3.2 Грим в театрах Индии
История возникновения индийского театра очень глубока. Он вырос из ритуалов, танцев и песен, посвященных божествам. Подтверждение этому найденная при раскопках в Индийском городе Мохенджо-Даро бронзовая статуэтка Танцующей девушки, датируемая 3 тыс. до нашей эры. Главным средством общения с богом у индийцев является танец, потому что образцом для подражания является танцующий Шива, в его танце проявляется вся значительность, созидательность и разрушительная энергия Вселенной.
Население Индии предпочитает народный театр, героев и простые лирико-эпические сюжеты. Существует много легенд о возникновении индийского театра. Одна легенда гласит, что бог Брахма, исполняя просьбу бога Индры, создал священную книгу драматургии «Натья-шастра» - «Трактат об искусстве актёра». В ней собраны и изложены данные в области грима и костюма. Еще даны цвета головных уборов, форма украшений, а так же позы, движения и приемы актёрской игры.
Традиции индийского танца и танцевальных спектаклей являются одними из наиболее технически и философски-психологически сложных и разнообразных театральных культур мира.
Географическая разбросанность, широта, самые разнообразные экологические условия, множество рас и соответственно разнообразие языков, комплекс религиозных верований и ритуальной практики, а так же сложная социальная структура внесли свой весомый вклад в создание наиболее красочной панорамы танцев и танцевально-драматических традиций индийской культуры.
Театр Индии имеет огромный ассортимент декоративных, праздничных и церемониальных масок, связанных с обширным репертуаром из мифов, легенд и фольклора, которые вращаются вокруг боготворимых идолов, божеств, доблестных героев и жестоких демонов.
В старину маски и Шивы и Шактиочень распространены в восточной части Индии. Вместе с властью божества, маски также изображают животное или «Вахана» (транспортное средство) божества. Например, лев (богини Дурги Вахана) показан вместе с ней, когда богиня убивает асуров (демонов). Это подразумевает связь между природными силами, которые стремилась завоевать власть ритуальными коннотациями. Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2007 - С.120
Народные спектакли идут в пышных декорациях и костюмах, с большим количеством бутафории. Музыка, танец и пение являются главными компонентами спектакля. Перед представлением обязательно совершается религиозная церемония. Посвящена она успеху актёров и всего спектакля. После на сцену приглашался руководитель труппы и рассказывал о месте действия и об авторе спектакля. Обычно труппа театра состоит из очень образованных актеров. Актёры труппы в совершенстве владеют искусством танца, жеста, слова и грима, а так же знакомы с мифологией и историей страны.
Для разных персонажей был прописан свой неповторимый грим. И его выполнял специально обученный человек - гримёр. Он должен был знать, не только свою задачу, но весь спектакль и слова. Человек выполнял грим в соответствии с кастой персонажа. Например, у представителей высших каст (брахманов и кшатриев - воинов) в гриме преобладали красные тона. У шудр (слуг) - тёмно-синие. Цари же покрывали лицо нежно-розовой краской. А люди счастливые и добродетельные использовали тёмно-коричневый цвет, мудрецы и отшельники использовали лиловый. Иногда грим дополняли бороды и парики. Например, у царей грим дополнялся красиво завитыми в локоны париками. У монахов было чисто выбритое лицо. У отшельников была пышная борода, как и у людей жаждущих мести. Для богов и небесных дев делали грим, в котором преобладали оранжевые тона. Для актёра, изображавшего Солнце или бога Брахму, использовали золотые краски, для Ганга и Гималаев - белые. Исполнители роли демонов и карликов надевали на лицо маски, дополняли голову рогами разных животных. У Нага - бога змей, на парике делали хохолок, как у кобры.
Действующие лица индийской драмы делятся на несколько категорий:
· Величественные - боги (особенно выделяют Раму и Кришну),
· Жизнерадостные - цари и влюбленные,
· Свирепые - демоны и злодеи,
· Подчинённые - министры и купцы.
И в зависимости от постановки используется соответствующий ситуации грим. Каждый раз он получался немного другим. И это вносило небольшие изменения в игру актёра. Но на качестве спектакля это никак не влияет, а зрители регулярно посещают театральные представления Борзова Е.П. История мировой культуры. СПб., 2007 - С.131.
- 1. Этническое сознание и этнический образ
- Глава 4 древняя индия: ее образы и культурное наследие
- Глава 4 . Древняя индия: ее образы и культурное наследие
- Глава 4. Древняя Индия: ее образы и культурное наследие 498
- 21.6. Проблематика идентичности в Индии.
- 3. Этнический стереотип и этнический образ
- III. Религиозно-этнические и кастовые проблемы современной Индии
- Этнические процессы.
- Основные принципы культуры древней Индии. Индуизм.
- 4Философские школы Древней Индии. Буддизм.