logo
Этнология

38. Историко-культурные особенности народов Северной Африки. Материальная культура и общественные отношения народов Северной Африки.

Большинство жителей Северной Африки говорит на арабском языке.

Во всех этих странах население в основном занято сельским хозяйством. Земледельческим является население Египта и отчасти Судана, живущее в плодородной долине Нила. В южной части Демократической Республики Судан мотыжное земледелие сочетается со скотоводством и рыболовством.

Долина Нила обладает неисчерпаемым плодородием. Земледелие в этом районе началось в глубокой древности, люди бросали семена злаков во влажный ил, предоставив растения самим себе, дожидались урожая.

С IV тысячелетия до н. э. древние египтяне начинают практиковать простейшее искусственное орошение и обработку полей мотыгой. Во 2 тыс. до н.э. создается ирригационная система.

Сельскохозяйственный год в Египте делится на три сезона — зимний, летний и осенний. В первый сезон (ноябрь — март) сеют пшеницу, ячмень, лук, бобовые и др.; в следующий сезон (апрель — август) сеют хлопок, лен, конопля, сахарный тростник, рис, кукурузу; осенью (сентябрь — ноябрь) — рис, кукурузу, просо.

Скотоводство в Египте из-за отсутствия пастбищ не получило достаточного развития. Разводят рабочий скот, но его немного.

Арабо-берберское земледельческое хозяйство Магриба имеет свои особенности. Основные районы земледелия здесь — прибрежная полоса и горные долины Атласа. Обилие водных источников, частые дожди и мягкий климат благоприятствуют земледелию и скотоводству. Но в засушливых местностях приходится прибегать к искусственному орошению полей.

Главные продовольственные культуры — пшеница и ячмень, в Марокко – кукурузу.

Арабо-берберские земледельцы разводят виноград, цитрусовые, инжир, миндаль, овощи. В Тунисе широко распространена культура олив. В южной части Магриба одним из главных видов пищи служат плоды финиковой пальмы.

Техника остается весьма отсталой. С глубокой древности до наших дней сохраняются деревянный плуг с железным лемехом, мотыга, ручная зернотерка для размола зерна.

На севере Магриба земледелие сочетается с животноводством, преимущественно молочным. Но в глубинных засушливых районах преобладает кочевое или полукочевое скотоводство. Разводят мелкий рогатый скот. Рабочим скотом служат лошади, мулы, ослы и верблюды.

Сельское население занимается изготовлением глиняной посуды, тканьем циновок и т. д. Скотоводы заняты обработкой шерсти и кожи, ковроткачеством, изготовлением шерстяных Тканей и покрышек для шатров, седел и упряжи, кожаной обуви.

В городах Египта и Магриба развито специализированное ремесло — кузнечное, ювелирное, кожевенное, гончарное и др. Промышленность была развита слабо.

Египетские крестьяне-феллахи живут в небольших деревнях, расположенных в орошаемой зоне нильской долины. Дома строят из сырцового кирпича, одноэтажные, с плоской крышей.

В летнее время пища приготавливается в небольших печах около дома. Едят каши из проса, кукурузы или бобов, овсяные лепешки, кислое молоко, финики, овощи. Излюбленные напитки — черный кофе без сахара, чай, ячменное пиво, кислое молоко.

Традиционный костюм феллаха состоит из хлопчатобумажных штанов и рубахи с длинными рукавами; в холодную погоду на плечи набрасывают плащ из верблюжей шерсти.

Горожане дополняют эту одежду кафтанами и халатами, стянутыми широкими кушаками. Впрочем, в городах обычен европейский костюм.

Египетские женщины ходят в рубашках и длинных платьях традиционно черного цвета. В большом ходу шали и платки, металлические украшения, косметика.

Оседлое население Магриба живет большими деревнями, вытянутыми вдоль дороги. Старинным типом жилища является гурби. Однако более распространены дома арабского типа.

У берберов в горах Атласа, сохранивших старинную сельскую общину, дома в деревнях построены из камня и лепятся вокруг скал.

Кочевники степей не имеют прочного жилища. От палящего зноя и песчаных бурь их укрывает фелидж — широко раскинутый на кольях шатер из верблюжьей или козьей шерсти.

Более трети населения Магриба проживает в городах. Сохранились города с узкими кривыми улочками, одно- и двухэтажными домами. В центре города обязательно расположен базар, он же - средоточие ремесленного производства.

Приморские города имеют временный облик.

Основу национальной одежды магрибцев составляют хлопчатобумажные штаны и рубахи, поверх которых надевается просторный бурнус — накидка.

Пищевой рацион большинства магрибцев состоит в основном из ячменной или кукурузной похлебки, небольшого количества хлеба, картофеля, овощей и фруктов. Кочевниц питаются финиками и продуктами животноводства — кислым молоком, сыром и далеко не всегда мясом.

В общественном строе народов Северной Африки сосуществуют элементы различных социально-экономических укладов. В древности различные стадии раннеклассового общества, а со времени арабского завоевания во всех странах Северной Африки развивались феодальные отношения. У кочевников Магриба и Восточного Судана сохранялся родовой коллективизм. У кочевников существовала и более развитая система неравноправных отношений господствующих и подчиненных племен.

Население внутренних районов Магриба до сих пор не изжило патриархально-общинных и полуфеодальных отношений.

У туарегов Сахары материнского счета родства.

Архаические общественные институты прослеживаются среди кочевников Восточного Судана.