить или остановить падеж скота. У славян при появлении признаков падежа старухи, вдовы и девушки собирались ночью на окраине села, раздевались, распускали волосы, вооружались печными заслонками, ухватами, косами, серпами, впрягались в соху и вспахивали борозду вокруг села. Считалось, что болезнь не сможет преодолеть эту границу. Движение обрядовой процессии сопровождалось страшным шумом, визгом, пелись специальные обрядовые песни. Всех, кто попадался им на пути, избивали, животных могли даже убить, т.к. считалось, что болезнь принимает вид живого существа (Коровья смерть - представлялась в виде коровы, кошки, собаки или в облике коровьего скелета). В этом обряде четко прослеживаются все вышеуказанные компоненты.
Другой пример - святочные ряжения. Так, в Архангельской области записан следующий рассказ: «На святки покойником рядились. Плетни ранешние были, вроде санок. Растянули простынь, его [парня] повалили. Один ходит, кадит. Кадило вроде настоящее. И поют:
Покойник, покойник, Умер во вторник. Стали кадить - Он из-под савана глядит.
Покойник встает и бежит».
Это пример «покойницких игр», генетически связанных с древнеславянскими похоронными обрядами, культом предков, которые к началу ХХ века превратились в веселое представление, комическое воспроизведение эпизодов похорон. Материальный компонент здесь представлен санями, простыней-«саваном», кадилом. Система телодвижений и действий включала поведение «покойника», «кадильщика», «похоронной» процессии. Налицо и эмоциональный компонент - вначале «похорон» участники настраиваются на серьезный лад, воспринимают действо как реальные похороны, и лишь после того, как «покойник» встает, настроение меняется и становится игровым, веселым. Вербальный ряд представлен приведенной выше песней.
- Введение
- I. Этнография и этнология.
- II. Этнос.
- III. Этническое самосознание.
- IV. Этноним.
- V. Этногенез.
- VI. Этническая история.
- VII. Этническая территория.
- VIII. Иерархия этнических общностей.
- Iх. Этническая (традиционная, бытовая) культура.
- Х. Классификации элементов культуры.
- Хi. Материальная культура.
- Хii. Духовная культура.
- Хiii. Обычаи и обряды. Общая характеристика.
- Хiv. Компоненты обычаев и обрядов.
- Хv динамика ритуальных форм.
- Хvi. Классификации ритуальных форм.
- Хvii. Функции обычаев и обрядов.
- Хviii. Динамика культуры
- Программа
- Тема 3. Основные понятия этнологии.
- Тема 6. Этническая культура.
- Тема 8. Элементы духовной культуры: обычаи и обряды.
- Тема 7.
- Тема 8.
- Тема 9.
- Методические рекомендации к написанию реферата
- Оформление
- Содержание
- Этнографические понятия и термины