logo
Этнология

32. Материальная культура и быт нардов Юго-Восточной Азии.

Орудия труда развитых народов Юго-Восточной Азии имеют современный облик и, за исключением простейше-0 крестьянского инвентаря, они фабричного производства. Но мотыги далеко не всегда сделаны из металла. Железные мотыги выковывает обычно деревенский кузнец или сам владелец. Но часто мотыга — это всего лишь палка-копалка. Охотничье и боевое оружие чаще покупное, но встречаются и традиционные предметы вооружения: луки и стрелы, иногда отравленные, духовые трубки, мечи, ножи. Традиционное вооружение составляет, как правило, обязательную принадлежность мужского праздничного костюма. У многих народов, например у даяков, мечи считаются священными предметами и передаются по наследству от отца к сыну.

Поселения и жилища в Юго-Восточной Азии очень разнообразны, но вместе с тем имеют и много общего. Земледельцы селятся по большей части вдоль берегов рек, озер, по морскому побережью. Преобладают поселения рядового плана. Кучевые встречаются реже, преимущественно в удаленных от водоемов лесных областях. Обитатели побережий рек, озер и морей нередко проводят всю жизнь на воде, где они устраивают плавучие поселки на плотах и лодках. Горные поселения обычно небольшие, кучевые в плане. В недавнем прошлом широко были распространены укрепленные поселения. Они и сейчас еще встречаются в отдаленных горных местностях, где ведутся межплеменные войны.

Значительная часть народов Юго-Восточной Азии сооружает постройки на сваях, на которые настилается пол, устанавливаются стены и крыша. Материалом для полов жилищ и стен служат бамбук, расщепленные стволы пальм. Крыша обычно двускатная, иногда коническая. Кроется листьями пальмы. Зажиточное население нередко строит теперь коттеджи современного типа из покупных материалов. В городах центральные улицы застроены современными многоэтажными домами, покрыты асфальтом. На окраинах беднота ютится в жалких хижинах сельского типа.

Внутреннее убранство домов в странах Юго-Восточной Азии очень просто и не слишком различается у разных народов. Полы устилаются циновками, на которых сидят и спят. Иногда по стенам развешиваются утварь, старинная посуда, оружие.

Бродячие охотники и собиратели лесистых горных и болотистых областей довольствуются легкими хижинами из бамбука и травы или даже ветровыми заслонами. Одежда. В старину были широко распространены различные виды несшивной одежды, постепенно вытесняемой сшивной. Так, во Вьетнаме мужская одежда состояла из набедренной повязки, широких штанов и короткой куртки или халата. На голову надевали конусовидную шляпу. Традиционный женский костюм состоял из нательной распашной кофты, длинных штанов, в холодное время стеганой куртки или халата. Головной убор составляла плетеная шляпа. И мужчины и женщины носили на ногах сандалии. Излюбленным цветом одежды был белый и черный. В настоящее время традиционная одежда вышла из употребления. Основа традиционного мужского таиландского костюма — широкое полотнище ткани, которое обертывается вокруг бедер. Его конец пропускается между ног и получается род штанов. Старинный женский костюм состоит из куска ткани, которым обертывают бедра на подобие юбки. На плечи набрасывается накидка или надевается жакет. Ходят босиком или в кожаных сандалиях. В настоящее время многие ходят в европейском костюме.

У бирманцев традиционный костюм бытует до настоящего времени. У мужчин 0и состоит из широкого прямоугольного куска ткани, который обертывают вокруг бедер на манер юбки, и распашной рубашки или куртки. Костюм дополняют шляпа и сандалии. Женский костюм схож с мужским, но его покрой шире. Одежда охотников-собирателей джунглей! состоит у мужчин из набедренной повязки или юбочки, у женщин — также из юбочки. Набедренные повязки и юбки делаются по традиции из выделанной коры дерева (луба). Костюм дополняется разнообразными самодельными и покупными украшениями. Широко распространен обычай татуировки из религиозных или эстетических соображении. У некоторых народов принято чернить и подпиливать зубы.