logo
Этнология

9. Этнопсихологическое направление в американской культурной антропологии.

Абрам Кардинер (1891-1981). В двух своих трудах - «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943) - он изложил в обобщенном виде основные идеи этнопсихологической школы. Он считал, что личность человека начинает формироваться сразу после рождения. Это происходит под действием внешней среды, через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе.

Рут Бенедикт (1887-1948): «Модели культуры» (1934), «Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфи¬гурации культур в Северной Америке» (1932), «Хризантема и меч». Главный постулат ее концепции - наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены этосом культуры, определяющим не только, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и содержание этих элементов.

Маргарет Мид (1901-1978): «Культура и мир детства», разрабатывала метод исследования национального характера (национальной культуры). Этот метод представлял собой попытку изучения документов, относящихся к современности, так, словно бы изучалась культура прошедших веков. Мид выделяла три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений. В соответствии с особенностями детства, Мид выделяла три типа культур: постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников; конфигуративный, где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников; префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей.

Заслуга этнопсихологической школы в развитии этнологии состояла в следующем:

-была высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных для членов той или иной культуры;

-впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;

-были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации;

- была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.