logo
Этнология

40. Народы Западной Африки.

Гвинейское побережье и Западный Судан отличаются значительной этнической пестротой, но с точки зрения исторической и этнографической их можно рассматривать как единую историко-географическую область.

Земледелие Западной Тропической Африки основано исключительно на мотыжной обработке почвы. Основное земледельческое орудие — мотыга.

Подбор сельскохозяйственных культур соответствует природным условиям различных районов. Население Западной Тропической Африки выращивает рис, кукурузу, просо, фонио, маниоку, бататы, бобовые, арахис, сахарный тростник, перец, дыни, тыкву, табак.

Животноводство было развито относительно слабо. Недостаток мясной пищи восполнялся за счет охоты и рыболовства.

Народы Западной Тропической Африки с давних пор отличались высоким развитием домашнего и ремесленного производства. Все предметы домашнего обихода — всевозможные изделия из дерева, кожи, ткани — и сейчас изготавливаются самими крестьянами. Широко распространено ткачество. Главным центром изготовления и окраски тканей был и остается город Кано.

Ремесленники хауса достигли высокого искусства в обработке кожи; ее дубят, окрашивают, превращают в тонкий и дорогой сафьян. Особым способом изготовляют из бычьей кожи плотные сосуды танду для масла и меда. Из обычной кожи вырабатываются кожаные сумки и мешки для перевозки тяжестей, пояса, обувь, седла, высокие сапоги для верховой езды и многое другое.

Западноафриканские кузнецы, сохраняющие одну из почетных ремесленных корпораций, издавна умели выплавлять из руды железо и медь и обрабатывать их.

Наибольшее развитие художественное ремесло получило у прибрежных народов - у иве и фон в Бенине, у ашанти в Гане, у йоруба в Нигерии, у бамум в центральном Камеруне. Уже в глубокой древности в Юго-Западной Нигерии, в священном городе йоруба Ифе, местные мастера создали превосходные образцы скульптуры из терракоты слоновой кости и бронзы. Искусство Ифе оказало большое влияние на Бенин, где в XVI—XVII вв. сложился собственный центр художественного бронзового литья и резьбы по кости.

Бронзовые скульптуры средневекового Бенина обычно отливались посредством техники «потерянного воска». Бенинские ремесленники умели изготовлять различные предметы—от миниатюрных фигурок животных до крупных скульптурных изображений царей и предков, огромных бронзовых горельефов, которыми украшались дворцы бенинских владык.

Численно преобладающее над городским сельское население Западной Африки живет большими деревнями. Жилища сооружаются из дерева и глины и имеют

различные формы.

Типичная одежда западных африканцев — широкая рубаха (бубу) и шаровары у мужчин а у женщин — сшитая из нескольких полос ткань, которой обертывают туловище от

пояса до лодыжек.

Все жители Гвинейского побережья носят набедренные повязки. Мужчины, кроме того, одеваются в рубахи и короткие штаны, а женщины — в кусок пестрой ткани, повязанной выше талии и спадающей до лодыжек в виде юбки; верхняя часть тела остается обнаженной.

Даже у наиболее развитых народов Гвинейского побережья, знавших сословно-кастовое расслоение и государственность, долгое время сохранялись, правда в трансформированном виде, стойкие пережитки первобытнообщинных связей и отношений.

В наименее развитых обществах с первобытнообщинными отношениями долго сохранялись и более явственные порядки материнско-родового строя: например, и в замужестве женщина сохраняла полную принадлежность к своему матрилинейному роду и пользовалась такими же правами, как и мужчина, вплоть до свободы расторжения брака. Правда, дети от прекращенного брака оставались в семье мужа.

Патриархальные отношения в наиболее развитой форме отмечены у кочевых фульбе, которые в конце XVIII в. создали крупное политическое объединение — имамат.

У народов Западной Тропической Африки сложились развитые религиозные представления, отражавшие конкретные условия их жизни.

Отмечены общинные культы духов и богов-покровителей. Эти существа представляются в антропоморфном, нередко чудовищном виде. У некоторых народов Нигерии такие божества почитаются в виде животных (пережиток тотемизма). Здесь же распространена вера в личных фетишей.

Одним из интереснейших институтов являются тайные союзы - многочисленны, прочно организованы, очень влиятельны.

Мужские союзы Западной Тропической Африки не столько были направлены против материнско-родовой, сколько в условиях складывающихся здесь форм примитивной государственности выполняли судебные и полицейские функции при местных вождях и правителях. Союзы, опираясь на грубую силу, взыскивали налоги, занимались вымогательством и расправой с политическими противниками в угоду и пользу своим правителям. Все это делалось под оболочкой религиозных обрядов и было связано со сложной системой анимистических представлений и магических действий.

Эти союзы существуют и сейчас, но их тайный характер весьма относителен.

В Западной Тропической Африке отмечены и женские союзы, в которых пожилые женщины обучают девушек домашнему хозяйству, врачеванию, сообщают им основные сведения о предстоящей брачной жизни. Члены этих союзов совершают также особые религиозные обряды.