logo search
Этнология

42. Особенности антропологии, хозяйственного уклада и общественного строя койсанских народов.

На крайнем юге Африки живут койсанские народы - готтентоты и бушмены. Экономический и общественный строй первых во время появления европейцев был довольно высоким. Главное занятие готтентотов составляло скотоводство, всецело находившееся в руках мужчин. Скотом очень дорожили, убивали только одряхлевших животных, предпочитая мясную пищу добывать охотой. Оружием служили копья железными наконечниками, лук со стрелами метательные палицы. Готтентоты сами добывали и обрабатывали железо. В общественной жизни у них господствовал патриархальный родоплеменной строй.

Немногочисленные ныне бушмены, загнанные колонизаторами в безводную пустыню Калахари, принадлежат к числу наиболее обездоленных народов Африки. Еще совсем недавно материальная культура бушменов отличалась крайней бедностью. Средства к существованию они добывали охотой и собирательством дикорастущих плодов и кореньев. Мужчины были снаряжены метательными копьями, луком со стрелами и кожаным мешком для убитой дичи. От готтентотов путем обмена бушмены иногда получали железные орудия (ножи, наконечники копий и стрел).

В охоте бушмены были очень искусны и выносливы. Бушмены применяли различные ловушки, устраивали коллективные облавы на крупных животных. Загонщиками были женщины и дети.

Бушмены не имели прочных поселений. На временных стоянках сооружались ветровые заслоны, реже — шалаши. Единственной одеждой служила набедренная повязка. Домашней утвари почти не было.

У бушменов существовали этнические объединения — племена, но хозяйственной единицей выступали локальные группы, возглавляемые наиболее умелыми охотниками. И теперь бушмены живут небольшими группами, объединяющими родственников по отцовской линии. Примерно половина всех бушменов сохраняет традиционный образ жизни, стальные же работают батраками на сельскохозяйственных фермах.

В религиозных верованиях бушменов центральное место занимал промысловый культ. Охотники обращались к солнцу, луне, звездам и сверхъестественным существам с молитвами о даровании успеха на промысле. В мифологии бушменов примечателен образ Ц’агана— небесного духа и героя, творца земли и людей, тотема и покровителя племенных инициаций.

В глубине тропических лесов, по всему бассейну рек Конго, Огове, Итури и других рек небольшими группами рассеяны пигмеи, говорящие на языках банту. Пигмеи ведут охотничий образ жизни. Еще совсем недавно их единственным оружием были лук и стрелы. Женщины и дети занимались собирательством.

Пигмеи объединялись в небольшие группы.

Верования охотничьего народа — пигмеев — религиозно-магические, связанные с промыслом. Главным предметом почитания был лесной дух — хозяин дичи, к которому охотники обращались с молитвами, всякий раз отправляясь за добычей. Были развиты тотемические верования. К тотему пигмеи относились с величайшим почтением, как к близкому родственнику.