9. Этнопсихологическое направление в американской культурной антропологии.
Абрам Кардинер (1891-1981). В двух своих трудах - «Индивид и его общество» (1939) и «Психологические границы общества» (1943) - он изложил в обобщенном виде основные идеи этнопсихологической школы. Он считал, что личность человека начинает формироваться сразу после рождения. Это происходит под действием внешней среды, через конкретные способы ухода за младенцами в каждом обществе.
Рут Бенедикт (1887-1948): «Модели культуры» (1934), «Психологические типы культур Юго-Запада» (1928), «Конфи¬гурации культур в Северной Америке» (1932), «Хризантема и меч». Главный постулат ее концепции - наличие у каждого народа специфической для него «базовой структуры характера», передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим постулатом Бенедикт развивала мысль, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов, которые все объединены этосом культуры, определяющим не только, каким образом элементы культуры соотносятся друг с другом, но и содержание этих элементов.
Маргарет Мид (1901-1978): «Культура и мир детства», разрабатывала метод исследования национального характера (национальной культуры). Этот метод представлял собой попытку изучения документов, относящихся к современности, так, словно бы изучалась культура прошедших веков. Мид выделяла три основных аспекта исследования национального характера: 1) сравнительное описание некоторых культурных конфигураций, характерных для той или иной культуры; 2) сравнительный анализ ухода за младенцами и детского воспитания; 3) изучение присущих тем или иным культурам моделей межличностных отношений. В соответствии с особенностями детства, Мид выделяла три типа культур: постфигуративный, где дети учатся у своих предшественников; конфигуративный, где и дети, и взрослые учатся у своих предшественников; префигуративный, где взрослые учатся также и у своих детей.
Заслуга этнопсихологической школы в развитии этнологии состояла в следующем:
-была высказана и обоснована идея о существовании определенных психологических особенностей, характерных для членов той или иной культуры;
-впервые было показано действие психологических защитных механизмов применительно не к индивиду, а к обществу;
-были начаты исследования национального характера и национальных культур с психологической точки зрения, в ходе которых было доказано, что национальный характер отражает психологические особенности представителей той или иной нации;
- была выдвинута важная для последующего развития этнологии идея о том, что национальный характер может быть описан как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или поведенческих моделей.
- 1. Предмет и объект изучения этнологии. Понятийный аппарат этнологической науки.
- 2. Классификация народов мира. Географические этнорегионы.
- 3. Антропологическая классификация народов мира.
- 4. Лингвистическая классификация народов мира.
- 5. Хозяйственная классификация и основные хкт.
- 6. Эволюционизм как первая этнологическая теория.
- 7. Человеческое общество как предмет изучения социологической школы и культура в диффузионизме.
- 8. Школа исторической этнологии Франца Боаса и культур. Модели Кребера.
- 9. Этнопсихологическое направление в американской культурной антропологии.
- 10. Теория культуры в функционализме. Основные концепции функционализма Бронислава Малиновского.
- 11. Структурная антропология Клода Леви-Стросса.
- 12. Современные концепции в этнологии.
- 13. Этнологические источники.
- 14. Методы исследовательской работы.
- 16. Народы Австралии.
- 17. Народы Меланезии.
- 18. Народы Полинезии.
- 19. Народы Микронезии.
- 20. Районирование, основные этапы этногенеза и этнической истории народов передней (Западной) Азии. Современный этнический состав Передней Азии.
- 21. Экономическое развитие и традиционные хкт. Современные особенности экономики стран Передней Азии, связанные с нефтяными разработками.
- 22. Материальная культура народов Передней Азии.
- 23. Семейные и общественные отношения народов Передней Азии.
- 24. Духовная культура народов Передней Азии: образование, театр, лит-ра, архитектура, фольклор и т.Д. Конфессии народов Передней Азии.
- 25. Народы Южной Азии: особенности этногенеза и этнической истории с древнейших времен по современность и их антропологическая и лингвистическая характеристика.
- 26. Традиционные хкт народов Южной Азии в прошлом и настоящем.
- 27. Материальная культура народов Южной Азии: особенности городского и сельского быта, социальный строй и общественные отношения. Семейные отношения у народов Южной Азии.
- 28. Духовная культура у народов Южной Азии: древние эпические произведения; народный театр; музыка и танцы; архитектура; Изобразительное искусство; медицина и система йоги.
- 29. Типы религий у народов Южной Азии.
- 30. Этническая история и особенности антропологического и лингвистического состава народов Юго-Восточной Азии. Современный этнический состав народов Юго-Восточной Азии.
- 31. Разнообразие хкт у народов Юго-Восточной Азии.
- 32. Материальная культура и быт нардов Юго-Восточной Азии.
- 33. Семейные, общественные отношения и общественная организация народов Юго-Восточной Азии. Духовная культура народов Юго-Восточной Азии.
- 34. Историческое прошлое, особенности этногенеза и этнической истории народов Восточной и Центральной Азии. Антропологическая и лингвистическая классификация народов Восточной и Центральной Азии.
- 35.Традиционные хкт и материальная культура народов Восточной и Центральной Азии.
- 36. Социальная организация и современные этнические процессы у народов Восточной и Центральной Азии. Духовная культура Восточной и Центральной Азии.
- 37. Антропологический, этнолингвистический состав населения Африки. Этническая история и социальные структуры народов доколониальной Африки.
- 38. Историко-культурные особенности народов Северной Африки. Материальная культура и общественные отношения народов Северной Африки.
- 39. Народы Северо-Восточной Африки.
- 40. Народы Западной Африки.
- 41. Народы Центральной и Восточной Африки.
- 42. Особенности антропологии, хозяйственного уклада и общественного строя койсанских народов.
- 43. Население Мадагаскара.
- 44. Духовная культура Африки. Современные этнические процессы.
- 46. Традиционная культура индейцев Америки.
- 47. Современный этнический состав Америки.
- 48. Этногенез и этническая история народов Зарубежной Европы и их языковая характеристика.
- 49. Этнология народов средиземноморской историко-этнографической области.
- 50. Народы атлантической и центральной Европы.
- 52. Этнические особенности населения северной Европы.
- 53. Восточнославянские народы: происхождение, этническая история.
- 54. Хозяйство и традиционная материальная культура восточных славян.
- 55. Духовная культура и современные этнокультурные процессы у восточно-европейских народов.
- 57. Хозяйство, материальная и духовная культура народов Урало-Поволжья.
- 58. Народы Прибалтики: особенности этнической истории, материальная и духовная культура народов Прибалтики.
- 59. Особенности антропологического состава, этногенеза и этнической истории; хозяйство, материальная и духовная культура народов Северо-Восточной Европы (карелы, коми, саамы).
- 60. Этнология населения Юго-Восточной Европы (молдаване, гагаузы, калмыки и др.).
- 61. Народы Сибири: этногенез и этническая история народов Сибири. Языки и антропологический тип.
- 62. Традиционное хозяйство и материальная культура.
- 63. Духовная культура народов Сибири. Современная этническая ситуация Сибири.
- 64. Лингвистическая классификация, этногенез и этническая история народов Кавказа.
- 65. Хозяйство и материальная культура населения Кавказа.
- 66. Особенности общественных и семейных отношений у народов Кавказа. Духовная культура народов Кавказа.
- 67. Этногенез и этническая история народов Центральной (Средней) Азии.
- 68. Хозяйство и общественная организация населения Центральной (Средней) Азии.
- 69. Материальная культура народов Центральной (Средней) Азии.
- 70. Духовная культура народов Центральной (Средней) Азии.