14. Методы исследовательской работы.
Один из наиболее известных и значительных по результатам — сравнительно-исторический метод, разработанный родоначальниками эволюционной школы. Суть: для реконструкции прошлых исторических эпох используются материалы современности или недавнего прошлого, которые рассматриваются как пережитки, реликты этого отдаленного прошлого.
В русской этнографии уже в конце XIX в. утверждался, благодаря Д. Н. Анучину метод комплексного подхода к изучению этнографических и историко-культурных проблем. По убеждению Д. Н. Анучина, денные какой-либо одной науки— этнографии, антропологии, археологии, истории — не могут дать полное и правильное представление о всей сложности истории человеческой культуры. Поэтому необходимо комплексное использование их материалов.
Метод пространственного определения как расселения самих народов, так и особенностей их культуры. Метод картографирования широко применяется при составлении этнографических атласов.
Развитие естественных и точных наук, появление удобной вычислительной техники оказали влияние на распространение методов массового количественного анализа.
Применение методов количественной оценки явлений потребовало перестроить и практику полевой работы. Вместо описательной методики стали применяться методы анкетирования, когда в опросный лист (анкету) выносится группа вопросов, получаемые ответы фиксируются в определенной стандартизированной форме. После накопления материалы поступают на статистическую обработку.
Известен метод полевого наблюдения. Он имеет два направления — стационарный, дающий углубленное изучение, но на ограниченной территории, и экспедиционный, дающий широкий географический охват изучаемых явлений, позволяющий установить области их распространения. Способы обследования во время экспедиций - маршрутный, кустовой.
Функциональный (структурно-функциональный) метод – изучаемый объект рассматривается как система социальных отношений и связей с ним и в нем.
Системный метод – оперирует понятиями комплексности, сложности внутреннего строения явления, системы, структуры и ряда др. Системный метод мысленно расчленяет объект на компоненты, составляющие данное явление, а затем поиск гипотетических и действительных связей между ними. При системном методе исследователь не прямо изучает объект, а образует с ним систему:
1. изучаемый объект
2. исследователь-наблюдатель
3. средства наблюдения, т.е. программа исследования, инструментарий и т.д.
4. метод статистического анализа
5. метод экспертных оценок
6. анкетирование
7. типологический метод
15. Историко-культурное районирование Австралии и Океании и проблемы этногенеза. Основные этапы этнической истории региона. Современная этническая ситуация Австралии и Океании в связи с европейским проникновением.
Австралию и Океанию традиционно делят на четыре историко-этнографические области: Австралию, Меланезию, Микронезию и Полинезию. К Австралии обычно присоединяют расположенный на юго-востоке от нее остров Тасманию. В состав Меланезии включают Новую Гвинею, архипелаг Бисмарка, Соломоновы острова, острова Санта-Крус, Новые Гебриды, Новую Каледонию, Фиджи. Под названием Микронезия объединяют Марианские, Каролинские и Маршалловы острова. Полинезия состоит из групп островов Томга, Самоа, Уоллис, Тувалу, Кука, Маркизских, Гавайских, Новой Зеландии.
Раньше всего были освоены Австралия и Новая Гвинея.
В Австралию первые люди проникли из Юго-Восточной Азии около 40 тыс. лет назад. Древнейшее из известных археологических местонахождений расположено у озера Манго на востоке Австралии. С Австралии миграция двинулась в Тасманию.
Основными занятиями ранних поселенцев в Австралии и Тасмании были охота и собирательство. Каменные орудия пришельцев имели верхнепалеолитический облик.
На Новую Гвинею мигранты попали также из Юго-Восточной Азии не менее 30 тыс. лет назад. Они принадлежали к австралоидной расе.
10 тыс. лет назад на остров мигрировали поселенцы, пользующиеся частично полированными топорами или теслами с линзовидным поперечным сечением.
Потомков всех вышеперечисленных мигрантов на Новую Гвинею называют папуасами.
5 тыс. лет назад мигрировали представители австронезийской семьи. Они осели где-то на северо-восточном побережье Новой Гвинеи или на одном из островов архипелага Бисмарка. Предполагаемый язык этой группы -протоокеанийский. Культура этих переселенцев носила неолитический характер.
Примерно 4 тыс. лет «восточные океанийцы» расселились по северным островам архипелага Новых Гебрид, юго-восточным Соломоновым островам, архипелагу Фиджи и некоторым другим островам.
С Фиджи группа слабо смешавшихся «восточных океанийцев» попала примерно в 1200 г. до н. э. на Тонга, а с последнего архипелага за 1000 лет до н. э. были заселены острова Самоа.
Начиная с рубежа нашей эры, полинезийцы начали свое великое расселение по многочисленным архипелагам Океании.
Европейцы впервые увидели Океанию в 1511. Австралия была открыта европейцами в 1606 г.
Там, где природные условия были достаточно благоприятными, европейцы создали переселенческие колонии, отобрав у аборигенов лучшие земли. Европейское население
преобладало над коренным
На острова с тяжелым, жарким тропическим климатом или на архипелаги, бедные природными въезд из других частей света был незначительным.
Последствия европейской колонизации были очень тяжелыми. Обнищанине населения ряда островов. Аборигенная культура многих океанийских народов либо была полностью разрушена, либо пришла в упадок. Некоторые этнические группы вымерли, другие сильно сократились в численности.
Народы Австралии и Океании оказывали упорное сопротивление захватчикам. Однако экономическая и социальная отсталость коренных жителей Австралии и Океании предопределила исход этой борьбы.
Несмотря на поражения, освободительная борьба океанийцев продолжалась.
Современная культура народов Австралии и Океании в разной мере сохранила свой самобытный характер. В тех случаях, когда контакты аборигенов с европейцами долгое время носили ограниченный характер, культура коренных жителей осталась почти в первозданном виде. На другом полюсе находятся океанийские народы, давно вступившие в тесные связи с европейцами и американцами: у них мы видим лишь остатки традиционной культуры. Однако имеются также этносы, у которых и традиция, и инновация играют весьма значительную, иногда примерно равную роль.
- 1. Предмет и объект изучения этнологии. Понятийный аппарат этнологической науки.
- 2. Классификация народов мира. Географические этнорегионы.
- 3. Антропологическая классификация народов мира.
- 4. Лингвистическая классификация народов мира.
- 5. Хозяйственная классификация и основные хкт.
- 6. Эволюционизм как первая этнологическая теория.
- 7. Человеческое общество как предмет изучения социологической школы и культура в диффузионизме.
- 8. Школа исторической этнологии Франца Боаса и культур. Модели Кребера.
- 9. Этнопсихологическое направление в американской культурной антропологии.
- 10. Теория культуры в функционализме. Основные концепции функционализма Бронислава Малиновского.
- 11. Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
- 12. Современные концепции в этнологии.
- 13. Этнологические источники.
- 14. Методы исследовательской работы.
- 16. Народы Австралии.
- 17. Народы Меланезии.
- 18. Народы Полинезии.
- 19. Народы Микронезии.
- 20. Районирование, основные этапы этногенеза и этнической истории народов передней (Западной) Азии. Современный этнический состав Передней Азии.
- 21. Экономическое развитие и традиционные хкт. Современные особенности экономики стран Передней Азии, связанные с нефтяными разработками.
- 22. Материальная культура народов Передней Азии.
- 23. Семейные и общественные отношения народов Передней Азии.
- 24. Духовная культура народов Передней Азии: образование, театр, лит-ра, архитектура, фольклор и т.Д. Конфессии народов Передней Азии.
- 25. Народы Южной Азии: особенности этногенеза и этнической истории с древнейших времен по современность и их антропологическая и лингвистическая характеристика.
- 26. Традиционные хкт народов Южной Азии в прошлом и настоящем.
- 27. Материальная культура народов Южной Азии: особенности городского и сельского быта, социальный строй и общественные отношения. Семейные отношения у народов Южной Азии.
- 28. Духовная культура у народов Южной Азии: древние эпические произведения; народный театр; музыка и танцы; архитектура; Изобразительное искусство; медицина и система йоги.
- 29. Типы религий у народов Южной Азии.
- 30. Этническая история и особенности антропологического и лингвистического состава народов Юго-Восточной Азии. Современный этнический состав народов Юго-Восточной Азии.
- 31. Разнообразие хкт у народов Юго-Восточной Азии.
- 32. Материальная культура и быт нардов Юго-Восточной Азии.
- 33. Семейные, общественные отношения и общественная организация народов Юго-Восточной Азии. Духовная культура народов Юго-Восточной Азии.
- 34. Историческое прошлое, особенности этногенеза и этнической истории народов Восточной и Центральной Азии. Антропологическая и лингвистическая классификация народов Восточной и Центральной Азии.
- 35.Традиционные хкт и материальная культура народов Восточной и Центральной Азии.
- 36. Социальная организация и современные этнические процессы у народов Восточной и Центральной Азии. Духовная культура Восточной и Центральной Азии.
- 37. Антропологический, этнолингвистический состав населения Африки. Этническая история и социальные структуры народов доколониальной Африки.
- 38. Историко-культурные особенности народов Северной Африки. Материальная культура и общественные отношения народов Северной Африки.
- 39. Народы Северо-Восточной Африки.
- 40. Народы Западной Африки.
- 41. Народы Центральной и Восточной Африки.
- 42. Особенности антропологии, хозяйственного уклада и общественного строя койсанских народов.
- 43. Население Мадагаскара.
- 44. Духовная культура Африки. Современные этнические процессы.
- 46. Традиционная культура индейцев Америки.
- 47. Современный этнический состав Америки.
- 48. Этногенез и этническая история народов Зарубежной Европы и их языковая характеристика.
- 49. Этнология народов средиземноморской историко-этнографической области.
- 50. Народы атлантической и центральной Европы.
- 52. Этнические особенности населения северной Европы.
- 53. Восточнославянские народы: происхождение, этническая история.
- 54. Хозяйство и традиционная материальная культура восточных славян.
- 55. Духовная культура и современные этнокультурные процессы у восточно-европейских народов.
- 57. Хозяйство, материальная и духовная культура народов Урало-Поволжья.
- 58. Народы Прибалтики: особенности этнической истории, материальная и духовная культура народов Прибалтики.
- 59. Особенности антропологического состава, этногенеза и этнической истории; хозяйство, материальная и духовная культура народов Северо-Восточной Европы (карелы, коми, саамы).
- 60. Этнология населения Юго-Восточной Европы (молдаване, гагаузы, калмыки и др.).
- 61. Народы Сибири: этногенез и этническая история народов Сибири. Языки и антропологический тип.
- 62. Традиционное хозяйство и материальная культура.
- 63. Духовная культура народов Сибири. Современная этническая ситуация Сибири.
- 64. Лингвистическая классификация, этногенез и этническая история народов Кавказа.
- 65. Хозяйство и материальная культура населения Кавказа.
- 66. Особенности общественных и семейных отношений у народов Кавказа. Духовная культура народов Кавказа.
- 67. Этногенез и этническая история народов Центральной (Средней) Азии.
- 68. Хозяйство и общественная организация населения Центральной (Средней) Азии.
- 69. Материальная культура народов Центральной (Средней) Азии.
- 70. Духовная культура народов Центральной (Средней) Азии.