logo
Этнология

55. Духовная культура и современные этнокультурные процессы у восточно-европейских народов.

По официальному вероисповеданию русские, украинцы и белорусы относились к православной церкви христианской религии. Но само христианство в народных массах воспринималось как внешний, официальный обряд. Даже святых, канонизированных церковью, крестьяне «приспособили» на роль покровителей своих нужд и интересов. Святой Николай считался патроном ремесленников, торговцев, Георгий-Победоносец слыл покровителем скота и пастухов. Сохранялись и верования «малого пантеона»: мир, по представлениям крестьян, был населен лешими, домовыми, русалками, упырями. Сохранились и суеверные почитания животных (медведя, курицы, ворона). Подобное «язычество» мирно уживалось с церковью. И в церковные обряды вошли некоторые древние обряды (угощение медом в медовый спас, обрядовая каша «кутья» на похоронах и др.). Достаточно полно сохранялся и цикл календарных обрядов — сочельник, масленица, троица, праздник Ивана Купалы. Много следов древних верований сохранилось и в фольклоре (волшебные сказки).

Обрядность, семейная и календарная, была средоточием богатейшего художественного творчества народа (песни, пляски, игры).

В художественной форме народ передавал и исторические предания (русские былины, думы на Украине) и лирические переживания (песни), и юмор, сатиру на господ (бытовые сказки, кукольный театр). Разыгрывались и сложные драмы («Царь Максимилиан», «Лодка»),

Художественная фантазия и мастерство проявлялись и в ремесленных занятиях. Орнамент, расписные сцены украшали предметы быта, утварь, орудия труда, жилище. Уже с XVI в. стали возникать и центры художественного производства: гжель - под Москвой, на Украине - стеклодувные мастерские, волжские села - расписная деревянная посуда, сундуки.

56. Народы Приуралья и Волго-Камья, этногенез и этническая история этих народов.

Особый историко-этнографический регион представляет Волго-Камье, поволжские или казанские татары, чуваши, башкиры, мордва, удмурты (вотяки), марийцы (черемисы).

По расовой принадлежности все названные народы относятся к разным антропологиче­ским типам большой европеоидной расы, сре­ди которых преобладают типы, сочетающие в себе помимо европеоидных также в большей или меньшей степени монголоидные призна­ки.

В лингвистическом отношении все народы Волго-Камья делятся на две группы. Одну из них составляют удмурты, марийцы и мордва, говорящие на языках финской" ветви финно-угорской группы уральской языковой семьи, Другую — чуваши, татары и башкиры, языки которых относятся к тюркской группе алтай­ской языковой семьи.

'Этногенез и этническая история.

В конце III тысячелетия до н. э., как полагают лингвисты, "Произошло отделение финнов от угров. В эпоху бронзы (II тысячелетие до н. э.) началось постепенное распространение финноязычных племен из района Прикамья на запад вплоть до Балтий­ского моря.

В раннежелезный век в Волго-Камье сложилась ананьинская археологическая культура (VIII—III в. до н. э). Начало формирования современных финноязычных народов Волго-Камья относится к первой половине I тысячелетия н. э.

Основу удмуртского этноса составили племена, жившие по р. Чепце, а также по среднему и нижнему течению р. Вятки.

Среди северных удмуртов известны этнографические группы ватка (на р. Вятке) калмез (на р. Кильмезь). В этногенезе южных удмуртов («арских людей» русских источников) приняли участие различные тюркские племена, оседавшие в Нижнем Прикамье,

Особый компонент в удмуртском этносе составляют бесермяне, живущие в бассейне р. Чепцы и в настоящее время почти полностью слившиеся с удмуртами.

Область формирования марийских племен охватывала правобережье Волги между устьями Суры и Цивиля.

До сих пор сохраняется деление марийцев на горных, луговых и восточных. Древнемордовские племена формирова­лись в междуречье Оки и Волги на основе местного финноязычного населения В XVII—XVIII вв. происходило постепенное движение мордвы на восток, в Заволжье и Башкирию.

Проникновение тюрок в Среднее Поволжье началось в первой половине I тысячелетия н. э.

В X в. булгары создали го­сударство — Волжскую Булгарию, игравшую значительную роль в экономической и поли­тической жизни Восточной Европы. Переселившиеся на Правобережье булгары положили начало чувашам. Казанские—татары своим происхождением также связаны с местной поволжской средой. Непосредственными предками их являются булгары. Вторгшиеся на территорию Среднего Поволжья монголы на оказали заметного влияния на формирование поволжских или казанских татар значительную роль в их этногенезе сыграли тюркоязычные кипчаки, составлявшие основ­ное население Золотой Орды.

Особенно сложно протекал этногенез баш­кир. Основу их составили тюркские племена центральноазиатского происхождения, в конце VIII— начале IX в. предки башкир вслед за булга­рами отошли на север в степные и лесостеп­ные районы, расположенные между Волгой и Уралом, в IX—X вв. шел процесс формирова­ния древнебашкирского этноса, ставшего известным под названием башкорт.

В XV — п.. чале XVI в. башкиры подпали под власть ногайских ханов. Последние значительные вкрапления иноэтничных элементов в башкирский этнос происходили в XVII—XVIII вв., когда на территории северо-западной Башкирии поселились выходцы из области Поволжья — татары, марийцы удмурты и мордва.

Ко времени присоединения Башкирии России (XVI в.) башкирский этнос находился на пути консолидации в народность, которая оформилась уже в рамках Российского феодального государства.

В дореволюционный период этническое развитие народов Волго-Камья не пошло дальше стадии народности, за исключение татар, ставших на путь консолидации в буржуазную нацию. После Октябрьской революции все народы Волго-Камья получили свои национальные автономии.