logo
Разработка и выполнение образа, основанного на этническом наследии Индии

4. Создание женского образа Индии

Отношение к женщине в Индии двоякое. С одной стороны в индийской культуре к женщине всегда относились с уважением: у древних индийцев еще со времен матриархата женский образ ассоциировался с богиней плодородия. Поэтому во все времена в Индии уважали женщин. Даже в «Камасутре» - известной книге об искусстве любви - вспоминается о том, что к женщине нужно относиться с нежностью и всячески о ней беспокоиться. Но с другой стороны в Индии даже сейчас считается плохим знаком родиться женщиной: это значит, что Вы расплачиваетесь за грехи прошлой жизни.

В Индии считают, что женщина символизирует творческую энергию. Тогда же, как мужчина - пассивную. Индийцы верят, что женщина - это своеобразный талисман мужчины: она приносит удачу и благополучие. И в этом нет ничего странного, ведь по древней индийской традиции дочь выдают замуж с большим приданым, которое автоматически переходит мужчине. Впрочем, как бы то ни было, но главное назначение индийской женщины - стать доброй женой и матерью. Но и в этом аспекте прослеживается двоякость: в некоторых индийских районах женщина является главой семьи, а в других она полностью зависит от мужчины. Потому индийские женщины всячески угождают своим мужчинам и выполняют любые их прихоти.

Невзирая на полярные взгляды на суть и назначение женской природы, сборный визуальный образ индийской женщины практически не изменился с древних времен. Определенные каноны красоты можно проследить в живописи, скульптуре, а также в описаниях литературных произведений. Прежде всего, нужно отметить, что женской фигуре всегда отводилась более значимая роль, чем лицу. Дело в том, что в индийской религии центр человека, ее главная часть - это живот. Недаром индианки привлекают внимание именно к этой части тела в танце и своим нарядом. У женщины должны быть тонкая талия, пышный бюст и округлые бедра, которые часто сравнивали с бедрами слона или коровы - священными индийскими животными. Особенное внимание уделялось волосам: длинному, шелковистому, цвету вороньего крыла, а также коже - нежной, гладкой и блестящей.

Часто индийских женщин изображали на полотнах или в камне практически обнаженными (нагота никогда не была позорной в индийской культуре), но при этом всегда с дорогими драгоценностями. В Индии украшения всегда были не роскошью, а необходимостью, появиться на людях без них считалось непристойностью, а лишиться своих украшений для женщины было позором. Поскольку женское тело связывали с космической энергией, то украшения были своеобразными проводниками этой энергии. Кроме того, им приписывали защитные свойства, потому индийские женщины носили и носят украшения на наиболее уязвимых местах: талии, шее, запястьях, щиколотках. Для примера, считается, что бубенчики и колокольчики на браслетах своих звяканьем отгоняют злых духов. Кроме украшений из золота и серебра, женщины Индии украшали себя цветами: букетами, венками, гирляндами. На данное время ни одно знаковое событие в жизни индийской женщины не происходит без цветов. Иногда даже один свежий цветок, вонзенный в прическу, завершает внешний образ.

В эру мегаполисов, небоскребов и заторов в часы пик, современная индийская женщина все еще придерживается правил одежды, макияжа и поведения, установленных тысячелетия тому назад. Она может работать в большой организации, управлять машиной и иметь все атрибуты современной леди, но существуют неписаные законы, которых она придерживается. Внешний вид даже современных индийских жительниц города может многое о них рассказать: их происхождение, касту, семейное положение, а иногда даже настроение.

Сари - это секрет индийской женственности и по совместительству самая древняя одежда в мире. Будучи неотъемлемой частью индийской культуры, сари видоизменялось со временем: узоры, ткани, рисунки, но сам феномен этой специфической индийской одежды оставался неизменным. Сари не только подчеркивает женскую красоту, но и также является сакральным предметом, поскольку несет в себе информацию о той, которая его носит. Имеет значение все: и цвет, и ткань, и то, где соткано и окрашено полотно. Кроме изысканности и красоты, сари - это еще и практичность: оно легко стирается и утюжится, не сковывает движений, а также одновременно подчеркивает достоинства и скрывает недостатки фигуры.

Современные женщины носят сари, а также его брючной вариант. Молодые девушки носят джинсы, юбки и блузы. Деловые женщины Индии одевают сари на торжественные события, а в будние дни ходят в костюмах с юбками до середины коленей или в брюках.

В Индии всегда считалось, что пышное тело украшает женщину: округлые формы символизировали благосостояние, здоровье и способность к продолжению рода. В современной Индии женщины в теле не потеряли своей популярности, невзирая на западные веяния и всемирное женское желание выглядеть, как топ-модели. Большинство индийских женщин имеют привлекательные складки на таллии, но это не мешает им быть грациозными, с легкой поступью, которой бы позавидовали многие европейки.

Современные женщины носят много украшений. Например, браслеты носят на обеих руках: они должны переливаться всеми цветами радуги и звенеть. Женщины бизнеса в Индии ограничиваются несколькими тонкими золотыми браслетами. Многие женщины носят кольцо в носу: жительницы севера - в левой ноздре, жительницы юга - в правой. Говорят, что такой пирсинг способствует рождаемости. Старый обычай носить перстни на пальцах ног сейчас почти забыт: они натирают ноги, и носить их под закрытой обувью неудобно. Впрочем, жительницы сел обязательно после замужества носят эти украшения. Кроме того, все замужние индианки красят пробор волос.

Большинство индийских женщин мечтают о светлой коже, которая издавна считалась признаком высших каст. С этим повезло жителям северных штатов Индии, они являются потомками смешанной европейской расы - нордической и альпийской, потому для этих краев характерны светлая кожа и голубые глаза. А южанкам приходится постоянно пользоваться средствами для осветления, чтоб достичь желаемого эффекта.

Из-за знойного климата индийские женщины тщательным образом ухаживают за кожей, и особое внимание уделяют ее очистке и питанию.

Из зерен сухого гороха они изготавливают прекрасный скраб, и в то же время, гель для умывания. Необходимо промыть, высушить и размолоть в кофемолке зерна гороха, потом развести водой до консистенции сметаны. Это средство нежно удаляет загрязнение и освежает кожу. Индийские женщины широко используют сок апельсина: как добавка к маскам или тоников - это прекрасное средство для жирной кожи. Также для жирной пористой кожи используют яичный белок - он хорошо сужает поры. Его нужно нанести на лицо на 15 минут, потом смыть теплой водой. А, например, яичный желток прекрасно питает кожу: маска из желтка с медом вернет вашей коже сияние и свежесть. Миндальная маска очень популярна у женщин Индии. Необходимо замочить зерна миндаля на ночь в воде, утром растолочь их до образования кашки, смешать с жирными сливками и нанести на кожу на 10 минут. В результате - гладкая, здоровая кожа.

Чтоб сделать кожу мягкой и шелковистой, индианки принимают ванны с разнообразными добавками: чаще всего это мед, молоко и любое растительное масло (миндальное, оливковое, кунжутное). Не обходится и без ароматических масел - 2-3 капли лавандового, розового или сандалового масла сделают кожу нежной, успокоят нервную систему и улучшат настроение. Перед принятием ванны индийские женщины смягчают кожу смесью из вытяжки пшеницы, теплого молока и куркумы.

Женщины в Индии имеют роскошные волосы от природы. Впрочем, это не значит, что они не уделяют внимание уходу за ним. Чаще всего индийские женщины для этого используют хну - естественное средство, которое прекрасно укрепляет волосы, делает их сильными и блестящими. Смесь хны, сырых яиц, белого сыра и лимонного сока наносят на волосы на 30-40 минут и утепляют, после чего смывают шампунем.

В индийских фильмах часто можно увидеть роскошные кудри индианок, которые развеваются на ветре. В действительности же распущенные волосы считаются в Индии символом доступности и распутности, потому индийские женщины всегда заплетают волосы и украшают их булавками и свежими цветами.

Образ женщины индии относится к классу этнических восточных направлений в макияже.

Индийский вариант (от других восточных образов - арабского и дальневосточного) отличается активным выделением глаз и губ. Выбирается тональное средство цвета среднего загара. Разрез глаз совершенствуется при помощи стрелок темным карандашом, тени используются цветные или золотые, ресницы густо окрашиваются. Чтобы губы были объемными и чувственными, их нужно увеличивать красноватыми и блестящими оттенками помад с золотом.

Главное в индийском макияже - выделить глаза. В Индии раньше чернили глаза при помощи хны, басмы или сурьмы. Цветовая гамма макияжа может быть любой, под цвет того же сари. Также выделяются губы и брови. Используется роспись рук и ног Менди (mehandi), которая традиционно делается хной, но можно использовать и цветные маркеры.

Последовательность создания образа

1. ровный тон лица. Индийский макияж больше всего подойдет обладательницам смуглой кожи. Цвет лица для индийского макияжа можно также выровнять тональным кремом с эффектом загара. Индийский макияж требует, чтобы кожа излучала золотистое сияние.

2. выразительные глаза. Тени выбирают глубоких, насыщенных тонов и с жирной текстурой. Индианки предпочитают подчеркивать глаза оттенками индийских специй: бронзовым, терракотовым. С более светлой кожей хорошо будут гармонировать золотой, серебряный, желтый и зеленый. Край верхнего и нижнего века оформляют черной подводкой. С толщиной лини можно поэкспериментировать: тоньше, толще - все равно, лишь бы шло к типу лица. Для индийского макияжа характерны «стрелки», вытянутые за границу внешнего угла глаза и направленные слегка вверх. Можно даже едва заметно их растушевать, а можно оставить четкими. Ресницы интенсивно и густо прокрасить тушью, лучше всего удлиняющей. Наложить три-четыре слоя, напоследок загнув кончики ресниц кверху.

3. чувственные губы: индийский макияж предъявляет одинаковые требования к глазам и губам. Рот должен быть похож на яркий экзотический цветок. Сначала уверенно прорисовывают контур губ, затем кисточкой наносят помаду.

4. Бинди. В переводе на русский язык слово «бинди» означает «точка». Та самая, которая ставится посередине лба чуть выше линии бровей. Согласно канонам тантристского учения, в этом месте расположена шестая чакра - скрытый «глаз мудрости». Традиционно красную точку на лбу носили замужние индианки. Но со временем бинди утрачивает ритуальное значение, перейдя в разряд этнических аксессуаров. В индийском макияже бинди - это действительно последняя точка, завершающий аккорд. Оно может оптически изменить форму лица: круглое и крупное расширит, продолговатое несколько сузит. Обладательницам узкого лба стоит выбрать бинди покрупнее. Современные бинди - это уже не просто кружочек над бровями. Всевозможные цветочки, листочки, бабочки, геометрические фигурки с орнаментами - все идет в ход. Можно нарисовать себе бинди карандашами для глаз или губ: коричневым, красным, темно-розовым. Наконец, бинди реализуются торговыми фирмами, специализирующимися на этнике. Такие бинди легко прикрепляются к коже с помощью специальной клеевой полоски и также легко потом снимаются. Можно просто приклеить на лоб стразы.

Точка бинди считается особым знаком принадлежности к ведической культуре, в данном случае к шактисткой традиции.

У каждой традиции есть свои отличительные знаки. У вайшнавов - это тилака, у шиваитов - трипундра (три горизонтальные полоски на лбу). Бинди является также и общеиндуистким символом, особенно для женщин Степанянц М.Т. Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама. М.: Греко-латинский кабинет, 2005 г., с. 35.

Бинди переводится с санскрита, как капля. Идеально ровная по форме бинди наносится только женщинами. Самое раннее упоминание о бинди, как и о тилаке содержится в Риг-веде - в гимне, который описывает Бхагавана Сурью, чья супруга - Богиня Уша (Рассвет) украшает свое чело красной точкой, как символ восходящего солнца.

Бинди принято считать положительным символом, который означает чистоту помыслов и сознания, а также благополучие, процветание ее носителя Ткачева А.А. Новые религии Востока. М.: Наука, 2005 г., с. 87.

Наиболее часто бинди наносится в области между бровями. Область межбровья соответствует расположению аджна-чакры и связана со знаниями и мудростью. Во время концентрации, внимание собирается в районе межбровья. Считается, что бинди, нанесенная в этой области, наделяет ее владельца мудростью, помогает сконцентрироваться и принять правильное решение Мишель А. Классическая Индия. М.: Вече, 2007г., с. 53.

Если обратиться к текстам посвященным тонкой системе строения человека, а так же к тантрическим текстам, то можно отметить, что сила известная, как Кундалини пробудившись стремится вверх. В аджна-чакре Кундалини-Шакти соединяется с Садашивой и человек обретает свободу от заблуждения и неведения, а когда постигается единство Абсолюта, что описывают, как достижение сахасрара-чакры - человек достигает освобождения.

Так же, тика или тилака, как бинди или капля, в йогической практике служит смягчяющим средством при пробуждении Кундалини-Шакти, в момент Ее соединения с Садашивой.

Как Бхагаван Шиваджи способен взглядом своего третьего глаза испепелить всю Вселенную, так и садхак при духовном преображении, когда Шакти и Шива соединяются, и есть только То, что не разделено и вечно едино. Он обращает в пепел, все то, что его связывает оковами неведения, все три мира для него уничтожены.

Так джива освобождается от всех оков, распознает свою вечную природу и обретает знание Атмана - сат-чит-ананда Степанянц М.Т. Философские традиции Индии, Китая и мира Ислама. М.: Греко-латинский кабинет, 2005 г., с. 37-38.