Разработка и выполнение образа, основанного на этническом наследии Индии

курсовая работа

1. Общие сведения об Индии

Индия (или Бахарат, как называют свою страну сами индийцы) - одно из крупнейших государств планеты. Она занимает 2-е место в мире по численности населения, (1030млн. человек, 2000г) и 7-е - по площади 3,28 млн. кв. км.

Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан, омываемом водами Индийского океана, и на большой части Индо-Гангской низменности. Помимо материковой части в состав ее территории входят острова - Лаккадивские в Аравийском море, а также Андаманские и Никобарские в Бенгальском заливе.

Индия - республика. Высший законодательный орган - парламент, состоящий из двух палат: верхней (Раджья сабха - Совет штатов 250 мест) и нижний (Лок сабха - Народная палата, 545 мест), в которых представлены около 20 политических партий.

Столица Индии- Дели.

Глава государства - президент, избираемый непрямым голосованием на пять лет. Законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - Совету министров во главе с премьер-министром. В административном отношении Индия делится на 28 штатов, организованных по национально-этническому принципу, и 7 союзных территорий. Последние включают небольшие колониальные анклавы и мелкие острова, которые из-за своей небольшой площади и малочисленности населения не могут получить статуса штата. В настоящее время с правовой точки зрения союзные территории не отличаются от штатов.

В конституции Индии перечислены 15 основных языков страны. Но почти 100 млн. индейцев говорят на других языках и наречиях, а общее число диалектов индийских языков, по подсчетам ученых достигает 1652.

Официальные языки - хинди и временно английский.

В индийской музыке существует широкий спектр традиций и региональных стилей. Индийская классическая музыка включает в себя два основных жанра -- североиндийскую хиндустани, южноиндийскую карнатическую традиции и их различные вариации в форме региональной народной музыки. К местным стилям популярной музыки принадлежит филми и индийская народная музыка, одной из наиболее влиятельных разновидностей которой, является синкретическая традиция баул.

Индийские танцы также имеют разнообразные народные и классические формы. Наиболее известными индийскими народными танцами являются бхангра в Пенджабе, биху в Ассаме, чхау в Западной Бенгалии, Джаркханде и Ориссе и гхумар в Раджастане. Восьми формам танца, с их повествовательными формами и мифологическими элементами, был присвоен статус индийских классических танцев Индийской национальной академией музыки, танцев и драмы. Это: бхаратанатьям штата Тамил-Наду, катхак в Уттар-Прадеш, катхакали и мохини-аттам в Керале, кучипуди в Андхра-Прадеш, манипури в Манипуре, одисси в Ориссе и саттрия в Ассаме Корюкаева М.А. Неоиндуизм: диалог культур или прозерианство //Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сборник статей. - СПб., 2003. - С. 179.

Индийский театр часто включает в себя музыку, танцы и импровизированный диалог. Сюжеты часто основаны на мотивах, заимствованных из текстов индуизма, а также на средневековых литературных произведениях, социальных и политических новостях. Некоторые региональные формы индийского театра это: бхавай в штате Гуджарат, джатра в Западной Бенгалии, наутанки и рамлила в Северной Индии, тамаша в Махараштре, терукутту в Тамил-Наду, и якшагана в Карнатаке.

Индийская киноиндустрия является самой большой в мире. Болливуд, штаб-квартира которого находится в Мумбае, производит коммерческие фильмы на хинди и является самой плодовитой киноиндустрией в мире. Установившиеся кинематографические традиции существуют также на других индийских языках, таких как бенгали, каннада, малаялам, маратхи, тамильском и телугу.

Театр возник в Индии в древности, достиг наивысшего своего расцвета к концу древней эпохи, в период Гуптов (IV-V вв.), и, просуществовав после этого два с половиной - три столетия, стал быстро сходить на «нет». Существовало два вида театра в древней Индии - литературный (придворный) и народный, репертуар которого был основан на сказаниях индийской мифологии и эпоса, хорошо знакомых аудитории.

Самым сложным и неясным является вопрос о происхождении театра. Индийская традиция связывает начало театра с именем легендарного Бхараты, непосредственно вдохновленного богом Брахмой: по просьбе богов Брахма решил создать пятую Веду, доступную для всех сословий; соединив Слово, Лад, Действо и Чувство, взятые, соответственно, из Ригведы, Самаведы, Яджурведы и Атхарваведы, Брахма сотворил и записал через посредство Бхараты эту «Веду танца и драмы» в «Натьяшастре».

Выдвигались предположения, что: а) драматическое искусство было заимствовано у греков; б) существует связь театра с более древними действами, развившимися в самой Индии (однако сведений о подобных действах почти не сохранилось).

Ни одна из предложенных до сих пор теорий не обладает достаточной степенью доказательности. В настоящее время наиболее вероятным представляется происхождение театра из двух зрелищных форм - культовой мистерии и импровизированного смехового представления, возникшего также на почве культовых празднеств. Прежде всего, из праздника, связанного с ритуалом плодородия, в честь бога Индры.

Справляли праздник в сезон дождей. Центральным событием являлось воздвижение на площади привезенного из леса и нарядно украшенного дерева, которое символизировало знамя Индры и отождествлялось с самим богом. По прошествии 5 - 6 дней дерево торжественно опускалось и топилось в реке, дабы передать земле и воде заключенную в нем растительную силу. Победе животворящих сил в природе должна была способствовать и вся игровая сторона праздника. Сюда входили мистериальные действа, а также увеселительные представления. В ряде описаний праздника Индры говорится, что в это время происходили состязания борцов, выступления музыкантов, фокусников, канатоходцев, народных забавников (нат). Наты выступали одновременно как плясуны, музыканты, жонглеры, а также как актеры, увеселявшие публику небольшими фарсовыми сценками Корюкаева М.А. Межрелигиозные отношения как форма межкультурной коммуникации // Современные проблемы межкультурных коммуникаций: сборник статей, - СПб., 2005. - С. 166.

Древняя мистерия представляла собой танцевально-пантомимическое действо. Использовался священный текст Вед. На начальном этапе мистерии разыгрывались профессиональными исполнителями ритуальных танцев.

Позднее танцор должен был уступить место актеру. В мистерию стали проникать наты, имевшие большое преимущество по манере исполнения перед прежними исполнителями. Они восприняли традицию исполнения мистериального представления, и эта традиция присутствует в искусстве театрального актера.

Актеры в древней Индии занимали низкое социальное положение - в законоведческих трактатах они приравниваются к шудрам, а их профессия объявляется недостойной представителей высших сословий. По преданию, актеры были прокляты за то, что изображали в смешном виде святых - риши. Однако низкое социальное положение не мешало актерам быть людьми весьма образованными и пользоваться покровительством и дружбой знатных особ.

Танец в чистом виде, как отдельный номер, вводился в индийскую драму редко. Зато форма спектакля в целом была танцевальной. Причиной тому - чрезвычайная разработанность пластической стороны действия, богатство пантомимических средств, используемых при создании сценического образа, прежде всего - высоко стилизованный, часто условный, символический жест. Некоторые из этих жестов обнаруживают сходство с жестами ведийского жертвенного ритуала.

Преемственность тут очевидна: ритуальный танец заимствовал жесткую символику из жертвенной церемонии, передал ее мистерии, откуда она была усвоена затем театром. Следует также иметь в виду, что весь спектакль шел в музыкальном сопровождении, и подчиненность движения актера музыкальному ритму делала его тем более танцевальным.

Периодом интенсивного формирования театра следует считать вторую половину 1 тыс. до н.э. К концу этого периода должны были оформиться основные театральные каноны и литературная драма

Театр первых веков нашей эры - это уже самостоятельное, высокоразвитое и чрезвычайно популярное искусство. Хотя спектакли по-прежнему приурочиваются ко времени культовых празднеств, их развлекательная и эстетическая функции выдвигаются на первый план, а ритуальная стирается. Представления даются труппами профессионально подготовленных актеров, специализирующихся, как правило, на исполнении определенных ролей. Как и труппы древних комедиантов. Актерские труппы были по большей части смешанными, то есть включали и мужчин и женщин, хотя «Натьяшастра» упоминает о возможности исполнения женских ролей мужчинами, а также о существовании чисто женских трупп. Во главе труппы стоял сутрадхара - ее хозяин, выполнявший обязанности постановщика, режиссера и обычно также первого актера. Актеры постоянно путешествовали, переезжая из одного места в другое. Во время религиозных праздников в городе оказывалось сразу несколько таких бродячих трупп, и между ними нередко устраивалось состязание. Специальная судейская коллегия определяла лучший спектакль и награждала победителей заранее назначенной денежной премией и флагом Корюкаева М.А. Значение религиозного фактора в процессе глобализации в России // Мировая политика и идейные парадигмы эпохи. - СПб., 2004. - С. 193.

Представления давались либо в особых театральных помещениях (дворцовые спектакли), либо - что чаще - прямо под открытым небом.

Театральные помещения представляли собой кирпичные здания прямоугольной формы, состоявшие из трех частей - зрительного зала, сцены и находившейся за сценой артистической комнаты. Здание было небольшим (помещалось около 300 зрителей), но относительно высоким - с двухэтажный дом. Стены изнутри штукатурились и покрывались росписями. В зрительном зале параллельными рядами располагались длинные скамьи, сооружаемые из досок, положенных на кирпичные основания.

Шли спектакли подолгу - от нескольких часов до нескольких дней. Зрителей собиралось много. Они бурно выражали свой восторг и недовольство игрой актеров

В индийском театре прекрасно сочетались крайняя простота оформления спектакля и высокий уровень исполнительского мастерства актеров. Сценическая площадка была открытой и отделялась занавесом только от артистической уборной. Поэтому знаком окончания акта служил уход со сцены всех актеров. В задней части площадки помещался музыкальный ансамбль, состоявший из небольшого оркестра и певицы или певца. В древнеиндийском театре декораций не было. Все убранство сцены сводилось к нескольким табуретам или креслам. Отсутствие декораций давало неограниченную свободу в размещении событий, позволяло переносить действие из одного места в другое в пределах акта и даже показывать два действия, параллельных во времени. Представление о конкретном месте действия создавалось репликами персонажей, а позднее и подробными описаниями. Развитая система речевых и пантомимических средств помогала актеру создавать иллюзию любого окружения и самых разных деталей обстановки.

Один из характерных приемов индийского театра - разговор с лицом, которого в действительности на сцене нет. Речь персонажа при этом включает как его собственные вопросы, так и ответы якобы присутствующего здесь собеседника, которые вводятся методом переспрашивания. «Слова в воздух» (так именуется этот прием) особенно эффектно используются в уличных сценах, где они создают ощущение многолюдной толпы. Притом, что сцена никак, в сущности, не оформлялась, внешнему убранству актера уделялось чрезвычайно большое внимание.

Костюм обладал рядом отличительных признаков, которые сразу же позволяли определить характер, занятия, положение и даже эмоциональное состояние появляющегося на сцене лица. Платья были яркие, красочные. На головы царей и полководцев надевались блестящие короны, прически женщин убирались жемчугом, диадемами, плюмажами. К этому надо прибавить и другие украшения - ожерелья, браслеты, серьги, драгоценные пояса. Одеяние актера должно было оставлять впечатление роскоши. Но все эти украшения были бутафорией Буркхардт Т. Сакральное искусства Востока и Запада. Принципы и методы. М., 2006 - С.178.

Древнеиндийский театр выработал сравнительно ограниченный набор персонажей-типов, которые повторяются из драмы в драму с небольшой вариацией в пределах, закрепленных за каждым из них характерных черт.

Своего расцвета театр Древней Индии достиг в IV-V вв. Это время ознаменовалось возникновением в Магадхе новой династии, которая быстро набирала силу и оказалась создательницей могущественной империи Гуптов, распространившейся на большую часть Северной Индии. Она выдвинула несколько сменявших друг друга талантливых правителей, сумевших создать прочную власть с помощью прямой силы или динамичной дипломатии, либо подчинить себе многие государства, либо войти с ними в союз. Почти до конца V в. длилось правление Гуптов, отмеченное значительным экономическим и культурным подъемом, сосуществованием различных религий, степень влияния которых в разных странах варьировалась. Свидетельством культурного подъема предстают многочисленные архитектурные памятники, произведения изобразительного искусства и художественной литературы.

Делись добром ;)