logo
Разработка и выполнение образа, основанного на этническом наследии Индии

2. Зарождение грима в Индии

Грим в Индии имеет культовый характер.

В XVII в. на юге Индии рождается театр катхакали. Пантомимическая танцевальная драма рассказывает о богах и демонах, их любви и ненависти. Представление дается либо во дворе храма, либо под открытым небом. Его зрители -- крестьяне окрестных деревень, которые оставляют свои ежевечерние заботы и дела, едва заслышав звук барабана. Театральное представление дается на черном фоне ночи. Действующие лица в ярком гриме -- зеленом, красном и черном -- появляются из темноты и исчезают во тьме. Грим и его рисунок имеют символическое значение, хорошо понимаемое зрителями. Персонажи катхакали подразделяются на семь типов: пачча - благородные герои; катти - заносчивые и высокомерные; краснобородые - злодеи и честолюбцы; белобородые - чаще всего это советники царя; чернобородые - лесные люди и охотники; кари - злые великанши и демоны женского пола; минукку - мудрецы, отшельники, брахманы и женщины.

Мастерство катхакали постигают с детства под руководством гуру. Актер учится понимать внутреннюю суть изображаемого, будь то человек, цветок или птица.

Что касается театральной теории, то первым санскритским трактатом о театре явилось сочинение древнего мудреца Бхараты Натьяшастра («Трактат об искусстве актера»). Появление трактата ученые относят к III-IV вв. До сих пор правила, установленные в этой книге, остаются законом для индийских актеров всех поколений.

В Малабарских мистериях - «Катакали», мифологический сюжет находит свое разрешение в очень сложных формах грима, являющихся как бы переходными от маски к гриму.

«Персонажи «Катакали» сводятся к небольшому числу раз навсегда установленных мифологических типов (около 12). Внешняя отделка этих типов чрезвычайно сложна. На нее повлияли те изображения мифологических фигур, с которыми и актеры и зрители встречаются в храмах. Особого внимания заслуживает грим актеров. Он скорее напоминает маску, чем грим наших актеров, так как он состоит главным образом из толстых слоев рисового клейстера, делающих совершенно невозможной мимику лица. Лица актеров превращаются благодаря гриму и раскраске в неподвижную маску, которая характеризует тип как таковой. Соответственно гриму все «вешам» (типы) делятся на пять классов.

Первая группа вешам называется «зелеными вешам». Это название происходит от основного цвета их грима - зеленого, который у Вишнуитов считается счастливым и свойственным богам и правоверным царям.

«Рама», в частности, во многих случаях изображается с зеленым лицом. Глаза этого вешам обычно бывают обведены сурьмой, а вокруг нижней части лица, от одного уха до другого, проложено пять паралдельных полос из рисовой пасты. Этот странный грим должен выразить богатство и, по словам актеров, сделать лицо белым, как осенняя луна.

Ко второй категории принадлежат великие противники богов, как Ровала, Калеса, Парака и другие. Их сила часто равняется силе богов, и только высшее божество в лице одного из своих воплощений может их уничтожить. Поэтому их внешний облик сближает их с богами, хотя в целом ряде подробностей подчеркивается их своеобразная природа.

Основной тон их грима - зеленый, как у типов первого вешам, но скулы выкрашены в красный цвет. Кроме пяти полос грима вокруг подбородка, имеются такие же полоски над верхней губой, а также полоски в форме ножа под глазами. На носу кроме того имеется крупная круглая шишка из рисовой пасты Калинин Ю.А. Религиоведение. К., 2006 - С.154.

К третьей категории относятся всякого рода лесные жители, то есть существа полудемонические, полузвериные. Отличительный признак .этой группы - густая жесткая борода красного или белого цвета, сделанная из конопляных волокон.

Демоны женского пола выделены в особую группу - так называемый угольный или черный вешам.

Помимо черного грима, страшный вид этих демонов усиливается вставленными в рот большими белыми клыками.

Пятая группа называется гладкий вешам. В грим для него не входит ни рисовая паста, ни краска, а лишь рисовая пудра. Эта группа состоит из двух категорий мифических существ: отшельников, святых и мудрецов, с одной стороны, и разных богинь и цариц, с другой стороны. Первая категория носит длинную бороду из мягких конопляных волокон. Верхняя часть тела обнажена и покрыта полосами из пепла.

Особенно важен ритуальный грим и костюм в индийском классическом танце.

Причёска танцовщицы может представлять из себя либо узел на затылке, либо заплетённую косу. В обоих случаях используются специальные шиньоны (бан), которые в уложенном виде напоминают корону. Бан украшается большой круглой брошью рагиди. В косу вплетается специальное украшение - кунджалам, его завершают бархатные шарики или кисти.

Дополнение убора - гирлянды цветов пламенно-оранжевого канакамбарам и/или белого жасмина, середина лба (межбровье) отмечается в Индии красного цвета («точкой», от бинди - центр). Бинди для индусов - напоминание о том, что они заключают в себе искру божественного, что они бесконечно малая часть (душа - джива) бесконечно великого (бога - Атман).

Стопы и пальцы рук окрашиваются краской растительного происхождения, она называется альта. Её красный цвет - символ жизни, энергии, радости. Узор, покрывающий пальцы и стопы может быть растительным орнаментом или символическим (солярные символы, свастика, символ звука «ом») Калинин Ю.А. Религиоведение. К., 2006 - С.159.

На щиколотках танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхунгхру. Этот своеобразный ударный инструмент призван подчеркнуть красоту ритмического рисунка танца, и посвящён богу Шиве Натарадже - владыке ритма.